Цели:
- Научить выделять главную функцию (назначение) предметов.
- Применять какое – либо действие по отношению к разным предметам.
- Развивать творческое воображение, прививать интерес к искусству.
- Развивать организационные общеучебные умения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Нас ожидает много нового и интересного. А чтобы путешествовать было веселее, выберем, на чем же мы поедем.
- Отгадайте загадку :
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...
(Паровоз).
- Молодцы! Именно на паровозике мы и отправляемся в наше путешествие.
(На доске вывешивается красочная картинка паровозиков).
Рисунок 1
- Посмотрите, какая красочная картинка.
- А что помогло сделать рисунок таким ярким,
разноцветным? (Краски, карандаши цветные,
фломастеры).
- А кто создает такие рисунки? (Художник).
3. Сообщение темы и целей.
- Вот и мы сегодня с вами будем в роли художников. А еще мы узнаем, чем можно создавать рисунки.
4. Изучение нового.
- Нам пора отправляться в путь. Все по вагончикам!
(Дети встают друг за другом, изображая движущийся состав. Ребята передвигаются от станции к станции, знакомятся с предметами, веществами, с помощью которых можно рисовать).
- Мы прибыли на 1-ую станцию – “Красочную”.
Детям предлагается выполнить небольшой рисунок, используя карандаши, краски, мелки, фломастеры. Для них это уже привычные материалы для создания рисунков.
- Отправляемся дальше. А вот и станция “Песочная”.
(На поддонах ровным слоем насыпан песок).
- Интересно, а для чего здесь песок?
(Дети выдвигают версии, приходят к выводу, что с его помощью можно рисовать. Они и сами, проводя пальцами, создают рисунок).
- Посмотрите, какие замечательные картины можно создавать с помощью песка.
(Учитель может продемонстрировать фрагмент фильма о творчестве Ксении Симоновой из Евпатории (Крым), которая рисует сказочные картины на песке).
Рисунок 2
Рисунок 3
- Ну, а мы отправляемся дальше. Нас встречают на
станции “Водной”. (Дети подходят к доске, где
стоят стаканчики с водой).
- Для чего здесь стоят стаканчики с водой? (Воду
можно выпить, ею можно умыться, а можно что-нибудь
написать или нарисовать).
- Давайте нарисуем водяные лилии. (Учитель
вывешивает картинки с изображением лилий:
нарисованной и сфотографированной).
Рисунок 4
Рисунок 5
- Какие замечательные у всех получились цветы,
только одно огорчает, что они быстро отцветают.
Почему так получается? (Вода быстро высыхает).
- А ведь и в природе цветы живут недолго, но зато
как они нас радуют своей красотой во время
цветения.
- Отправляемся в путь. Нас уже с нетерпением ждут
на станции “Фантазеры”.
(Дети продвигаются паровозиком к следующей станции. Им выдаются небольшие листы картона и пластилин).
- Что мы будем со всем этим делать?
(Дети предполагают, что можно слепить фигурки, а потом расположить их на картоне. Возможно, кто-нибудь из ребят предложит выполнить рисунок пластилином. Если этого не говорят дети, то предлагает учитель).
- А давайте попробуем нарисовать картинку пластилином.
(Учитель показывает ребятам, как нужно рисовать пластилином, демонстрирует выполненные в такой технике работы).
Рисунок 6
Рисунок 7
- Однако, все из вас замечательные художники. Мы могли бы еще очень долго путешествовать, создавая прекрасные картины, но нам пора отправляться в обратный путь. Все по вагонам!
(Все ребята выстраиваются друг за другом. Состав движется в обратном направлении).
5. Первичное обобщение.
- Вот мы и вернулись обратно в класс. Сегодня мы
совершили путешествие в мир прекрасного. В роли
кого мы с вами были? (Путешественников,
художников, исследователей).
- А с помощью чего может художник создавать
картины? (Красками, карандашами, мелками,
песком, водой, пластилином…)
- Сейчас вы воспользуетесь одним из
перечисленных помощников и выполните работу в
альбомах.
(Дети используют краски, карандаши или фломастеры, чтобы выполнить рисунок. Лучшие работы демонстрируются).
6. Итог урока.
- Чем вы создавали картины в своих тетрадях? А
чем еще можно создавать замечательные работы?
- А какие картины недолговечны? Почему?
- Чем вам понравилось рисовать больше всего?
- Замечательно, каждый человек индивидуален, и в
праве сам выбирать.
7. Домашнее задание.
- Подумайте, какие еще материалы можно
использовать, чтобы нарисовать картину.
- На этом наше занятие закончено. (Учитель всем
ребятам в виде поощрения за работу вручает
картинки с изображением карандаша или кисточки).
До новой встречи!