Урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Повторить сведения о наречии, полученные в 5-6 классах; формировать умение находить наречия в тексте, сопоставлять с другими частями речи; формировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль.
  2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация); формировать коммуникативные умения.
  3. Прививать интерес к урокам русского языка; развивать языковое чутьё; формировать умение работать в команде; воспитывать дух толерантности.

Тип урока:

  • изучение нового материала.

Технология:

  • развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы:

  • «Корзина идей»,
  • «Инсерт»,
  • «Маркировочная таблица ЗУХ»,
  • «Кластер»,
  • «Синквейн».

Оборудование:

  • карточки для психологического теста;
  • учебник;
  • информационные карточки с заданиями,
  • ноутбук,
  • мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку,
  • экран.

Ход урока

I. Оргмомент.

Игра «Мордашки».

- Перед вами на столах лежат карточки. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! (Ученики сигнализируют о своем эмоционально-психологическом состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.)

II. Словарный диктант.

В начале урока проводится небольшой лексико-орфографический диктант из слов, изученных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Диктант оформляется в виде кроссворда. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.)

Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.

Кроссворд. (Приложение 1)

  1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента.
  2. Расстояние, промежуток между чем-нибудь.
  3. Сплетенные в виде цепи цветы и зелень.
  4. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.
  5. Обычный, ставший привычкой.
  6. Дверца в заборе, в воротах.
  7. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде.

III. Формулирование темы и цели урока.

Загадка.

Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

- Название этой части речи можно прочитать в кроссворде по вертикали. (Наречие.)

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Запись на доске и в тетрадях темы урока: «Наречие как часть речи».)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

- Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то с наречием сходных. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока и нескольких следующих.

IV. Стадия вызова.

1.  Работа в группах.

- Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения о наречии. Разделитесь на группы (по 4 человека). Вспомните и обсудите друг с другом все, что вы знаете по этой теме. (На экран проецируются вопросы, которые помогают детям работать в группах)

Вопросы:

  1. Что обозначает наречие как часть речи?
  2. Какие вопросы задаются к наречиям?
  3. К каким частям речи присоединяется наречие?
  4. Можно ли изменить наречие?
  5. Каким членом предложения является наречие?

2. Прием «Корзина идей».

- Теперь перечислите, не повторяясь, все, что вы знаете о наречии. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).

3. Составление кластера.

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

- Сначала пишем слово «наречие» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

4. Отчет групп.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

- Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

- Какие трудности встретились вам при его составлении?

V. Стадия осмысления.

1. Наблюдение над наречиями.

При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется текст.

Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше и выше, оно, радостное, благословляет, греет оголен…ую, озябшую землю.

Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-иному красивый.

Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени, звон, скрытый в них.

Учащиеся объясняют знаки препинания, выписывают в тетради слова с пропусками букв, обозначают орфограммы и условия их выбора.

- Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора текста и произведение? («В людях» М. Горький.)

- Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)

- Каково лексическое значение слова благословляет?

(1. Напутствовать.
2. Воздать благодарность кому-то.
3. У религиозных людей: перекрестить

(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи. – Ожегов С.И. Словарь русского языка).

- Каков состав этого слова? (Благословляет.)

Произошло от греческого eulogein (eu – благое, logein – слово, говорить). Этимологически родственны ему по первому корню слова благополучие, благоприятный, благородный, благоухание.

Рассуждение о наречии как части речи.

- Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно.

- Сделайте вывод, от каких частей речи зависит наречие, как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях. (Учащиеся подписывают, какой частью речи является в этих словосочетаниях главное слово.)

Вывод 1-й: наречия сочетаются с глаголами (чаще всего), с глагольными формами (причастием и деепричастием), а также с прилагательными и другими наречиями.

- Наречия могут сочетаться и с именем существительным. На экране появляется запись с примерами: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.

- Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, глагольные формы – причастие и деепричастие.

- А наречие? Каково его грамматическое значение? (Наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие. Следовательно, наречие обозначает признак действия.)

- В нашем предложении какие это случаи? (Восходя выше, люблю особенно). А в двух других случаях какое значение наречий? (Признак признака.) А в примерах записанных отдельно? (Взгляд исподлобья – признак предмета, т.е. то же значение, что и у имени прилагательного.)

Вывод 2-й: о грамматическом значении наречия.

- Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия. По каким еще признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи. (По грамматическим признакам – постоянным и непостоянным, по синтаксической роли в предложении.)

