Использование информационных технологий на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


«Не в количестве знаний заключается  образование, а в полном понимании и  искусном применении  всего того, что  знаешь». 

Дистерверг

На современном этапе основной задачей, которая стоит перед педагогом, работающем в рамках рационалистической парадигмы – это обучение учащихся жить, поскольку сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека в современном мире. То есть школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить стремление к реализации своих способностей.  

Не секрет, что эффективность восприятия знаний очень зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать ученика. Поэтому сегодня информационные технологии на школьных уроках не прихоть, а требование времени,  так как именно их  можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет разнообразить процесс обучения и способствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Несомненно, использование компьютера на уроках химии, должно учитывать  особенности химии как науки. На уроках возможно использование информационных технологий для повышения мотивации обучения, дифференциальной работы учащихся при контроле и оценки знаний и умений и выполнения разного вида творческих работ.

За годы моей педагогической практики, сложилась определенная система взглядов, позволяющая выделить ряд преимуществ внедрения в образовательный процесс информационных технологий:

1. Дает возможность демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья). Так, по моему мнению, интерес представляют следующие издания:

  1. Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, ЗАО «Новый Диск», 2005
  2. Школьный химический эксперимент. Современный гуманитарный университет. ООО «КМВ-98», 2004

2.  Позволяет развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению издания:

  1. Демонстрационное поурочное планирование. Волгоград. Из-во «Учитель», 2007
  2. Электронные уроки и тесты. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», «Новый Диск», 2005
  3. Мультимедийное приложение к УМК «Химии. 8 класс» (электронное учебное издание), ООО «Дрофа», «Физикон», 2006

а так же презентации, подготовленные мною или учащимися, как итог проектной деятельности:

8 класс  «Галерея великих химиков» – информационные листы о великих химиках;
9 класс   «Химические элементы в организме человека» – буклеты о роли химических элементов в организме человека;
10 класс  «Органические вещества на службе у человека» – журнальная статья об органических веществах и ее защита с использованием презентации;
11 класса «Химия в повседневной жизни человека» – журнальная статья о веществах используемых в быту и ее  защита с использованием презентации.

3. Позволяет осуществлять контроль знаний и реализовывать  интеграцию образовательных областей, таких как, химия, биология, информатика и др. при которой учащиеся могут развивать свои творческие способности,  увидеть их применение на практике, издания:

  1. Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. ЗАО «1С», 2006
  2. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. ЗАО «Новый Диск», «Новая школа», 2006,

А так же защита экзаменационного реферата в 9 классе с использованием компьютерной презентации по темам:

«Йод и здоровье человека»;
«Физиологическое действие тяжелых металлов на организм человека»;
«Химические элементы в организме человека»;
«Экология жилища и здоровье человека»;
«Химия, питание, здоровье»;
«Бытовой мусор – это серьезно».

Таким образом, применение информационных технологий способствуют повышению интереса у учеников к обучению, развивает его всесторонне, показывает  значение химии как прикладной науки, достижения которой повышают качество жизни человека и формирует умения безопасного обращения с химическими веществами и экологически целесообразного поведения в быту и на производстве.

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий – это удел энтузиастов, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но  вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.

А  лучшей наградой служат успехи учеников:

  • победители  районного конкурса среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий  2005/2006, 2007/2008, 2008/2009;
  • победители Интернет-конкурса творческих работ Московского Института Открытого Образования в номинации «Успешный старт» 2007/2008;
  • публикация в материалах Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» 2007/2008, 2008/2009

Приложение мультимедийная презентация к статье «Использование информационных технологий  на уроках химии».