Тренировочное занятие по методике проведения учебных исследований по предмету экология во 2-м классе

Разделы: Экология


Пояснение к уроку

Тема занятия – “Почему вашей семье необходима собственная система очистки воды”.

Межпредметная связь – окружающий мир, тема “Вода и тепло. Свойства воды”; ОБЖ, “Что делать, когда нужна очищенная вода, а фильтра нет”.

На занятии используется групповая работа, весь класс разделен на 5 групп, определено 5 рабочих зон. Начало занятия проходит перед доской. После определения темы, цели, задач занятия, построения гипотез и выработки плана исследования обучающиеся расходятся по своим рабочим зонам. После выполнения исследования все собираются перед доской и проводится мини-конференция, где представители каждой группы делятся результатами своей работы. В конце занятия формулируется вывод по теме, проводится обсуждение всего хода занятия.

Физминутка на занятии не предусматривается, так как обучающиеся во время занятия не ограничены в движении и могут свободно передвигаться по классу.

Подготовительная работа.

- Карточки с символическим изображением “методов исследования”.

- Разделение класса на рабочие группы:

  1. “Теоретический отдел”.
  2. “Лаборатория № 1”.
  3. “Лаборатория № 2”.
  4. “Технический отдел”.
  5. “Отдел социологических исследований”.

- Разработка бланков исследования для каждой группы.

- Подготовка оборудования для исследовательских работ:

  1. Подборка литературы – “Я познаю мир”, детская энциклопедия по экологии, 2 книги.
  2. Три сосуда с водой (сырой, кипяченной, профильтрованной через фильтр “Аквафор”), часть бывшей в употреблении трубы холодного водовода, часть трубы, не бывшей в употреблении (контроль), электрочайник с накипью от долгой эксплуатации, фильтр “Аквафор”, три пробирки на подставке.
  3. Сосуд с загрязненной водой, колба с профильтрованной через “Аквафор” водой (контроль), 5 колб, лоскуты хлопчатобумажной ткани, вата, песок, глина, древесная зола.
  4. Бывший в эксплуатации катридж очистки для питьевого фильтра “Аквафор” (в разрезе), технический паспорт к нему.
  5. Анкета для опроса присутствующих на уроке учителей, бланк для обработки анкет.

Цель занятия. Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

  1. Обучение проведению учебных исследований младших школьников.
  2. Развитие творческой исследовательской активности детей.
  3. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ход занятия

1. Орг. момент. Определение темы. Целеполагание.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

- Представьте, что все мы работники научно исследовательского института. Я ваш руководитель. Весь класс поделен на 5 научных отделов:

  1. “Теоретический отдел”.
  2. “Лаборатория № 1”.
  3. “Лаборатория № 2”.
  4. “Технический отдел”.
  5. “Отдел социологических исследований”.

- Вы – работники этих отделов, научные группы. Перед каждой группой будет стоять своя задача, после решения, которых мы соберемся на мини-конференцию. Где представитель каждой группы выступит с докладом о проделанной работе. В конце занятия мы обсудим, что получилось, что не получилось.

- Итак, прочитайте тему нашего исследования - “Почему вашей семье необходима собственная система очистки воды”. (Тема записана на доске)

- Какие вопросы возникли у вас после прочтения названия темы?

  1. Нужна ли, очистка воды?
  2. Почему она нужна?
  3. Как ее очищать в домашних условиях?
  4. Как очистить воду на природе? (Дополнительный вопрос учителя)

- Наша задача ответить на эти вопросы, используя методы исследовательской деятельности.

- Какие методы исследовательской деятельности нам известны?

  1. “Подумай сам”.
  2. “Посмотри в книгах”.
  3. “Спроси у других людей”.
  4. “Посмотри по телевизору”.
  5. “Используй компьютер”.
  6. “Понаблюдай”.
  7. “Проведи эксперимент”.

- Давайте отберем те методы, которые мы можем использовать сегодня на уроке и определим, какой метод мы будем применять для ответа на наши вопросы, т.е. составим план работы.

  1. “Подумай сам” - на все вопросы.
  2. “Посмотри в книгах” - на второй вопрос
  3. “Спроси у других людей” - на все вопросы
  4. “Понаблюдай” - на первый вопрос, на третий вопрос.
  5. “Проведи эксперимент” - на четвертый вопрос.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте договоримся, как мы будем фиксировать полученные результаты. (Предложения детей)

- Я предлагаю специальные бланки исследования, которые я приготовила для каждой группы. С ними вы уже работали и знаете, как их заполнять.

2. Построение гипотез. Сбор материала.

- Итак, первый метод – “Подумай самостоятельно”. (Дети пытаются ответить сами на поставленные вопросы)

- Это научные ответы? (Нет. Это наши предположения, т.е. гипотезы. (Гипотезы записываются рядом с вопросами))

Предполагаемые гипотезы.

    1. Очистка воды нужна.
    2. Вода грязная, в ней много вредных веществ.
    3. Кипятить. Использовать бутылированную воду.
    4. Брать очищенную воду с собой. Кипятить воду на природе.

