Урок развития речи в 3-м классе по теме "Общее понятие о тексте"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели:

а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте);
б) познакомить с темой текста: учить определять тему, конструировать текст;
в) обучить коллективным формам работы;
г) развивать речь учащихся путём использования элементов “критического мышления”.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал. 2. Книги (с красиво оформленными красными строками).
  2. Иллюстрации к уроку. 4. Кубики вопросов (адаптированные на возраст детей).
  3. Текст “Верные и неверные высказывания”.

Ход урока

1. Речевая разминка:

Наш Полкан попал в капкан.
Нужно помочь Полкану
Освободить лапу из капкана.

– Прочитайте скороговорку. Какие звуки повторяются?

– Прочитаем тихо, громко, очень громко.

– Прочитаем, выделяя голосом выделенное слово.

– Прочитаем так, чтобы все поняли, что вам жалко Полкана.

2. Работа в группах.

Задание: Восстановить перепутанную логическую цепочку.

На карточках предложены слова: звуки, слова, буквы, слоги, текст, предложения.

3. Индивидуальная работа по текстам с предварительным высказыванием мнений о том, что такое текст.

Тест: “Верные и неверные высказывания”.

  1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу +
  2. К тексту нельзя придумать заглавие -
  3. Все предложения в тексте имеют границы +
  4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности -
  5. В тексте всегда о чём-то (о ком-то) говорится +
  6. Тексты бывают разных типов +
  7. Текст можно поделить на части +

4. Целевая установка.

Учитель ставит перед детьми задачи данного урока.

5. Работа в группах.

Каждой группе предложено восстановить деформированное предложение:

а) Две, несла, горсти, гороху, обезьяна, полные.
б) Купались, реке, в, медвежата, забавные.
в) Книгу, Саше, интересную, очень, подарили.
г) Цветами, весь, яркими, луг, зарос.

Что получилось у вас?

Что позволяет судить об этом?

По ходу работы ребята выясняют значение слова “горсть” и словосочетание “две горсти”.

6. Работа с текстом (текст записан на доске).

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала. /Л. Н. Толстой/.

– Все ли слова понятны?

Сравните составленные предложения (см. п. 5.) и то, что вы сейчас прочитали.

Что будет являться текстом? Почему?

Прочитайте вновь составленные предложения.

О ком говорится в первом предложении? Во 2-м, 3-м, 4-м?

Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям?

Кто (или что) изображен на рисунке?

Составленные предложения связаны по смыслу или они о разном?

Вернёмся к предложениям, записанным на доске. Сколько предложений?

О ком говориться в каждом из них?

Сколько рисунков можно нарисовать к ним?

Кто будет изображен на них?

Связаны ли они по смыслу между собой?

Вывод: Предложения, записанные на доске, объединяются тем, что рассказывают об одном (связаны по смыслу) или говорят, что предложения объединяются темой, значит это текст.

Какова тема этого текста?

Можно ли придумать заголовок к тексту?

А к составленным предложениям? Почему?

В чем же отличие предложений от текста?

Далее идёт уточнение полученных сведений о тексте и проверка работы учащихся по тексту.

7. Определение тем текстов. Работа в группах.

а) Мы, ребята, -
Повара,
Мы работать мастера.
Мы состряпали обед
Из варенья и конфет. /Б. Заходер/.

- О ком это стихотворение? Назовите кратко тему.

б) У Наташи папа слесарь-
Он Наташе из железа
Сделал трактор заводной. /Г. Люшнин/.

– О ком этот текст? Что о нем говорится? Назовите тему одним словом.

г) Ах, опять ты, шар воздушный,
Улетаешь непослушный!
Вот, моя ладошка –
Отдохни немножко. /Н. Френкель/.

д) Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе. /А.С. Пушкин/.

Вывод: Что такое тема? Как определить тему? Определяя тему, отвечаем на вопрос, о ком или о чем этот текст.

8. Работа с текстом (Текст распечатан на каждого ученика).

Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

НИКИТА-ОХОТНИК

Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. /По Чарушину/.

– Легко ли было читать текст? Почему?

(Дается лексическое значение слова граница).

Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?

Как еще можно показать, что одно предложение кончилось, а другое началось?

Найдите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите, где нужно заглавные буквы.

Проверка работы в парах и на доске.

Прочитайте текст выразительно. Докажите, что прочитали текст.

Что еще узнали о тексте?

9. Работа над деформированным текстом в группах.

Дом белый, а крыша у него розовая.
Вот наш дом.
Он большой.
Они как мачты на сказочном корабле.
На крыше антенны.
Такой корабль я видел на картинке. /По Г. Цыферову/.

– Прочитайте. Можно ли называть это текстом? Почему?

Восстановите текст.

Озаглавьте.

Что еще узнали о тексте?

Вывод: Предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

10. Уточнение представлений учащихся об оформлении текста при письме.

Даются сведения из истории о том, что когда-то и откуда-то пришло название “красная строка”; вниманию учащихся предлагаются для рассмотрения иллюстрированные книги, в которых в старинном стиле оформлена красная строка.

11. Самостоятельная работа.

а) Опиши./Учащимся первой группы предлагают описать, что такое текст./

б) Сравни./Учащимся второй группы предлагается текст и набор предложений./

в) Приведи “за” и “против”./Учащимся третьей группы предлагается прокомментировать ответы членов первой и второй групп./

г) Скрипичный ключ./Музыкальная пауза. Звучит запись песни Никитиных на слова Ю. Мориц “Резиновый ежик”./

д) А песню можно назвать текстом?

12. Выводы по уроку.

Что знали о тексте?

Что узнали?

Что ещё узнаем? /Материал следующего урока: части текста, типы текстов./