Программа элективного курса в 10–11-х классах "Решение практических задач по экономике"

Разделы: Экономика


Цели курса:

  • Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
  • Закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах).
  • Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний.
  • Воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи курса:

  • Формирование умения экономического анализа общественных явлений и событий;
  • Развитие умения критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и суждений.
  • Способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
  • Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
  • Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; последствия инфляции;
  • Сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых;
  • Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену, смету/бюджет доходов и расходов, темп инфляции, уровень безработицы;
  • Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.

Основные методы работы:

  • Решение задач;
  • Лекция;
  • Дискуссия;
  • Деловая игра;
  • Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
  • “Мозговой штурм”.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и решениями задач, ответами на тесты, творческие работы (электронные презентации, эссе, портреты экономистов).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечения доступа учащихся к экономической литературе, возможность создания и демонстрации электронных презентаций, наличие раздаточного материала.

Итогом работы по данному курсу может стать контрольная работа.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Учебно-тематический план.

Тема Всего часов В том числе Формы контроля
Лекция Практика Игра Семинар
  Введение. 1 1       Конспект.
1 Основы хозяйственной жизни человека. 2 1   1   Мини – тест.
2 Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. 2   1 1   Контрольная работа на построение графика по заданным величинам.
3 Типы экономических систем. 2 1 1     Эссе.
4 Спрос, предложение, рыночное равновесие. 4 1 3     Тренинг “Связанные рынки”.
5 Деньги и денежное обращение. 5 1 3   1 Тренинг “Люди и деньги”.
6 Инфляция. Причины и виды. 3   3     Мини-тест.
7 Рынок труда. Безработица. 2   2     Мини-тест.
8 Личные доходы и проблемы их распределения. 4   3   1 Презентация “Бюджет моей семьи”.
9 Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. 4 1 2   1 Эссе.
10 Бюджет государства. 3 1 1   1 Эссе.
11 Итоговое занятие. 1   1     Контрольная работа.
  Итого. 34 7 21 2 4  

Программа курса

Введение. Цели и задачи курса (1 час)

Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека.

Тема 1. Основы хозяйственной жизни человека (2 часа).

Специализация, производительность труда, торговля. Деловая игра “Бумажная фабрика”.

Тема 2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы (2 часа).

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей. Деловая игра “Обмен”.

Тема 3. Типы экономических систем (2 часа).

Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. Решение задач на определение типов экономических систем.

Тема 4. Спрос, предложение, рыночное равновесие (4 часа).

Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения. Мультимедийное практическое занятие “Эластичный или неэластичный спрос”.

Тема 5. Деньги и денежное обращение (5 часов).

Роль денег в рыночной экономике. Виды денег, их свойства и функции. Решение задач с использованием уравнения количественной теории денег (УКТД). Личность И. Фишера. Просмотр и обсуждение фильма А. Мамонтова “Деньги”.

Тема 6. Инфляция. Причины и виды (3 часа).

Определение инфляции и её измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Решение задач на определение индекса потребительских цен (ИПЦ). Решение задач на определение темпов инфляции

Тема 7. Рынок труда. Безработица (2 часа).

Занятые и безработные. Измерение безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости. Решение задач на определение уровня безработицы и занятости. Мультимедийные практикумы “Рынок труда”, “Безработица”.

Тема 8. Личные доходы и проблемы их распределения (4 часа).

Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель. Решение задач на определение реального и номинального доходов.

Тема 9. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов (4 часа).

Принципы и методы налогообложения. Лабораторное занятие “Налоги и налоговые системы”. А. Лаффер. Решение задач на определение шкалы налогообложения. Эссе по теме: “Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов” (Дж. Фейлан).

Тема 10. Бюджет государства (3 часа).

Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. История социально-экономических преобразований в финансовой сфере в России. Министры финансов России XIX – XX вв. Эссе по теме: “Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан” (И. Этвес).

Итоговая контрольная работа (1 час).

Литература:

  1. Азимов Л.Б. Преподавание курса “Введение в экономику”: пособие для учителя. – М: “Вита-Пресс”, 1998.
  2. Буфетова А.Н., Веселая Л.С. и др. Задачи олимпиады школьников по экономике// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009. - №2.
  3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах: 50 непростых задач о предложении денег…. – М.: Начала-Пресс, 1995.
  4. Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11 кл. Профильный уровень образования./ С.И. Иванов и др. – М.: Вита-пресс, 2006.
  5. Преподавание курса “Основы экономической теории”: Пособие для учителя 10-11 кл./ Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  6. CD- диск: 1С:Школа. Экономика, 9-11 кл. Практикум.
  7. Синявская Э.Г. Вариант задания вступительных испытаний по обществознанию, предлагавшийся на открытой олимпиаде (для абитуриентов отделений экономики и менеджмента, 2007)// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009, - №1.
  8. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: “Проспект”, 2005.
  9. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт.-сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.