Методическая разработка проведения урока письма: "Слово о письме"

Разделы: Русский язык


Оформление эпиграфов на доске (на экране) Приложение 1. Слайд 1.

Маку в мешочке насыпано, а не перетрясется.
Маком по белой земле посеяно,
далеко вожено, а куда пришло, там взошло.

1. Беседа с классом.

– Эпиграфом нашего урока будут загадки. Прочитайте эпиграфы, подумайте, о чем эти загадки?

– Как называется такой текст, в котором мы можем что-то и кому-то сообщить, пожелать? Кто затрудняется ответить, обратитесь к подсказке:

Это существительное среднего рода, состоит из шести букв, одна буква не имеет звука.

– Кто до сих пор затрудняется, послушайте другую подсказку!

Антон Павлович Чехов писал: “ Пишите подлиннее. Будьте здоровы и не хандрите. Не будьте кислы, как клюква. Будьте рахат-лукумом”.

– К какому литературному жанру относится такой текст?

Затрудняетесь? Послушайте подсказку:

Это греческое слово, означает письмо; пишется так: epistole

– К какому выводу мы пришли в результате размышлений? Сформулируйте тему и цель занятия.

(Ребята предлагают название темы, формулируют цель занятия.)

На доске (экране) читаем тему занятия, цель занятия. Слайд 2.

Тема: “Слово о письме”.

Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру;

получить навыки правильного письма;

возродить российские традиции эпистолярного жанра.

Звучит песня на слова И. Лашкова “Милая мама”. Слайд 3.

(на экране бегущая строка)

2. Слово учителя.

– С начала XXI века в России проводится конкурс “Лучший урок письма”, он является составной частью новой корпоративной политики федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) “Почта России”. В конкурсе могут участвовать директора школ, преподаватели школ, руководители детских творческих объединений, а также учащиеся средних школ, колледжей и студенты. Учащиеся могут попробовать свои силы в таких номинациях:

“Письмо моей семье”, “Письмо президенту”, “Письмо другу. Однажды со мной случилось…”, “Моему учителю”, “Хочу рассказать тебе о моем родном крае”, “Письмо ветерану”, “Письмо солдату в армию”.

Учащиеся нашей школы принимали участие в номинации “Письмо президенту”.

Несколько лет детская организация “Монолит” поздравляет выпускников нашей школы с Днем Защитника Отечества и отправляет в воинские части посылки и письма-открытки.

Конечно, сегодня есть телефон, факс и интернет, но с появлением этих замечательных вещей что-то потеряли мы.

3. Домашняя работа.

Вам было дано задание: записать ассоциации родных к слову ПИСЬМО. Оформите плакат.

(Ребята наклеивают ассоциации вокруг слова ПИСЬМО).

Милый сердцу пустяк. Веселая кутерьма. Душевный разговор.

Желание быть услышанным. Радость общения.

ПИСЬМО.

Память об умолкнувших днях.

Сладко-мучнистый привкус на губах от заклеиваемого конверта.

– Прочитайте ассоциации и подумайте: нужно ли сейчас писать письма?

Ответим на этот вопрос, выбирая ответ “Да” // “Нет”

(У ребят на партах лежат двух цветов листочки: белый – “Да”, темный – “Нет”. В конце занятия ребята могут изменить свое решение. Ответы приклеивают на плакат “Основной инстинкт”)

Звучит песня на слова М. Матусовского “Вологда”. Слайд 4.

4. Формирование творческих групп.

(Ребята выбирают, в какой группе будут работать.)

Группа “Толковники” проводит словарную работу.

Группа “Архивариусы” собирает информацию на тему: “Правила хорошего тона при написании письма ”.

Группа “Оформители” поведают о требованиях к написанию писем.

5. Сбор материала.

(Подготовлена заранее учителем выставка книг, которая поможет ребятам в работе)

Книги и журналы:

“Советский энциклопедический словарь” под редакцией А.М. Прохорова, Москва “Советская энциклопедия” 1982

“Словарь русского языка” С.И.Ожегов, Москва “Русский язык” 1988

“Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля”, составитель Н.В. Шахматова, издательство “Весь” 2004

“Золотая книга этикета”, Москва “Вече” 2004

“Жизнь в свете, дома и при дворе”, издательство “Журнал мод” 1890

Журнал “Сестра” 1/1998

Звучит песня на слова С. Фогельсона “Раз! Два! Слайд 5.

