Урок риторики в 3-м классе на тему "Правильная речь"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с признаками правильной речи и обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.

Задачи:

1. Показать детям, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению. Неправильная же речь (речь с ошибками) затрудняет понимание одного человека другим.

2.Развивать речь, память, мышление, воображение учащихся.

3.Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие, коммуникативность, умение работать в группе.

Технология развития критического мышления.

Методы обучения:

  • практические (упражнения, сбор информации),
  • наглядные (наблюдение в естественных условиях, работа с текстами, иллюстрациями, изображениями),
  • словесные (беседа, рассказ дискуссия),
  • частично-поисковый,
  • исследовательский, методы стимулирования и мотивации интереса к учению,
  • методы активизации деятельности учащихся.
  • метод решения творческих проблемных заданий.
  • Риторический анализ, риторические задачи, риторические игры

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  • Карточки для групповой работы
  • ИКТ (презентация)

1.Орг. момент.

2.Речевая разминка (слайды 7,8,9)

  1. Дыши правильно
  2. Не запутайся в звуках (Экскаватор-эскалатор)
  3. Скороговорка (“Озвучь, чтобы мы услышали шуршание камыша”)

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове.

Не руби дрова на траве двора
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.

4. “Пословица, тебя мы знаем, но – не такою ты была…”

Не спеши языком,…( спеши делом)

Коротко да ясно, оттого и …..(прекрасно)

Речи вести – не …..(лапти плести)

Красивую речь……( любо слушать)

3.Изучение нового материала.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

(Я.Козловский)

– Как называется волшебная страна? Для чего служат словари? Какие вы знаете словари?

– Итак, мы продолжаем путешествие по стране правильной речи. Чему мы будем учиться на уроке?

– Мы будем учиться правильно употреблять в речи слова вместе с героями мультфильма и Риториком. А работать мы будем в группах, чтобы задачи решать быстро.

Речевая задача 1.

– Прочитайте записку, которую оставил своим друзьям Кристофер Робин. Понятно ли вам, о чём она?

Его друзья тоже не поняли. Послушайте фрагмент повести: Приложение 1.

– Итак, поняли Сова и Кролик, о чем идет речь в записке? (Нет. Они решили, что существует какой-то Щасвирнус. Но какой он, и как он выглядит, никто не знает.) Почему же друзья ничего не поняли? (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки, написал слитно два слова.)

– Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его записки? (Кристофер Робин пока еще не знает орфографических правил, поэтому пишет безграмотно, с ошибками.)

– Запишите исправленный вариант записки. Не забудьте о знаках препинания (ответы обсуждаются, выбирается правильный вариант)

– Отсутствие Кристофера Робина связано с тем, что он стал учиться. На следующее утро записка на двери Кристофера Робина гласила: Я ушел, сейчас вернусь. К.Р.(слайд 10)

Итак, мы с вами убедились, что нарушение правил приводит к ошибке и нередко – к непониманию общающихся.

– Посмотрите на рисунок (слайд 11). С какими правилами русского языка не знакома Сова? (Сова не знает правила правописания безударных гласных в корне (совешник) и в приставках (открывают, подергали). Прочитав объявления еще раз, приведите их в норму и запишите. (Должна получиться такая запись “Совешник. Прошу нажать, если не открывают. Прошу подёргать, если не открывают.”

Анализ текста. “Где спрятался кот?” (слайд 12)

– Почему произошла путаница? (Девочка не знала, что одинаково произносимые слова “кот” и “код” пишутся по-разному, имеют разное значение. Кот – домашнее животное. Код– специальное устройство, устанавливаемая в дверях подъездов.

Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение не ясно. Нужно точнее употреблять слова , например, в словосочетании.

Итак, “Пиши правильно”– что это значит?

Нужно соблюдать орфографические правила.

Можете ли вы привести примеры слов-омофонов (звучат одинаково, но пишутся по-разному) ? (слайды 13, 14)(Посидеть– поседеть, старожил– сторожил, запевать– запивать, поласкать– полоскать)

Игра – “Ошибки”. (Учащиеся работают в группах, восстанавливая недостающие слова) (слайды 15,16)

Приложение 3.

– Молодцы! Все достойно справились с заданием.

Речевая задача.

Девочки прочитают вам стихотворение

Приложение 4.

Что вы можете сказать об этой ситуации? (Знай Котлета значение слова “кот”, она бы не исчезла. )

Физминутка

Говори правильно

“Заговори, чтоб я тебя узнал…”

Сократ (слайд)

– Что вы думаете по поводу этого высказывания

– Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Речевая задача (инсценирование) (слайд 17)

Приложение 5.

Почему Люся не захотела сидеть с новеньким?

Какие ошибки допустил новенький? (По А. Минчаковскому)

Речевая задача. (инсценирование)

Приложение 6.

Попробуйте догадаться, какой была последняя реплика режиссера в диалоге с учительницей. Почему?

Звонит

Звонят

Звоним

Не дозвонишься

– Какое ударение в этих словах? (слайд 18)

Итак, правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.

Речевая задача. “Творог или творог?” (чтение стихотворение подготовленными детьми)

Какую ошибку допустил кассир? Как правильно: творог или творог? (слайд 19)

Приложение 7.

Игра “Найди слова и правильно их назови” (слайды 20,21,22)

(работа в группах)

Приложение 8.

Употребляй слова правильно! (слайд 23)

Послушайте песенку. Найдите в тексте слова-“пустышки”, которые мешают понять говорящего.

“Песенка про лишние слова” А. Хайт

Приложение 10.

“Такая в общем история” Э. Мошковская

Приложение 11.

– Почему люди попадают в ситуации, подобные в этом стихотворении?

– Употребление лишних слов-пустышек затрудняет наше общение.

Упражнение: составьте правильные словосочетания (слайд 24)

Приложение 11.

– Почему вы выбрали именно эти сочетания слов?

– Что делать, если ты не знаешь о каком-то слове? Нужно обратиться к словарям. Твои помощники – словари. Их очень много. О словарях более подробно мы поговорим на следующих уроках.

Вывод урока

Итак, ребята, сделаем выводы по нашему уроку. Какая речь облегчает нам общение друг с другом? Что значит правильная речь? Хорошая речь-это речь уместная, успешная, удачная. Правильная речь – это речь без ошибок, без нарушений норм произношения и написания. (слайд)

Правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.

Мы с вами убедились, что нарушение правил приводит к ошибке и нередко – к непониманию общающихся. (Слайды 25,26,27)

Рефлексия

В заключение урока поиграем в игру “Шесть шляп мышления”. Представьте себе, что когда надеваете шляпу определённого цвета, то и мысли текут в определённом направлении.

Белая – перечислить факты, рассказать, чем мы занимались на уроке.

Красная – выразить чувства.

Зелёная – подумать, где можно применить полученные знания.

Синяя – общий вывод по уроку. Чёрная – выделить недостатки. Жёлтая – что было хорошее и почему.

Спасибо за урок, дети! (слайд 28)

Приложение