Урок по русскому языку "Повторение правописания отрицательных местоимений". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  1. Образовательная: повторить сведения об изученных ранее разрядах местоимений; закрепить правописание отрицательных местоимений; отработать практические навыки умения различать слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
  2. Развивающая: способствовать развитию внимания, мышления, речи и памяти.
  3. Воспитательная: формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Каждый шаг в познании– трудный поиск. Отправляясь в этот путь, возьмите с собой правило: “ Я знаю, я умею”. И тогда у вас все получится.

Объявление темы урока. Целеполагание.

– Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться ? (Ответы учащихся.)

2. Активизация ранее изученного материала.

“ Мозговой штурм”

Задание: отгадать, что это за местоимение. Цель: настроить на следующие этапы урока, повторить разряды изученных местоимений.

  • В каком местоимении два звука, но одна буква ? (Я)
  • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам ? (Ямы.)
  • Первый слог– личное местоимение, второй– звук, который издает лягушка. Вместе – овощ (тыква).
  • Сколько личных местоимений в слове семья ? (Семь я.)
  • Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)

3. Закрепление.

Вопрос классу: почему местоимение женского рода ничья отрицательное ? (Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не и ни. Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества).

Вывод: отрицательные местоимения что-либо отрицают.

– Давайте сравним определение отрицательное местоимение с определением в Школьном толковом словаре. Что значит “ отрицать”?

– Сколько лексических значений у слова “ отрицать”?

– Два. Слово многозначное.

– Перечислите отрицательные местоимения, знакомые вам. (Учащиеся перечисляют.)

  • Работа с текстом.

(Текст в распечатанном виде у учащихся на столах.)

… Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги, и когда она доживет до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королем– хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными – вкусными обедами… укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды– с единственным условием, чтобы я не читал книг, я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки.
(Маколей)

– Назовите тему текста.

– Какова его основная мысль?

– Найдите отрицательное местоимение. Какова роль отрицательных местоимений в высказывании ?

– Что вы знаете о правописании отрицательных местоимений?

– Сформулируйте правило и скажите, как нужно записать отрицательные местоимения, употребленные в тексте.

– Просклоняйте по падежам местоимение никто

(На доске таблица “ Правописание отрицательных местоимений”.)

  • Орфографический диктант

Запись в тетради с комментированием орфограмм.

Ничем не удивишь, появился у него, наслаждаться свежим воздухом , встретишь кого-нибудь, ни о чем не догадывался, подарил ему, не причинять никому зла, прикоснуться к чему-нибудь, стряхнуть с него, никого не касался.

– Найдите местоимения по их морфологическим признакам:

  • Неопределенно – личное, стоит в дательном падеже (чему-нибудь).
  • Отрицательное , стоит в творительном падеже (ничем).
  • Личное, 3-го лица, ед. числа, стоит в род. падеже (с него).

– Составьте с любыми словосочетаниями предложения.

  • Творческий диктант.

– К данным глаголам подберите подходящие по смыслу отрицательные местоимения.

1. Не сделал… 2. Не прикреплял… 3. Не расставался… 4. Рассказать… 5. Ссориться…6. Сердиться… 7. Не говорил… 8. Не забыл…9. Обижаться…

  • Самостоятельная работа.
  1. Индивидуальная работа по карточкам (разный уровень).
  2. Упр.425 (записать отрицательные местоимения, обозначить изученные орфограммы).
  3. Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть орфограммы.

1. Люблю того кто (не)обидит (ни)кого. 2. Обидеть-то каждый может а пож…леть-то (не)кому. 3. Кто дважды оглянется тот (ни)чего (не) потеряет. 4. Дома с…дит (ни) (на) кого (не) гл…дит. 5. Иного (ни)чем (не) удовлетворишь и (ни)чем (не) насытишь. 6.Было слышно, как кто(то) быстро бежал по стекля..ному куполу.

  • Подберите антонимы к выделенному глаголу.
  • Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.

4. Итог урока. Оценивание учащихся.

– Оцените свою работу на уроке.
– Что еще нужно повторить?

5. Домашнее задание (на выбор): 1. Сочинить стихотворение, используя в нем отрицательные местоимения; 2. Написать наставление, как вести себя в школе, используя разные разряды местоимений.