Урок русского языка в 6-м классе по теме "Употребление притяжательных местоимений в речи"

Разделы: Русский язык


Аннотация: на тему "Притяжательные местоимения" отводится 2 часа. Этот урок второй по теме, её определяют следующие цели:

  • Повторить и закрепить значение притяжательных местоимений, их грамматические признаки.
  • Уяснить нормы использования в речи притяжательных местоимений.
  • Усвоить использование прописной буквы в написании притяжательных местоимений 2-го лица множественного числа для выражения вежливости и в официальных бумагах.
  • Развивать умения пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
  • Продолжить формирование речевых умений и навыков.
  • Основное внимание на данном уроке должно быть направлено на усвоение учащимися роли местоимений в речи, формирование навыка осмысленного использования притяжательных местоимений в речи.

Оборудование:

Конспект урока:

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим наше путешествие по стране под названием Местоимение. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны проверить работу, заданную на дом. Проверять домашнюю работу проверять вы будете друг у друга по образцу, данному на доске, а затем объясним те ошибки, которые вы допустили при выполнении задания. (Если есть ошибки) (Слайд 1)

2. Объяснение нового материала.

(Звенит звонок. Учитель и два ученика, заранее подготовленных, разыгрывают сценку)

Учитель: Странно, урок только начался. Почему звонок прозвенел? Наверное, этот звонок дан не на перемену, а для того, чтобы предупредить нас, что сейчас что-то произойдет.

(Входят два ученика и вместе произносят)

Вместе: Начинаем весёлый урок!

Учитель: Очень хорошо. Попробуем сегодня повеселиться по поводу местоимений. Чья очередь отвечать?

1-й ученик: Евоная.

Учитель: Евоная?! Ну что ж , пусть он и говорит.

2-й ученик: А почему кажный раз я?

Учитель: Кажный?! Да : я вижу, вы хорошо знаете этот урок. Интересно по какому учебнику вы готовились?

2-й ученик: Я у сестры взяла учебник.

Учитель: Что ж это за учебник такой?

2-й ученик: Нормальный - ейный.

Учитель: Чейный ейный?

2-й ученик: Ну, ейный - сестрин.

Учитель: Хотела бы я знать, в какой школе учат по такому учебнику?

2-й ученик: В ихней.

Учитель: В какой?

2-й ученик: В ихней. В средней.

Учитель: Ну вот что, если вы не выучили, надо в этом честно сознаться, потому что нет такого учебника, где бы были такие местоимения: ейный, ихний, евойный или местоимение кажный.

А вы, ребята, поняли, о каких местоимениях сейчас шла речь?

Ответы учеников: О притяжательных местоимениях его, её, их и местоимении каждый.

Учитель: Садитесь, горе-ученики, и учитесь с нами!

Ребята, не случайно мы начали урок с этой сценки, в ней спрятана тема сегодняшнего урока. Определите её.

Ответы учеников:

Учитель: Правильно, тема урока: "Употребление притяжательных местоимений в речи"

(Слайд 2)

Ребята, если незнакомый человек скажет "в ихнем отделе ничего нет", вы заметите ошибку? Что вы скажете об этом человеке?

Ответы учеников:

Учитель: Речь человека - это визитная карточка, его языковой паспорт. (Слайд 3)

По этой визитке составляется впечатление о человеке. И об этом сказал Сократ: "Заговори, чтоб я тебя узнал:" (Слайд 4)

Ребята, кто из вас знает, кто такой Сократ?

(Сократ из Афин 469 - 399 до н.э. Древнегреческий философ, идеал мудреца. Всё свободное время проводил в беседах с приезжими на темы: "Что добро, а что зло", "Что прекрасно, а что безобразно", "Можно ли научиться быть хорошим, и как приобрести знания" (Слайд 5)

А как вы поняли слова Сократа? (Слайд 6)

Ответы учеников:

Учитель: И чтобы о нас с вами не подумали, что мы неучи и двоечники, сегодня на уроке будем учиться жить в мире и согласии с притяжательными местоимениями. И начнём прямо сейчас.

3. Тренировочные упражнения:

а). Первое упражнение выполняется устно. (Слайд 7)

Задание: найти и устранить недочёты.

На ихних огородах травы много наросло.

В ихнем хозяйстве коровы хорошей породы.

Пограничники зорко охраняют рубежи своёшней Родины.

Об ихней службе написано много книг.

Учитель: Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. Какая часть речи была неправильно употреблена? Что вы знаете о местоимении?

Ответы учеников:

Учитель: Продолжим нашу работу. У каждого из вас на парте лежит текст (Слайд 8)

б) Задание: перепишите текст, исправив все речевые ошибки

(И тогда решил я пойти к им в гости, потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Ихние разговоры мне всегда интересные. Я причесался, сделал своёшние уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошёл, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У их мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.)

Ответы учеников:

Учитель: Ребята, какие речевые ошибки вам встретились?

Ответы учеников:

Учитель: Правильно, неверное употребление местоимений, суффиксов глаголов и другие.

А какие местоимения неправильно употреблял наш герой? Почему?

Ответы учеников:

Учитель: А что вам известно о личных местоимениях?

Ответы учеников:

(В это время 2-й ученик играет с какой-то баночкой)

Учитель: Саша, а ты чем занимаешься? Что за странный предмет у тебя в руках?

Саша: Сам не знаю, я нашё его во дворе дома, где строители работают.

Учитель: А что находится внутри?

Саша: Не знаю.

Учитель: Давай посмотрим (открывает баночку и вытаскивает свёрнутый лист бумаги). Да здесь какая-то записка, только прочитать её невозможно, видно вода попала и размыла часть слов. Может мы её восстановим?! (Слайд 9)

в) Задание: восстанови текст и запиши его, подчёркивая притяжательные местоимения.

