Программа профессиональной ориентации воспитанников школы-интерната "Мой выбор"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Основные цели:

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
  2. Развивать у воспитанников способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Основные задачи:

  • У воспитанников младших классов (1–4 класс) с помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.
  • У подростков (5–7 класс) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
  • У воспитанников 8–9 классов необходимо формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Оказание детям-сиротам индивидуальной консультационной помощи в выборе профессии, при необходимости определить стратегию действий по освоению запасного варианта.
  • С воспитанниками 10–11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить детей со способами достижения результатов в профессиональной деятельности; самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

Примерный перечень формируемых знаний и умений:

Воспитанники должны знать:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Воспитанники должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Этапы реализации Программы.

1-й этап: подготовка к реализации программы профессиональной ориентации воспитанников (сентябрь – октябрь)

  1. Обсуждение программы профессиональной ориентации школьников на педагогическом совете школы – интерната.
  2. Разработка основных направлений программы профессиональной ориентации школьников.
  3. Подготовка пакетов диагностических методик для изучения личности школьника;
    профессиональных интересов и склонностей;
    эффективности профориентационной работы.

2-й этап: практическая реализация концепции программы профессиональной ориентации воспитанников (в течение учебного года).

  1. Внедрение возрастных программ по профориентации.
  2. Мониторинг профессионального выбора в классах.
  3. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования, ОАО КнААПО и других предприятий города.
  4. Регулярное информирование родительской общественности, воспитателей о ходе и результатах профориентационной работы школы-интерната.
  5. Обсуждение на заседаниях МО, педагогического и методического советов результатов практической деятельности по реализации программы профессиональной ориентации школьников.

3-й этап: обобщение опыта реализации программы профессиональной ориентации школьников (май, сентябрь).

  1. Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации Программы круглый стол;
  2. Подведение итогов работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов; анализ анкет “Жизненные ценности и профессиональный выбор”).
  3. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации воспитанников в школе-интернате

Основные направления программы на каждом возрастном этапе.

Направления 1 – 4 класс
Психологические особенности возраста К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.

Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.

Задачи
  • знакомство с миром профессий
  • формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям
  • формирование нравственных основ выбора профессии
  • развитие потребности в общественно-полезном труде
  • овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям
Формы работы
  1. Классные часы, беседы о профессиях.
  2. Тренинговые тематические занятия.
  3. Конкурсы рисунков
  4. Экскурсии
  5. Игры-викторины
  6. Встречи с людьми разных профессий
Направления 5 – 8 класс
Психологические особенности возраста В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.

Девочки начинают ориентироваться на профессии “настоящих женщин”: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.

Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Задачи
  • изучение и осознание личностных особенностей, интересов и склонностей;
  • получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях;
  • получение информации о правилах выбора профессии;
  • знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;
  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии;
  • анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
Формы работы
  1. Классные часы: беседы о профессиях.
  2. Тренинговые тематические занятия.
  3. Неделя профориентации (игры, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет ).
  4. Целевые экскурсии на предприятия села, города.
  5. Районные и школьные предметные олимпиады.
  6. Участие в общешкольных предметных неделях.
  7. Дополнительное образование.
  8. Окружные и районные конкурсы с целью развития творческих способностей учащихся.
  9. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах;
  10. Конкурсы рисунков и сочинений.
Направления 9 – 11 класс
Психологические особенности возраста Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник еще сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?).Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Задачи
  • осознание желаний и соотнесение их со своим будущим; соподчинение целей;
  • разработка способов и путей их достижения;
  • осознание своей жизненной позиции;
  • развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной самооценки;
  • осознание своего внутреннего состояния, повышение способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;
  • выработка навыков анализа условий для достижения целей, критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели.
Формы работы
  1. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.
  2. Сотрудничество с Отделом занятости: летнее трудоустройство подростков.
  3. Встречи с людьми востребованных профессий
  4. Классные часы: беседы о профессиях.
  5. Тренинговые тематические занятия.
  6. Неделя по профориентации: игры, конкурсы, родительские собрания, выпуск тематических газет.
  7. Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”.
  8. Целевые экскурсии на предприятия города.
  9. Научно-исследовательская работа учащихся.
  10. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
  11. Социологический опрос учащихся.

Мероприятия по реализации программы.

1-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
“Кто какие игры любит” (об увлечениях детей) беседа воспитатель
“Профессии всякие нужны, профессии всякие важны” Развлекательная программа Воспитатель, классный руководитель
Знакомство с профессией Учителя Игра-представление библиотекарь
Рисунки о профессиях конкурс Педагоги дополнительного образования
Занятия по интересам кружки Педагоги дополнительного образования

2-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
Знакомство с предприятиями города Экскурсия Воспитатель, классный руководитель
“Люди каких профессий работают в нашей школе-интернате” беседа Воспитатель, классный руководитель
“Угадай их профессию” викторина библиотекарь
Рисунки о профессиях “Профессии, которые нас окружают” конкурс Педагоги дополнительного образования, организатор
“Конкурс рисунков о труде” конкурс Педагоги дополнительного образования

3–4-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
Распределение обязанностей в классе Беседа Воспитатель, классный руководитель
Организация кружковой работы труд Педагоги дополнительного образования
“На кого я хочу быть похожим” сочинение Библиотекарь, классный руководитель
“Кем быть” Игра-путешествие организатор
“Город мастеров” праздник организатор

5-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
Распределение обязанностей в классе, группе Беседа Воспитатель, классный руководитель
Выставка поделок, творческих работ выставка Педагоги дополнительного образования
“Твои знания и будущая профессия” беседа Воспитатель, классный руководитель
“Землю красит солнце, а человека-труд” праздник Библиотекарь, воспитатель
Выпуск стенгазет к профессиональным праздникам конкурс Воспитатель, организатор

6–7-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
Экскурсия в музей КнААПО, “Кем мечтаю быть”, экскурсия Воспитатель,

организатор

“Моя любимая профессия”, “Мое любимое занятие” сочинение Библиотекарь, Воспитатель, классный руководитель
“Путешествие по профессиям” игра организатор
Обзор литературы.

Выставка работ детей. рассказ о своих занятиях в кружках

беседа Библиотекарь, воспитатель, педагоги дополнительного образования

8-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
“Именно в труде и только в труде велик человек” беседа Воспитатель, классный руководитель
“Профессии, в которых нуждается город” беседа соц.педагог
Экскурсии на предприятия сферы обслуживания экскурсия воспитатель, классный руководитель
Обзор литературы о профессиях беседа библиотекарь
Встреча с учащимися ПУ Встреча Воспитатель, классный руководитель
“Кто больше знает о профессии” конкурс организатор

9–11-й класс.

Название мероприятий Формы работы Ответственные
Индивидуальные беседы с детьми, планы которых нужно корректировать или формировать беседа Психолог, соц.педагог, воспитатель, классный руководитель
Беседа о потребностях города в кадрах беседа Профориентатор, специалист ЦЗН
Экскурсии в учебные заведения Экскурсии Профориентатор, Воспитатель, классный руководитель
Элективный курс “Твоя профессиональная карьера ” Элективный курс Психолог
Экскурсии в ПУ, ВУЗы экскурсия Профориентатор, Воспитатель, классный руководитель
Индивидуальные консультации для выпускников консультация Психолог, соц.педагог, воспитатель, классный руководитель, профориентатор

Эффективность профориентационной работы.

По Климову Е. А.

Долгосрочные показатели:

  1. успешность, реалистичность данного выбора;
  2. удовлетворенность воспитанника совершенным выбором;
  3. “психофизиологическая”цена выбора.

Оперативные показатели:

  1. Готовность к профессиональному самоопределению – способность к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития;
  2. Оценка качества схемы построения Личной Профессиональной Перспективы (ЛПП);
  3. Согласованность пунктов Личной Профессиональной Перспективы (ЛПП) – как показатель эффективности профориентационной работы;
  4. Диагностическое обследование в качестве показателей эффективности профессионального самоопределения. Мотивы меняются, а профессиональные способности окончательно формируются в труде. Поэтому ориентация на результаты обследования имеет вспомогательное значение.

По Вершинину С.И.

Процессуальные показатели:

  1. Индивидуальный характер профориентационного воздействия;
  2. Направленность профориентационного воздействия на всестороннее развитие личности (способствование свободному выбору, создание возможностей для пробы своих сил, активизация к самостоятельности).

Результативные показатели:

  1. Достаточная информация о профессиях и путях ее получения (ясное представление о требованиях к человеку, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии);
  2. Потребность в обоснованном выборе (показатель самостоятельной активности по полученной информации, желание попробовать свои силы, самостоятельное построение ЛПП );
  3. Уверенность воспитанников в социальной значимости труда;
  4. Степень самопознания школьника;
  5. Наличие обоснованного ЛПП (умение соотносить требования профессии со знанием своих индивидуальных особенностей).