Пояснительная записка
В своей статье я хочу рассмотреть вопрос о том, что такое поэзия и проза, как они взаимосвязаны, чем отличаются друг от друга и как на основе стихотворных текстов можно научить младших школьников сочинять свои стихотворения-миниатюры.
Слово “поэзия” происходит от греч. poieo = творить, создавать, строить, созидать; poiesis (поэзия) = создание, творение, произведение. В применении к словесным произведениям этот первоначальный смысл слова подчеркивает момент творческий, созидательный, момент словесной обработанности, искусности. Отсюда термином “поэзия” следовало бы назвать произведения искусства. Так оно и стало в дальнейшем, когда слово “поэзия” получило более широкое значение художественной словесности вообще. Это широкое значение совпадает с буквальным, этимологическим смыслом слова, и поэтому следовало бы считать первоначальное понимание поэзии как стихотворных произведений слишком узким.
Слово “проза” происходит от латинского прилагательного “prosus” = вольный, свободный, движущийся прямо (от prorsus = прямо, вперед)
Однако эмоциональная насыщенность содержания не всегда приводит писателя к созданию стихотворной поэзии в прямом и узком смысле слова. Иногда приподнятость настроений оказывается уделом писателя-прозаика, и он явно выходит тогда за границы прозы, не прибегая однако к стихам, создавая то, что называется обычно ритмической прозой, или “стихотворением в прозе”.
Все эти явления показывают, что границы поэзии и прозы не абсолютны и что между ними существуют постепенные переходы. Однако в большинстве случаев в литературных стилях и направлениях существует отчетливое преобладание поэзии или прозы.
Итак, отличие поэзии от прозы не является моментом только внешним, узко-формальным, внося вместе с особенностями формы – поэтической или прозаической – известное своеобразие и в выражение идейного содержания. Романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъем, моралистический пафос, словом – эмоциональная насыщенность содержания, составляют существенное свойство поэзии, отличающее ее от прозы. С эмоциональной окрашенностью содержания в поэзии связано и то преобладающее значение, которое получают в поэзии средства выразительности. А одним из самых сильных и существенных средств выразительности, активно воздействующим на сознание слушателя, является ритм. Отсюда ритмическая организованность оказывается постоянным и существенным свойством поэзии.
Ритмическая организованность в стихе следовательно гораздо выше, чем в прозе. Высокая эмоциональная насыщенность поэзии неизбежно определяет ее тяготение к стиху. Выразительность поэтического произведения достигается, однако, не только средствами ритма, но и другими интонационно-синтаксическими средствами. Эмоционально насыщенный, выразительный язык поэзии изобилует обычно такими интонационными фигурами и такими словосочетаниями, которые сравнительно редко встречаются в языке прозы. Таковы фигуры восклицания, обращения, перечисления, повторения, инверсии, единоначатия, градации и т. д., причем все эти интонационно-синтаксические средства имеют в поэзии особое значение, выражают не столько ход повествовательной мысли, сколько приподнятость идейного настроения автора.
Чем же стихи отличаются от прозы? Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово “стих” в переводе с греческого значит “ряд”, а слово “проза” в переводе с латыни – “речь, которая ведется прямо вперед”. В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой “порции” смысла. Вот, например, басня И.А. Крылова Две бочки:
Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шума и шажком
Плетется,
Другая вскачь несется…
Короткие вторая и третья строки приобретают в сознании читателя такое же значение, как сообщение в длинной первой строке. Сразу становится ясно, что “героиней” басни станет вторая бочка.
Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например:
А плакала я уже бабьей
Слезой – солонейшей солью.
(М. Цветаева)
Ощущение единства и тесноты стихового ряда усиливается еще и звуковой организацией стиха. Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы “окликают” друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация. Строчка В.В. Маяковского Где, он, бронзы звон или гранита грань…как бы напоминает звон металла и твердость гранита. Сам поэт говорил: “Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова”. Повторяются в стихах и гласные звуки – это явление называется ассонанс.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М.Ю. Лермонтов)
– повтор звука “у” как бы передает гулкое затишье перед боем.
Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, “слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову” (Ю.Тынянов).
В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, “общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким”. Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует, используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы “активизировать нашу деятельность интерпретации текста”, так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью.
Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам С.Н. Зенкина, “в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от “сырой” прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах”.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что стихи являются именно той формой текста, которую младшие школьники воспринимают более эмоционально. Поэзия оставляет белее яркий след в душе ребёнка, побуждая его к стихотворному творчеству.
Безусловно, написать хорошее стихотворение ребёнку сложно, а значит начинать надо с небольших стихотворных форм, таких как синквейн и хокку. Предварительно учащихся надо познакомить с этими стихотворными формами. Сделать это можно на уроках литературного чтения.
Конспект урока развития речиТема: “Сочинение стихотворений-миниатюр на основе предварительной работы по восстановлению текста”.
Класс: 4 класс
Дата проведения: 19 февраля
Вид урока: коммуникативно-креативный
Цель: обучение детей сочинению стихотворений-миниатюр, развитие коммуникативно-речевых умений, направленных на создание речевого высказывания.
1. Познавательный аспект:
- формирование активной познавательной позиции у детей и приобретение ими лингвистических знаний и умений;
- развитие коммуникативно-речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания, структурой;
- создание смысловой модели текста, на основе восстановленных стихотворных произведений;
- развитие умения осознания взаимосвязи различных уровней языка;
- развитие умений проверять и совершенствовать, написанный текст.
2. Развивающий аспект:
- развитие эмоционально-познавательной мотивации учащихся к выполнению работы;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие творческой активности младших школьников;
3. Воспитательный (мировоззренческий) аспект;
- развитие увлеченности к изучаемому языку;
- воспитание внимательного отношения к слову;
- развитие познавательной инициативы учащихся;
- развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребёнка со взрослым.
Дидактические средства и материалы: музыкальное произведение А.Вивальди “Зима”, графический “Словарь настроения”, кубики с правилами построения текстов, карточки со словами, карточки-снежинки, таблица микротем, ёлка.
План урока:
- Организация класса.
- Введение в речевую ситуацию (постановка проблемы).
- Реставрация рифмы.
- Работа над восстановлением стихотворений
- Анализ поэтических образов с помощью сравнения мира реальности и мира поэзии.
- Создание стихотворений-миниатюр
- Работа с графическим словарём настроений. Итоги урока.
Ход урока
1. Организация класса
Учитель: Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их и больше не отвлекайтесь.
2. Введение в речевую ситуацию
– Сегодня на уроке нас ждёт уже известный нам вид работы, но задания будут необычные. Мы сегодня превратимся в соавторов, сочинителей стихотворений миниатюр.
– Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года. О нём расскажет музыкальное произведение. Попробуйте по настроению музыки догадаться о каком времени года идёт речь.
(Звучит фрагмент произведения А.Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”)
– Какое время года можно себе представить, слушая эту музыку? (Зиму, полёт снежинок)
– Какие образы рождает эта музыка? (Образы чего-то лёгкого, воздушного)
– Как мог назвать это произведение автор?
– Это произведение А.Вивальди называется “Зима”. Сегодня на уроке мы поработаем сочинителями текстов, тема которых связана с зимним временем года.
– Какой жанр литературы ближе всего к музыке? (Стихи) Стихи – это поэзия. А что же такое поэзия? Чем поэзия отличается от прозы? (Рифма, ритм, передача чувств, многозначность слов. Поэзия всегда о чувствах, мыслях)
3. Реставрация рифмы
– Мы начнём свою работу с главных правил стихосложения
– рифма
– ритм
– Поиграем в рифму. Перед вами стихотворение-загадка:
Лёгкие, крылатые,
Как ночные… (бабочки)Кружатся, кружатся
Над столом у… (лампочки)Собрались на огонёк.
