Общая характеристика стран Африки

Разделы: География


Цели урока:

  • создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации.
  • сформировать целостное представление об африканском континенте

Образовательные задачи:

  • с помощью учебника и карт атласа сформировать знания о природно-ресурсном потенциале и уровне социально-экономического развития африканского континента в целом;
  • используя информационные сообщения и задания способствовать развитию речи учащихся;
  • способствовать развитию интереса учащихся к изучению данной темы через самостоятельную деятельность;
  • заполнить таблицу «Африка сегодня» по материалам урока

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: физическая и политическая карты Африки, атласы, учебники, дополнительная литература.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

2. Подготовка учащихся к работе

(сообщение темы урока и определение задач 2 мин), (Презентация. Слайд 1)

Большую часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации (учебник, карты атласа, таблицы), итогом работы будет таблица «Африка сегодня», заполненная по следующим показателям (Приложение 1), (Слайд 2,3).

План урока: (Слайд 1)

  1. Государственный строй. ЭГП.
  2. Природно-ресурсный потенциал.
  3. Население континента

3. Усвоение новых знаний (20-25 мин)

Государственный строй. ЭГП.

Африка занимает территорию 30,3 млн. кв. км с населением 820 млн. человек, это очень разнообразный континент во всех отношениях, но откуда, же появилось название «Африка». Прежде чем мы начнем работать. Давайте прослушаем информацию о происхождении названия континента (Слайд 4), (Приложение 2)

- Как вы думаете, история происхождения названия как-нибудь отражается на современном облике Африки? (ответы учащихся)

- Так что же представляет собой современная Африка? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 243-245, ответ запишите в таблицу. (Время выполнения 3 мин), (Слайд 5)

Первичное закрепление

- один учащийся выходит к карте и рассказывает о характерных чертах ЭГП Африки;

- второй учащийся выходит к карте и показывает три страны, имеющие монархическую форму правления. (Слайд 6)

Подведем итог этого этапа работы. Еще сравнительно недавно почти вся политическая карта Африка пестрела красками колониальных держав: Англии, Франции. Бельгии и других. За годы независимости африканские страны предприняли серьезные усилия, направленные на преодоление отсталости. Однако дистанция, отделяющая их от высокоразвитых стран, к сожалению, не сократилась.

Природно-ресурсный потенциал

И все же экономическому развитию государств, расположенных на континенте, помогают исключительно разнообразные природные ресурсы. Это, прежде всего минеральные, по их запасам Африка значительно выделяется среди других континентов. Она занимает первое место в мире по запасам руд марганца, бокситов, золота, алмазов, фосфоритов.

Задание: используя карты атласа (с.38) и таблицы 3 и 4 «Приложения» назовите 5-6 стран Африки «богатых ресурсами минерального сырья» и «бедных минеральным сырьём». Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности минеральными ресурсами африканского континента. Время 5-7 мин.

Первичное закрепление

- одному учащему предлагается объяснить ход выполнения задания (последовательность действий), назвать и показать на карте страны богатые ресурсами минерального сырья; (можно пользоваться записями в тетради)

- другой учащийся выходит к карте, называет и показывает страны Африки бедные минеральным сырьем; (можно пользоваться записями в тетради)

- третий учащийся делает вывод об обеспеченности африканских стран минеральными ресурсами (можно пользоваться записями в тетради).

Преподавателем предлагаются задания, требующие активной самостоятельной мыслительной деятельности.

- используя карту атласа (с.5), определите, какова структура земельных угодий африканского континента? Данные запишите в таблицу. Время 2-3 мин. Ответы учащихся.

В 30- е годы прошлого века, бельгийский географ Жак- Поль- Гарруа написал книгу о деградации земель в Африке и назвал её «Африка- умирающая Земля», как вы можете объяснить это название. Ответы учащихся.

- Африка – самый жаркий материк Земли. Реки и озера континента относятся к числу крупнейших в мире. Назовите и покажите на карте эти реки и озера.

Каково их значение для развития хозяйства африканских стран. Вывод запишите в таблицу.

В учебнике на с.245 найдите ответ на вопрос: каким регионам мира Африка уступает по общей площади лесов? (учащиеся находят ответ на вопрос и зачитывают его вслух).

- Какой вывод вы можете сделать о природно-ресурсном потенциале Африки?

Хотя в целом природные ресурсы континента создают возможности для успешного хозяйственного развития, между отдельными странами существуют большие контрасты в обеспеченности природными ресурсами, а также в природных условиях. Здесь сохраняется напряженная экологическая обстановка.

Население континента (Слайд 7)

Прежде чем характеризовать население Африки вспомните, к какому типу воспроизводства населения относятся страны этого континента? Ответ учащихся.

Задание:

- используя карты атласа (№ 10,11, 12-13, 14 и 15) по цепочке расскажите, о характерных особенностях населения континента, используя условные обозначения карт атласа, устанавливая смысловую связь между предложениями. Ответы учащихся. Время 5-7 мин.

Первичное закрепление

Вы успешно справились с заданием. Я предлагаю вам следующую задачу:

- используя все предыдущие ответы, составить рассказ о населении Африки из 10-12 предложений, устанавливая смысловую связь между предложениями. Сделать запись в таблице.

Прослушать рассказ учащихся. Время 3-5 мин.

4. Закрепить знания, приобретенные учащимися на уроке

(Приложение 3).

Время 3-5 мин

5. Задание на дом (2-3 мин) (Слайд 8):

- в учебнике с.243-247, с помощью таблицы, заполненной во время урока, составить устный рассказ об особенностях африканского континента (использовать примеры из текста учебника).

6. Подведение итогов урока (3 мин):

  • подвести итог.
  • выставить оценки.
  • рефлексия (Слайд 9).