6. Работа групп.

“Толковники”.

Ребята сообщают, что в “Толковом словаре” В.И. Даля слово “письмо” столь многозначно, что его семантический ряд составляет шестьдесят пять только основных понятийных значений. Например:

Письмо – все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь.

Письмо вязью. Из письмен слагается письмо.

Писанье, как действие.

Наш брат все за письмом сидит, пишет.

Почерк руки, писанье, по качеству.

У него четкое и чистое письмо; связное, нечеткое письмо.

Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

Станешь писать письмо ко своим, напиши поклон от меня.

Письмецо придет и вестей принесет.

Письмами крепится, стар. Давать какое-либо обязательство на письме, на бумаге.

Письмо крепь, руки не давай, говорили крестьяне, боясь всякого рукоприкладства.

Письмо – рука, а где рука, там и голова. Заемное письмо, вексель неторгового человека.

Он просил меня письменно, на письме, письмом…

В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова выделено только четыре понятийных значения:

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.

Написать письмо. Заказное письмо.

2. Умение писать.

Учиться письма. Искусство письма.

3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Славянское письмо.

4. Манера художественного изображения.

Икона старинного письма.

В “Советском энциклопедическом словаре” под редакцией А.М. Прохорова, издание второе, отмечено два значения:

1. Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии. 4 основных типа письма: идеографическое, словесно-слоговое (идеографически-ребусное), силлабическое (слоговое), буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография.

Известно с конца 4-го века – нач. 3-го тысячелетия до н.э. (Месопотамия, Египет).

Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, циктография).

2. Как литературный жанр, см. эпистолярная литература.

Вопрос группам:

– Назовите однокоренные слова к слову ПИСЬМО.

(Письмо – письменный, письменность, письмоносец, письмоподатель, письмена, письмецо, письмишко.)

Учитель может продолжить:

письменник, – ница, письме(я) нный (грамотный), писемный (вор), писемщик (разносчик писем, почтарь), письмовные (вести), письмовод, письмоводец, письмоводчик, письмоводитель (секретарь,) письмокрад, письмоподатель, письмописец, письмополучатель, письмочий, письмочтец (читающий кому письма),писчебумажная фабрика).

“Архивариусы.”

Ребята сообщили, что их привлекла информация, которая сообщает, как относились к письму до 1917 года.

Правила хорошего тона….

Молодая девушка никогда не должна ни получать, ни писать писем мужчине, даже от имени ее родителей; лучше всего, если ни одной строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей родственником или еще не совершенный старик. Тайно написанное письмо мужчине ставиться молодой девушке в большую вину.

Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным; лицо же, получившее это письмо, должно распечатать его в глазах доставившего.

При отправлении в путешествие, уехавший пишет первым. Оставшийся отвечает, не откладывая этого очень долго. Неприлично в письме выражать короткость, несуществующую в личных отношениях. В переписке должно избегать двусмысленностей.

В письме нужно сообразовывать: во-первых, с возрастом, во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к старшим, в-третьих, с душевным состоянием лиц, к которым мы обращаемся. Так, например, не тактично писать об удовольствиях особе, которая в это же время удручена горем; не следует похваляться веселием своей жизни и роскошью, окружающей нас, перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания…

Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором.

Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно.

В письмах следует избегать громких напыщенных фраз и выражений, кажущихся у места в книге, но смешных и притязательных для обыденной корреспонденции.

Приличие также требует, чтобы письмо писать четко, во избежание затруднения читать его получившему.

Вопрос группам:

– На что вы обратили внимание, слушая сообщение? Каким правилам будете следовать?

(Не следует похваляться веселием своей жизни и роскошью, окружающей нас, перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания…)

“Оформители”

Эта группа сообщила, что у них много информации. По этикету написания письма необходим отдельный урок. В своем выступлении они обратят внимание на следующие моменты:

Каждое письмо состоит из четырех частей, составляющих связную целость, удобную для чтения.

1) Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто именем, отчеством и фамилией.

2) Вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.

3) Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределенно до бесконечности, как неопределенны и многочисленны предметы рассуждения.

4) Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи.

Постскриптум. При законченном уже письме иногда вспомниться то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P. S. или N. B. И за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется в переписке с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами.

Конверты употребляются соответственно формату бумаги, которую складывают в два раза, без перегибов на четыре части.

