Урок русского языка. Тема "Постановка логического ударения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формирование представления о логическом  ударении и его значении для точности передачи смысла предложения.
  • Введение в активный словарь уч-ся термина «логическое ударение»
  • Развивать умение выбирать в предложении слова, на которые можно поставить логическое ударение.
  • Воспитывать доброе отношение к братьям нашим меньшим.

Оборудование: карточки с гласными (и, о, а, е), картинки с изображением зимующих птиц.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Дети вам тепло?
– В классе светло?
– Прозвенел звонок?
– Уже закончился урок?
– Только начался урок?
– Хотите учиться?
– Значит можно всем садиться!

– Сегодня день открытых дверей. В гостях у нас родители, учителя. Откройте тетради, нужно прописать показ,   записать число и классная работа.

2. Постановка темы урока

 –  Сегодня мы продолжим работать над предложением. Будем  учиться ставить логическое ударение. Вспомним изученные орфограммы.

3. Письмо по памяти. Введение в тему

– Прочитайте. (На доске запись, картинки с изображением зимующих птиц)

ТРУДНО ПТИЦАМ З. МОВАТЬ.
НАДО ПТИЦАМ П. М. ГАТЬ.

– Кто готов прочитать?
– Почему трудно птицам зимовать?
– Как мы можем им помочь?
– Сколько здесь предложений?
– Как на письме оформлено предложение?
– Поднимите карточку с той буквой, которую следует вставить,  в слове зимовать?
– Кто сможет доказать?  (Проверочное слово зимний, зимы)
– В слове помогать ?
– Как докажите? (Проверочные слова – помощь, поможет)
– На какую орфограмму данные слова?
– Фотографируем, запоминаем. Пишем по памяти.
(Учитель закрывает часть доски, на которой дано задание. Для  самопроверка открывает и учащиеся проверяют.)
– Скажите, какое по цели высказывания 1 предложение? (Повествовательное)
– Какое по цели высказывания 2 предложение? (Побудительное)
– Как вы думаете, на какое слово в 1 предложении нужно обратить внимание?
– Подчеркните это слово. Теперь прочитаем предложение, выделяя голосом это слово.
(Аналогичную работу выполняем со 2 предложением)

4. Словарная работа

На доске:    

.  г . род
к. пуста
м. лина
сев. р
м. роз
н. ябрь

– Поднимаем карточку с той буквой, которую вставляете.
– На какую орфограмму подчеркнутые слова?   (Парные согласные)
– Назовите проверочное слово? (Огороды, морозы)  
– Составьте с любым словом вопросительное предложение?

5. Увлекательная страничка

– А известно ли вам, что греки в конце  вопросительного предложения ставят не «?», а « .» Слово «точка» произошло от древнерусского «ткнуть». Испанцы и португальцы в вопросительных и восклицательных предложениях ставят знаки не только в конце, но и в начале предложения.

6. Коллективная работа

Работа по учебнику. Упражнение № 48, 50 (стр. 74-75). Задание выполняется устно. Затем ученики читают вывод о том, что такое логическое ударение.

7. Физминутка

8. Самостоятельная работа

– В учебнике найдите упражнение № 52. Прочитайте задание.
– Данное упражнение выполняете самостоятельно.
(Во время выполнения работы учитель проверяет,  как дети выполняют задание.)
– Назовите слово, на которое вы бы хотели сделать логическое ударение?

9. Работа в парах.

– Следующее задание на карточках (по уровням). Работа в парах.

– задание для сильного ученика.

– задание для среднего ученика.

– задание рассчитано на слабого ученика. (см. Приложение 1)

Проверка. Каждая пара читает выполненное задание, остальные проверяют.

–  О ком говорится в ваших заданиях?
–  Какие поступки не должен совершать человек?

10. Итог урока

– Наш урок подошёл к концу.
– Чему учились на уроке?
– Что значит поставить в предложении логическое (смысловое) ударение? (Выделить  слово, на которое хотят обратить внимание)
– Прочтите предложение с логическим ударением на то слово,  на какое вам бы хотелось обратить внимание?

МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ!