Цели урока:
- Развивать навык выразительного чтения, умение связно излагать свои мысли.
- Познакомить с биографией В.М. Гаршина, с его творчеством.
- Воспитывать интерес к чтению и негативное отношение к хвастовству.
Оборудование:
- портрет В.М. Гаршина;
- плакат с речевой разминкой;
- карточки со словами;
- карточки с заданием для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
(И. Токмакова)
Чётко и громко прочитаем это четверостишие.
Определите название этого стихотворения. ("Лягушки")
Что вам подсказало правильно определить название стихотворения? (это слова: ква-су, ква-ква-су, просто-ква-ши, т.е. звукопись)
III. Введение в тему урока.
Я не случайно для речевой разминки взяла стихотворение "Лягушки" И. Токмаковой, так как на уроке мы познакомимся с произведением В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница" и определим отношение автора к своей героине.
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией автора.
Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.
Посмотрите на этот портрет, что вы можете сказать о человеке, изображенном на нём? (Этот человек очень печален)
А знаете ли вы, что это портрет необыкновенного русского писателя, Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888 г.г.)?
Действительно, этот писатель прожил очень тяжелую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. В.М. Гаршин был очень добрым, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, что его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года умер. К сожалению, он очень мало успел написать. Но некоторые произведения посвятил вам, детям. Одно из них "Лягушка-путешественница".
2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
3. Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому жанру его можно отнести? (сказке)
- Докажите, что это сказка? (дети зачитывают зачин сказки, концовку)
- Что вы можете сказать об этой сказке? (это авторская сказка, её можно отнести к сказкам о животных)
4. Словарная работа.
Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их. (запись на доске)
СКИРДЫ (хлеб в скирдах) - стога сена.
ЦЕП (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.
ПАЯЦ (бумажный паяц) - ?
Понять значение слова "паяц" нам поможет Толковый словарь Ожегова. (зачитывает ученик)
Защита по рядам.
На доске записаны фразеологические обороты:
- присутствие духа - (ответы детей: самообладание, не растеряться);
- полетела вверх тормашками - (полетела вверх ногами);
- закричала во всё горло (закричала очень громко).
(по команде учителя дети собираются у первой парты и в течение 1 минуты - (песочные часы) - обсуждают задание)
Задание:
Замените фразеологические обороты словами или словосочетаниями.
Проверка. Ответы детей.
5. Анализ сказки.
Кто является главной героиней сказки? (лягушка)
Что вы о ней узнали?
Можно ли считать лягушку из сказки изобретательной, смелой, хвастливой, любознательной, осторожной, тщеславной?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте уточним значение этих слов?
6. Работа в парах.
А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором слева написаны слова, а справа значение этих слов.
Задание: соединить слово с его значением.
осторожный любознательный изобретательный смелый тщеславный хвастливый |
находчивый, быстрый на выдумку, способный
изобретать стремится к почестям, к славе не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей крайне осмотрительный в своих действиях, поступках склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды |
Проверка. Дети зачитывают слово и его значение.
Молодцы! А теперь поработаем в группах.
7. Работа в группах.
Перечитайте сказку и найдите в ней подтверждение тому, что лягушка была:
- 1 группа "осторожная"
- 2 группа "любознательная" на доске появляются
- 3 группа "изобретательная" карточки со словами
- 4 группа "смелая"
Проверка. От каждой группы выступает 1 ученик.
- 1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.
- 2 группа. Лягушка любознательна: её очень хочется выяснить, куда летят утки, что такое юг, она решается на далекое путешествие, во время которого старается как можно лучше рассмотреть.
- 3 группа. Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.
- 4 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".
Учитель: За всё это: любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить.
Эти качества вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.
А за что можно осудить лягушку? (тщеславие, хвастовство)
Давайте обратимся к тексту.
8. Выборочное чтение.
От слов: "И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле: она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".
Автор даёт в этом отрывке новую характеристику лягушке: "тщеславная", "хвастливая". (карточки с этими словами дополняют на доске столбик слов, характеризующие лягушку)
Изменилось ли отношение автора к своей героине, судя по этому отрывку? (изменилось, он относится к ней с иронией, он пишет: "полетела вверх тормашками", "дрыгала всеми лапами", "бултыхнулась в воду")
9. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов: (1-2 человека).
V. Итог урока.
Почему сказку автор назвал "Лягушка-путешественница"? (она изобрела новый способ путешествия на утках)
Что помешало сбыться её мечте? (хвастовство)
Чему научила нас эта сказка? (нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки)
Учитель: Именно проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница".
VI. Домашнее задание по выбору:
Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.
Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть.
Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Используемая литература.
- С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. - М., 2005.
- Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007.