Письма бывают 3-х видов: Слайд 6.

1)простое; 2)заказное;3) если высылаются деньги, денежное.

В каждом письме ставится дата, то есть означение месяца, числа, а иногда и года, когда оно написано. В бумагах деловых дата выставляется неверху, с правой стороны, а в письмах – под подписью, с левой стороны.

Названия писем: Слайд 7

Письма личного характера. Благодарственные письма. Рекомендательные письма. Извинения. Поздравления. Уведомления и извещения. Напоминания. Соболезнования.

Просительные письма.

Письма деловые: Слайд 8.

Письмо-просьба. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-подтверждение. Письмо-претензия. Письмо-отказ. Письмо-извинение. Гарантийное письмо. Циркулярные письма.

Вопрос группам:

– Какие письма чаще всего пишут в настоящее время?

(Ребята отметили, что деловые.)

7. Обучение написанию делового письма. Слайд 9.

– Деловая переписка сейчас стремительно функционирует. В разных сферах бизнеса между странами, кроме электронных средств связи, между деловыми партнерами, проявляет себя эпистолярный жанр, проще говоря, письмо, деловое письмо, дружеское сообщение, предложение… и все это в определенной форме делового этикета и протокола.

Если вы пожелаете повысить свой деловой имидж, то, соблюдая правила деловой переписки и протокола, этого добьетесь.

Перед вами структура делового письма. Посмотрим, как его следует правильно оформлять:

(на экране структура делового письма).

Комментарий (на экране). Слайд 10.

1. Наименование организации-отправителя.

2. Указание на ссылку. В ней могут быть даны на инициалы составителя письма, цифровые или буквенные обозначения фирмы, отдела и т.д. При этом сначала предлагается ссылка на данные получателя, после чего следует ссылка отправителя.

3. Дата написания письма.

4. Адрес получателя письма. Если письмо адресовано лицу, чей точный адрес неизвестен, а фирма, в которой работает корреспондент, осведомлена о его местонахождении, то вы можете письмо просто послать на адрес фирмы, употребив выражение “С/О”, т.е. “на попечение”.

5. Указание на конкретное лицо. Этот реквизит употребляется в том случае, когда письмо адресовано фирме и при этом отправитель заинтересован в том, чтобы письмо было прочитано определенным лицом в этой фирме. В этом случае употребляется выражение:

“ Внимание г-на…”

6. Вступительное обращение.

7. Указание на общее содержание письма, т.е. тема письма.

8. Основной текст письма. В настоящее время все большую популярность приобретает цельноблочный стиль, при котором абзацы не начинаются с отступлением на 5 знаков, а вровень с левым полем страницы, так же и внутренний адрес, заголовок к тексту письма, вступительное обращение и заключительная формула вежливости. Чтобы четко отделить один абзац от другого, каждый новый абзац печатается не через 2, а через 3–4 интервала.

9. Заключительная формула вежливости.

10. Подпись.

11. Указание на приложение.

12. Указание на рассылку копий.

Обучение правилам заполнения (на экране).

8. Творческая часть.

– Ребята, вы получили навык правильного оформления делового письма. Но хотелось бы, чтобы мимо вашего внимания не прошли и другие типы писем. Вы прослушали песни. Скажите, о каких письмах в них поется? (О письмах личного характера.)

– Давайте вспомним слова А.П.Чехова. Слайд 11.

Антон Павлович Чехов писал: “ Пишите подлиннее. Будьте здоровы и не хандрите. Не будьте кислы, как клюква. Будьте рахат-лукумом”.

– Что указывает на письмо личного характера?

(Пожелания здоровья, хорошего настроения.)

– А.П. Чехов вел переписку не просто с безликим корреспондентом. Эти строки он написал Лидии Мизиновой. Именно она стала прототипом Нины Заречной и, отчасти, Маши Шамраевой – героинь “Чайки” – самого пронзительного произведения чеховской драматургии.

– Попробуйте написать небольшое письмо другу, маме, партнеру по бизнесу…

9. Чтение двух-трех писем.

10. Домашнее задание.

Найдите в районной газете “Знамя” рубрику “Письма в редакцию”. Определите типы письма и правила их оформления.

Раздаточный материал

(На отпечатанных листах ребята поместят предложенный раздаточный материал. Его следует разрезать заранее.)