Программа курса дополнительного образования "Этикет"

Разделы: Классное руководство


«Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения»

Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности

Задачи программы:

  • Познакомить воспитанников с понятием «Этикет», с историей этикета, с навыками культурного поведения.
  • Воспитывать уважительное отношение к себе, к окружающим, к своей школе.
  • Развивать коммуникативные качества личности;
  • Развивать речь;
  • Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

При изучении курса «Этикет», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю.
Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Основные навыки по формированию здорового образа жизни ребята получают при изучении разделы «Ты сам».
Занятия по программе «Этикет» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Программа рассчитана на 64 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах.

Планируемые результаты обучения.

  • Учащиеся должны знать:
    • историю, виды и значение этикета;
    • культуру внешнего вида, правила гигиены;
    • правила жизни в обществе;
    • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
    • культуру поведения в общественных местах;
    • особенности поведения в школе;
    • правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
    • правила гостеприимства;
    • правила дарения и получения подарков
    • правила оформления писем, поздравлений.
    • правила ведения переписки в сети Интернет
  • Учащиеся должны уметь:
  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
  • общаться с представителями противоположного пола;

Литература:

  1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
  2. «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
  3. «Вредные советы» Г. Остер
  4. «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  5. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
  6. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
  7. «Уроки этикета» Насонкина С.А.
  8. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
  9. Игра-раскраска «Хорошие манеры»
  10. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  11. «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев.
  12. http://www.etikets.ru 

Поурочное планирование
1-й год обучения (34 часа)

№ п/п Тема Кол-во часов Сроки проведения Содержание
1. Что значит быть вежливым? 1   Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета
Правила жизни в обществе (11)  
2. Приветствие. 1   Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй»
3. Давайте познакомимся… 1   Правила знакомства
4. Прощание. 1   Слова прощания
5. Благодарность. 1   Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности
6. Извинения. 1    
7. Разговор в обществе 1   Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
8. Обращение к собеседнику. Наши имена 1   Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени
9. Ты и Вы 1    
10. Слова и жесты 1   Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты
11. Внимание к собеседнику. 1   Культура поведения во время беседы
12. Вежливые слова. Решение этикетных задач 1    
Ты сам (13)
13. Твой внешний вид. 1   Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка
14. Уроки гигиены. 1   Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.;
15. Кое-что о правильном питании.     принципы здорового питания, понятие о полезной пище
16. Твое настроение. 1   Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим
17. Тайна моего «Я». Умение владеть собой 1    
18. Как мы видим друг друга 1    
19. Вредные и полезные привычки. 1   Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков
20. Не только платье красит человека. 1    
21. Одежда, костюм, мода 1   Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией.
22. Мода на Руси 1    
23. Не только платье красит человека. 1   Использование косметики и парфюмерии.
24. Только о мальчиках. Только о девочках. 1    
25. Решение этикетных задач 1    
Ты – ученик (9)
26. Твое отношение к учебе и учителям 1   Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. Изучение «Устава школы №5» и (возможное) внесение поправок
27. Общение с одноклассниками. 1   Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик»
28. О дружбе 1    
29. Как решать конфликты. 1   «Правила поссорившихся сторон»
30. Культура спора 1   Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь)
31. В библиотеке, в столовой, в гардеробе. 1    
32. Загородная прогулка с классом 1   Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе
33. Смеемся вместе 1    
34. Обобщение изученного материала. Решение этикетных задач 1    

Поурочное планирование
2-й год обучения (34 часа)

№ п/п Тема Кол-во часов Сроки проведения Содержание
1. Введение      
Правила жизни в обществе (14)
2. На прогулке 1   Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь)
3. В магазине. 1   Правила поведения в общественных местах
4. В больнице. Врач и пациент     Посещение больного
5. В общественном транспорте 1   Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь)
6. В театре, в кино. 1   Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь).
7 В музее 1   Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам
8. На концерте, на стадионе 1   Правила поведения в общественных местах, (словарь)
9. Путешествия 1   Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке.
10. В гостинице 1   Правила проживания в гостиницах
11. Национальный этикет     Особенности этикета в разных странах мира
12. У меня зазвонил телефон… 1   Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь).
13. Пишем письма. 1   Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем
14. Интернет и Этикет 1   Правила работы с электронной почтой
15. Решение этикетных задач 1    
Дом и семья (7)
16 Портрет семьи      
17. У себя дома, что хочу, то и ворочу? 1   Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям
18. За столом. 1   Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира
19. Семейные праздники. 1   Культура организации семейного торжества, семейные традиции
20. Доброе имя семьи 1    
21. Добрые слова. Слова утешения 1    
22. Домашние питомцы. 1    
Гость – хозяину радость
23. Гостеприимство как национальная черта русских 1    
24-25. Мы идем в гости. 2   Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций
26-27. Приглашаем гостей 2   Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций
28. Даты и торжества. 1    
29. Поздравления. Приглашения     Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
30. О подарках. 1   Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков,
31. Цветочный этикет 1   Дарение цветов
32. О комплиментах 1    
33. Дама и кавалер. Потанцуем? 1   Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
34. Обобщающее занятие 1