(:маме приятно получить от тебя не купленные на : же деньги цветы или конфеты, а выполненную : руками рамку или полочку, сделанную тобой шкатулку, нарисованную тобой картину, вышитую тобой салфетку.

Как бы скромен ни был : подарок, он доставит много радости, если ты готовил его с любовью и : руками.)

Ответы учеников:(проверка одновременно через слайд)

Учитель: А о чём этот текст? Почему так ценен подарок, сделанный своими руками?

Ответы учеников:

Учитель: Мы постарались и восстановили те слова, которые были размыты. А какой части речи эти слова?

Ответы учеников:

Учитель: Определите разряд местоимений в этом тексте?

Ответы учеников:

Учитель: Что вы знаете о притяжательных местоимениях?

Ответы учеников:

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат документы, возьмите их и внимательно рассмотрите.

г) Задание: найдите в текстах этих документов местоимения и определите разряд (Ученик работают в данных бланках)

ИЗВЕЩЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КЛИЕНТУ Извещение Nо. ___

1. Предъявленные Вами "__"__________ 19__ г. платежные поручения (указать Nо., дату, сумму)

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

не оплачены из-за отсутствия средств на Вашем (расчетном, текущем, бюджетном) счете в банке и помещены в картотеку.

2. В картотеку к Вашему счету из-за отсутствия средств на нем помещены инкассовые поручения и другие расчетные документы, предъявленные к Вашему (расчетному, текущему, бюджетному) счету (указать Nо., дату, сумму) _________________________________________________________________.

Штамп

Подпись операционного работника __________________.

БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТА

Кому: _____________

Поскольку _________________ (далее "поставщик") обязался в соответствии с контрактом от "___"_________ 199_ г. Nо. _____________ поставить ____________________ (далее "контракт");

Поскольку в вышеуказанном контракте Вами было предусмотрено, что поставщик должен предоставить банковскую гарантию от авторитетного банка на сумму, указанную в этой гарантии в качестве обеспечения выполнения поставщиком своих обязательств по контракту;

Поскольку мы согласились предоставить поставщику гарантию;

Настоящим подтверждает, что являемся гарантами и ответственными перед Вами от имени поставщика на общую сумму в пределах ___________ и обязуемся выплатить Вам после первого письменного требования, уведомляющего о несоблюдении поставщиком условий контракта, без споров и возражений, любую сумму или суммы в пределах _________, как указано выше, не требуя от Вас доказательств или обоснований Вашего требования на определенную в данном документе сумму.

Настоящая Гарантия действительна до "___"__________ 199__ г.

Учитель: Местоимения каких разрядов вам встретились?

Ответы учеников:

Учитель: Ребята, в чём особенность употребления личных и притяжательных местоимений в данных документах?

Ответы учеников:

Учитель: А почему эти местоимения пишутся с большой буквы?

Ответы учеников:

Учитель: Молодцы, что вспомнили о том, что в официальных документах и письмах по нормам этикета личное местоимение второго лица - вы - пишется с большой буквы. А почему притяжательное местоимение пишется с большой буквы?

Ответы учеников:(личные местоимения выступают в роли притяжательных)

4. Итоги урока.

Учитель: Вы прекрасно справились с заданиями сегодняшнего урока. Что ценного вы приобрели для себя сегодня?

Ответы учеников:

Учитель: Итак, почему надо правильно употреблять местоимения в речи?

Ответы учеников:

Саша (2-й ученик): А мы с Машей знаем песенку про притяжательные местоимения, о их правильном написании.

Учитель: Ну что ж, песенку надо спеть, чтобы все ребята запомнили, как не надо склонять притяжательные местоимения и как правильно использовать их в речи. (Мотив к песне можно подобрать по своему усмотрению или можно прочитать как стихотворение)

Учитель:

Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.

Саша (2-й ученик):

Подошёл к ним и сказал
Папа возмущённый:
Так съедите вы у пса
Весь обед Евойный!

Маша (1-й ученик):

Закричала хрюшка-мать:
- Отойди от будки!
Детям надо наполнять
Ихние желудки!

Учитель:

Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
- Слушать я уже устал
Ейные упрёки!

Все:

Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут,
И такая дребедень
Происходит каждый день!

Учитель: Стоп! Это дребедень какая-то получается. Мы говорим о правильном употреблении местоимений, а наши герои не умеют склонять местоимения.

Саша (2-й ученик): А может быть, поросятам и не надо это уметь?

Учитель: Конечно, не надо! Зато всем ребятам просто необходимо! И вот почему:

И у нас во дворе
Слышала однажды,
Как ребята говорят:
Ихний, ейный, кажный:

Саша (2-й ученик):

Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,

Маша (1-й ученик):

Их, его и её
Говорить вам нужно.

Все:

Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,-
Непростительно ребятам.

Учитель: Так чему учит песенка?

Ответы учеников:

Учитель: А только ли при склонении притяжательных местоимений мы допускаем ошибки?

Ответы учеников:

Учитель: Чтобы доказать, что мы не похожи на поросят из песенки, давайте выполним тест-игру "Третий лишний".

(выполнение теста на компьютере; тест запускается по локальной сети)

Учитель: Надеюсь, что с данными местоимениями вы будете жить в мире и согласии. С остальными местоимениями мы будем завязывать знакомство, которое перерастёт в настоящую дружбу, на следующих уроках.

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Учитель: Составьте текст диктанта для сборника "Удивительных Диктантов", используя все притяжательные местоимения в разных формах, а также личные в значении притяжательных или сочините сказку о местоимениях-паразитах и местоимениях-умницах. (Слайд 10)