А куда им … (деться)Им ведь тоже ледяным
Хочется … (погреться)(В.Брюсов)
– О чём это стихотворение загадка? (о снежинках)
– Что общего у образов в этом стихотворении и в музыке?
– Совпадает ли настроение в стихотворении с настроением в музыкальном произведении? (Да.)
Покажите мне ту карточку из словаря настроений, которая соответствует настроению в стихотворении. (Радость, восхищение)
4. Работа над восстановлением стихотворений
– Мы восстановили рифму в стихах. У этого стихотворения прекрасный образ снежинки. Я считаю, что каждая снежинка – это чудесное воплощение гармонии, также и стихи – чудесное воплощение гармонии речи.
– Мы с вами восстановили рифму. А теперь попробуем восстановить стихотворные тексты. Каждая группа получила конверт с текстом стихотворения. Текст разбит на двустишия, вам нужно восстановить его. Восстанавливая текст, обратите внимание на то, какие же мысли и чувства хотел донести до нас автор? ( Дети обводят в кружок те мысли автора, которые являются ключевыми)
1 группа
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
(З. Александрова)
2 группа
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
– Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
(М.Пожаров)
3 группа
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
(А. Твардовский)
4 группа
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
(А.Фет)
– А теперь давайте сравним ваши варианты стихотворений с авторскими. Ваши варианты звучат очень хорошо. Я думаю, что авторы стихов с вами бы согласились.
5.Анализ поэтических образов с помощью сравнения мира реальности и мира поэзии
– Сейчас наш ждёт самое интересное. Я предлагаю вам превратиться в сочинителей. Мы попробуем создать с помощью восстановленных стихотворений свои стихотворения-миниатюры. Здесь нам пригодиться лист микротем, в котором мы сравним мир реальности и мир поэзии. Набранные нами слова помогут вам сочинить синквейн или хокку.
Мир реальности | Мир поэзии | |
Что? | Какой? Как? | Что делает? Как? |
снег | Густой, белый, пушок летучий, Белые звёздочки, хлопья, мягкий |
Сверкает, идёт, застелит, опушит, чуть порошит |
снежок | Скрипуч, сух, как мел, белые мухи | Порхает, кружится |
Снежинки, снежинка | Лёгкие крылатые, как бабочки, как звёздочки | Кружатся легко, неумело, садятся |
зима | На уборе бахрома, в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках | Разукрасилась, льёт сияние, шепчет заклинание |
лужицы | Холодное стекло | превратились |
снегири | Как розовые яблоки | на ветках |
лёд | хрусталь | |
иней | Серебристый пух | |
воздух | ясный | робеет |
6. Создание стихотворений-миниатюр
Сейчас вы можете приступить к написанию своих мини стихов, синквейнов или хокку. Правила составления синквейнов и хокку написаны на кубиках, которые находятся у вас на парте. Свои произведения запишите на снежинках. У нас на доске есть ёлочка, она не простая. Это лист творчества, на который вы сможете прикрепить свою снежинку, чтобы все могли прочесть ваше произведение. Таким образом, мы с вами соединим две гармонии – снежинку и стихотворение.
Правила составления синквейна:
1 строчка – тема
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – слова, продолжающие мысль
5 строчка эмоциональная точка, вывод
Правила составления хокку:
7. Работа с графическим словарём настроений. Итоги урока1 строчка – описание
2 строчка – действие
3 строчка – мысль, чувства
Вы проделали сложную работу, ребята. Ваши стихотворения миниатюры получились хорошими.
Наш урок подошёл к концу и теперь я предлагаю вам выбрать из графического словаря настроений ту карточку, которая соответствует вашему настроению на уроке, вашим чувствам. Можете прокоментировать свой выбор.
– Всем спасибо за урок. Все получили за урок пятёрки.