Программа развития "Цветик-семицветик"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство


Здоровье есть высшая ценность, а здоровый образ жизни - естественная форма поведения человека. Здоровье - одно из важнейших условий личного счастья и yспеха человека, его полноценного гармоничного развития (Войтенко).

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И, хотя, образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Перед школой стоит задача создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Реализуя эти задачи в свою учебно-воспитательную деятельность мы с родителями составили Программу развития «Цветик-семицветик».

В программе 7 направлений:

  1. Я – человек.
  2. Я – личность.
  3. Я – ученик.
  4. Я и мой народ.
  5. «Я» и другое «Я».
  6. Я и природа.
  7. Я и мир.

Главное место здесь занимает здоровье – проблема сохранения здоровья учащихся. А фундамент можно заложить именно тогда, когда ребенок учиться в начальных классах.

Младший школьный возраст благоприятен для:

  • формирования мотивационной сферы, устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов;

В классе -30 детей. 18 мальчиков и 12 девочек.

Вся учебно-воспитательная деятельность разделена на 4 этапа:

1этап – Создание классного коллектива.

2 этап – Наш класс-наша семья.

3 этап – Самоуправление в классе.

4 этап - Я –личность.

Создали организационный механизм деятельности:

Шаги механизма

Ученик

Родитель

Учитель

1.Информационно-аналитический шаг.

Дает объективные и полные ответы на вопросы анкеты или задания

Дает объективные и полные ответы по вопросам воспитания своего ребенка

Осуществляет сбор и анализ ответов учащихся и родителей

2. Рефлексия.

Кто я? Чего я хочу? Как я этого достигну? Как я собираюсь это сделать?

Как мне помочь своему ребенку достигнуть того, что он хочет?

Как мне спланировать свою деятельность, учитывая мнения учащихся и родителей?

3.Планирование.

Предлагает свои мероприятия: то, чего он хочет провести.

Участвует совместно с детьми и учителем в планировании внеучебной деятельности.

Составляет план работы, исходя из итогов сбора данных учащихся и родителей.

4.Организация.

Активно включается во внеучебную деятельность.

Входит в состав совета проведения мероприятий(по своему желанию). Обеспечивает своему ребенку условия.

Организует всю внеурочную деятельность.

5.Мотивирование.

Выполняет свои обязанности так, чтобы достичь цели и задачи.

Морально помогает своему ребенку в построении своей деятельности. Также сам активно участвует.

Координирует и стимулирует процесс выполнения.

6.Контроль и оценка.

Достиг ли я цели и задачи? Как? Что учитывать в дальнейшем?

Оценка достигнутого самим и свои ребенком и всем коллективом. Рефлексия.

Как нам удалось этого достигнуть? Есть ли отклонения от запланированного? Что учесть в будущем?

Выбрали группу здоровья, в состав которого вошли родители с медицинским образованием.

Группа здоровья начала свою работу с дизайна класса. Установили ионизатор воздуха. Установили связи:

  • бассейн «Долгун»,
  • Ледовый дворец «Эллэй Ботур»,
  • Дворец детства,
  • Детская библиотека,
  • Музей им. Е.М.Ярославского,
  • ДЮСШ,
  • Детская поликлиника,
  • Реабилитационный центр.

Первое направление программы - Я - человек. Мое здоровье в моих руках. Обязательными составляющими компонентами по укреплению здоровья детей являются:

  • Динамические перемены;
  • Физминутки на уроке;
  • Использование информационных технологий;
  • Дни здоровья;
  • Беседы для детей – уроки здоровья;
  • Беседы для родителей – педвсеобуч;
  • Мониторинг;

  • Традиционные мероприятия – спортивные праздники «Снеговик», «Мама, папа и я – спортивная семья», смотр песни и строя и т.д.
  • посещение бассейна, ледового дворца, экскурсии, походы и т.д.
  • полное медицинское обследование -1 раз в год.

  • Результаты последнего медобследования на диаграмме:

Второе направление – Я личность. Я должен сам себя развивать.

Провели мониторинг, по итогам которого была построена деятельность по этому направлению:

  • Уроки саморазвития Суе;
  • Защита рефератов «Секреты моего имени», «Тайны моей фамилии» и т.д.;
  • Различные конкурсы для девочек и мальчиков, направленные на поднятие самооценки ребенка;
  • Посещение детской библиотеки;
  • Направления по разным кружкам, учитывая способности, интересы каждого ребенка и т.д.

   

Третье направление – Я ученик. Я учусь учиться.

Это уроки, мероприятия – все школьные дела.

И самым важным компонентом здесь является – портфолио каждого ученика, где хранятся все его наблюдения, результаты, достижения.

А также исследовательская деятельность. Его мы начали с первого класса с конференции, где выступали мои выпускники – пятиклассники со своими исследовательскими работами.

  

Направления исследовательской деятельности по классам:

  • 1 класс – Мой родной город.
  • 2 класс – Моя родословная.
  • 3 класс – Исследования по темам.
  • 4 класс – Проекты.

   

В этом учебном году все 30 детей выбрали свои темы. Провели наблюдения, опыты, ознакомились с литературой. Все выступили со своими работами. Теперь все работают над своими выводами, итогами, проектами, по результатам которых проведем в конце итоговую конференцию.

Четвертое направление - Я и мой народ. Я должен знать свою родословную.

Кроме уроков национальной культуры, изучения своей родословной сюда входят традиционные мероприятия, которые проводятся ежегодно:

  • день родного языка;
  • дни открытых дверей;
  • конкурс «Читающая семья»;
  • неделя якутского языка;
  • день бабушек и дедушек – 1 октября;
  • день мам – в октябре;
  • день пап – в апреле

   

Все во втором классе защитили свою родословную.

Пятое направление - «Я» и другое « я». Я должен уметь общаться в коллективе.

Создана структура деятельности в классе.

Дети распределились в группы по желанию и выбрали сами актив класса. Все внеклассные мероприятия проводятся в форме коллективного творческого дела (КТД) под руководством актива класса. Состав актива подвижный, таким образом, каждый ученик приобретает организационные навыки и учится руководить КТД.

Шестое направление - Я и природа. Я берегу все что меня окружает.

Я должен знать свой край.

Все предметы, мероприятия связанные с изучением родного края, родной истории, родной республики:

  • походы;
  • экскурсии;
  • посещение театров, музеев;
  • конкурсы, викторины, мероприятия…

Седьмое направление - Я и мир. Прежде всего - Я должен знать культуру своего народа.

С первого класса у нас проводятся один раз в неделю – урок фольклора, урок олонхо, хомус.

  • Постановка олонхо «Модун Эр Со5отох»;
  • Ансамбль хомусистов;

Создали в классе фольклорный ансамбль «Аптаах сибэккичээннэр»(«Цветик-семицветик» . Достижения ансамбля:

   

Главная особенность программы развития «Цветик-семицветик» - это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей, определяющей поведение детей, их стремление вести здоровый образ жизни.