- Какова синтаксическая роль наречий? Разберем по членам предложения. Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Вывод 3-й: наречие обычно является обстоятельством. Иногда может быть определением (Меня смутил его взгляд исподлобья). Может быть и сказуемым (Сегодня холодно.)

- Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему ставим как к прилагательному? (Изменяем его; взгляда исподлобья, взглядом исподлобья; зависимое слово не изменяется вместе с главным, а прилагательное всегда изменяется, значит, это не прилагательное. Это неизменяемая часть речи. У него нет окончаний!

- В 1-м предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)

Инструкция: в словосочетании с предполагаемым наречием изменяется главное слово; если изменяется и зависимое – это не наречие; если зависимое не изменяется – это наречие. Заменяем главное слово другим по лексическому значению, но той же частью речи; если меняется зависимое – это не наречие; если не изменяется – наречие.

Сравним:

люблю солнце

любуюсь солнцем

 

люблю особенно

любуюсь особенно

красивого по-новомуодеться

по-новомукрасивый по-новому

- В 1-ом предложении нашего текста слово (у) берега отвечает на вопрос где? Какой частью речи является это слово? (Существительное, так как обозначает предмет, второй вопрос как к части речи у чего, изменяется по числам и падежам?)

Вывод 4-й: наречие – неизменяемая часть речи.

2. Упражнение для мозговой гимнастики.

- Закройте глаза. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону. Подбородком вычертите слегка изогнутую линию на груди. Откройте глаза! Вы спокойны! Настроение хорошее! Тогда вперед!

3. Прием «Инсерт».

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. У каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны занести всю информацию в таблицу «ЗУХ». (Приложение 2)

4. Прием «Маркировочная таблица ЗУХ».

- А сейчас кратко занесите в таблицу те сведения о наречии, которые вы получили после прочтения текста (таблица у каждого учащегося).

5. Электоронная физминутка для глаз «Солнышко».

VI. Стадия рефлексии.

1. Беседа с классом по вопросам.

- Что из того, что вы прочитали в тексте о наречии, вам уже было знакомо?

2. Перечислите эту информацию.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью?

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что у вас вызвало сомнение или, с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

2. Возвращение к кластеру.

- Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили?

Обоснуйте!

- Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

- Дайте полный устный ответ о наречии с примерами по кластеру.

- Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.

6. Выполнение практических заданий.

а) Запись под диктовку.

Учащиеся обозначают наречия как члены предложения; над словом, от которого наречие зависит, ставят х.

Только что поднялось усталое сентябрьское солнце. Его белые лучи то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг ко мне. Откуда-то сверху кричит бабушка: «Ты где?» (М. Горький.)

Объясняется правописание суффикса в прилагательных сентябрьское, серебряным, правописание наречий сверху, откуда-то; знаки препинания при однородных членах, в предложении с прямой речью.

б) Самостоятельная работа (Упр. 197).

в) Анализ художественных текстов.

- Какую смысловую роль играют наречия в данных предложениях? (Уточнение места действия - сзади, далеко впереди, далеко влево; показывают неожиданность действия – вдруг; делают высказывание более выразительным – тихо принялось за работу, трудно оторвать, мягко картавя, плавно взмахивая.)

- А какова роль наречий в таких предложениях? (Тексты воспроизведены через мультимедиапроектор).

1) Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светилась под веселым лучом. Как умытые свежо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (М. Прилуков).

2)

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев.)

3) Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (В. Катаев.)

4) Прорвался печальный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным. (Л. Андреев.)

Словарная работа:

  • анемия – малокровие,
  • анемичный – бледный, вялый.

Вывод о роли наречий в тексте.

- Все тексты урока о солнце. Какие части речи его характеризуют и помогают передать мироощущение писателя? (Прилагательные и наречия).

- Так какова роль наречий в художественном тексте? (Наречия делают речь более точной и выразительной).

VII.. Заключительный этап.

1. Беседа.

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

2. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах по 4 человека).

- Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Наречие».

Как это делать:

Тема (существительное)____________________________________________

Описание (два прилагательных)______________________________________

Действие (три глагола)______________________________________________

Чувство (фраза из 4-х слов)__________________________________________

Повторение сути (синоним темы)_____________________________________

VIII. Домашнее задание.

Выучить материал по кластеру; стр. 92, упр. 198; из книги, которую читаете во внешкольное время, выбирать и выписывать на карточки тексты с наречиями (100 слов).

(В конце урока поводится тот же психологический тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь).

Библиография.

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / М.В. Федорова. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – Киев: Рад. шк., 1988.