В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.
У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.
Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.
ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:
- Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
- Стимулирование читательского интереса.
- Создание самостоятельного читательского опыта.
ЗАДАЧИ:
- Образовательная: научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
- Развивающая: развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
- Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.
Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится.
Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:
- В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
- При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
- Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
- В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
- Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).
В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.
Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.
Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.
Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.
И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5 КЛАСС
- Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
- В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
- В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
- Е. Велтистов «Приключения Электроника»
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
- В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
- П. Треверс «Мери Поппинс»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера»
- А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
- Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги)
- Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
- К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
- А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
- А.И. Свирский «Рыжик»
- М. Прилежаева «Семиклассницы»
6 КЛАСС
- Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
- А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
- Дж.Свифт «Гулливер»
- Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
- В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
- В. Осеева «Динка»
- Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
- А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
- Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник »
- Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
- А.Н. Толстой «Детство Никиты»
- Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
- Н.С. Лесков «Зверь»
- В. Гюго «Козетта»
- Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
- Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
- А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
- А.С. Пушкин «Дубровский»
7 КЛАСС
- Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
- А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
- Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
- А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
- Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
- Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
- М. Твен «Принц и нищий»
- А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
- Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»
8 КЛАСС
- Ч. Диккенс «Большие надежды»
- В. Гюго «Отверженные»
- А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
- В. Каверин «Два капитана»
- А. Дюма «Три мушкетёра»
- В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
- А. Фадеев «Молодая гвардия»
- В. Скотт «Айвенго»
- М. Рид «Всадник без головы»
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
- Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
- А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
- К. Федин «Необыкновенное лето»
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
9 КЛАСС
- А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- Ф. Достоевский «Бедные люди»
- В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
- А. Беляев «Старая крепость»
- А. Кронин «Замок Броуди»
- У. Коллинз «Лунный камень»
- Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо »
- В. Обручев «Земля Санникова»
- Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
- Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба
10-11 КЛАСС
- Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
- Л. Улицкая «Рассказы»
- Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
- Г. Щербакова «Вам и не снилось»
- П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Уточняю ещё раз, что список вариативный.
ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»
ЭТАП УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ) |
Организационный момент | Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие |
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев | Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии |
«Шарики» | По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями |
«Имена» | Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе |
Конкурс кроссвордов | Каждой группе ведущие выдают кроссворды |
Театральный конкурс | Изображение сцен из романа по группам |
«Самый умный» | Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке». |
ТЕСТ
- События в романе происходят во времена правления:
– Карла 9;
– Генриха 4;
– Франциска 1;
– Людовика 13. - Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была:
– испанкой;
– англичанкой;
– француженкой;
– немкой. - События в книге начинаются:
– в первый понедельник апреля 1625 года;
– в первый понедельник апреля 1635 года;
– в первое воскресенье 1625 года;
– в первый понедельник 1623 года. - Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля?
– слугу;
– коня;
– сменить одежду;
– шпагу. - Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема?
– 1;
– 3;
– 2;
– 4. - Как звали слугу Арамиса?
– Базен;
– Планше;
– Гримо;
– Мушкетон. - В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески?
– 1,5 тыс. пистолей каждая;
– 2 тыс. пистолей за все;
– 2 тыс. пистолей каждая;
– 1,5 тыс. пистолей все.