Что еще мы знаем о воде? (Это жидкое вещество, без вкуса, запаха, цвета, не имеет собственной формы, принимает форму сосуда, растворитель, но не для всех веществ)

Работа в группах.

- “Посмотри в книгах” (“теоретический отдел”).

Работа с детскими энциклопедиями:

  • “Я познаю мир. Экология” (2 книги).
  • “Экология. Аванта +”.
  • Рекламные проспекты “Аквафора”.

Инструкция группе.

1. Зарегистрируйте членов группы на бланке исследований.

2. Запишите гипотезу, которую вы будете проверять или вопрос, на который надо ответить.

3. Ознакомьтесь с предложенной литературой, то, что вы считаете главным и понятным для себя (по теме), выделите (зафиксируйте главное на бланке исследования) и обсудите.

4. Гипотеза подтвердилась или нет? Получили ли вы ответ на поставленный вопрос?

5. Подготовьтесь к сообщению.

- “Спроси у других людей” (“отдел социологических исследований”).

1. Зарегистрируйте членов группы на бланке исследований.

2. Запишите гипотезу, которую вы будете проверять или вопрос, на который надо ответить.

3. Составьте вопросы для тех, кого будете спрашивать. (Что вы хотите узнать?)

4. Проведите опрос.

5. Обсудите ответы.

6. Сформулируйте вывод.

7. Гипотеза подтвердилась или нет? Получили ли вы ответ на поставленный вопрос?

8. Подготовьтесь к сообщению.

- “Понаблюдай” (“лаборатория 1”).

1. Зарегистрируйте членов группы на бланке исследований.

2. Запишите гипотезу, которую вы будете проверять или вопрос, на который надо ответить.

3. Перед вами 3 сосуда: с сырой водой, кипяченной, пропущенной через фильтр “Аквафор”.

Задание: Проверьте, отличается вода в сосудах по прозрачности, цвету.

Будете ли проверять на вкус?

Сформулируйте вывод. Запишите его в бланк исследования.

4. Пред вами части двух труб: одна - от трубы, по которой много лет текла холодная вода; другая - от новой трубы. Рассмотрите, как выглядят эти трубы изнутри. Сравните.

Сформулируйте вывод. Запишите его в бланк исследования.

5. Перед вами чайник, который работал долгое время и фильтр “Аквафор, который использовался примерно столько же времени. Рассмотрите, как выглядят эти предметы изнутри. Сравните.

Сформулируйте вывод. Запишите его в бланк исследования.

6. Обсудите полученные данные.

7. Сформулируйте общий вывод. Запишите его в бланк исследования.

8. Гипотеза подтвердилась или нет? Получили ли вы ответ на поставленный вопрос?

9. Подготовьтесь к сообщению.

- “Проведи эксперимент” (“технический отдел”).

1. Зарегистрируйте членов группы на бланке исследований.

2. Запишите гипотезу, которую вы будете проверять или вопрос, на который надо ответить.

3. Пред вами сменный катридж фильтра “Аквафор” в разрезе.

Задание. Рассмотрите, из чего состоит катридж. Свертись с техническими данными на упаковке.

4. Сформулируйте вывод. Запишите его в бланк исследования.

5. Просмотрите, какие еще есть фильтры для очистки воды в домашних условиях. (Рекламные проспекты “Аквафора”)

6. То, что вы считаете главным и понятным для себя (по теме), выделите (зафиксируйте главное на бланке исследования) и обсудите.

7. Гипотеза подтвердилась или нет? Получили ли вы ответ на поставленный вопрос?

8. Подготовьтесь к сообщению.

- “Проведи эксперимент” (“лаборатория 2”).

1. Зарегистрируйте членов группы на бланке исследований.

2. Запишите гипотезу, которую вы будете проверять или вопрос, на который надо ответить.

3. Перед вами сосуд с загрязненной водой, хлопчатобумажная ткань, вата и бинт, которые должны быть в каждой аптечке, различные природные материалы (песок, глина, древесная зола).

Задание: Вы оказались на природе. Чистая питьевая вода закончилась, а вода вам необходима. Попробуйте сделать различные фильтры из подручных средств, чтобы очистить воду.

Сравните, при использовании какого фильтра вода на вид получилась самой чистой. Что следует сделать с этой водой перед тем, как ее пить?

4. Сформулируйте вывод. Запишите его в бланк исследования.

5. нашли ли вы решение поставленной задачи?

6. Подготовьтесь к сообщению.

3. Мини-конференция.

- Представитель каждой группы, используя свой бланк исследования рассказывает о ходе и результатах работы группы.

- После выступления каждого представителя формулируется общий вывод. (Система очистки воды нужна каждой семье, так как качество воды в водопроводе угрожает здоровью людей. Можно пользоваться фильтрами, использовать бутылированную воду, на природе можно изготовить фильтр из природных материалов и прокипятить)

4. Рефлексия.

- Как звучала тема нашего занятия?

- Какой результат мы получили в результате работы?

- Чему мы еще учились?

5. Итог занятия.

- Как прошло занятие?

- Какое у вас настроение?