Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашей школе возникла идея выпуска своей газеты.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов – создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

В результате анализа состояния образовательного процесса в нашей школе, выявлены следующие противоречия между:

  1. необходимостью создания школьного пресс-центра и отсутствием единой программы по его функционированию;
  2. пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях) и организацией дифференцированного обучения по общим способностям.

Этим обусловлен выбор темы проекта: “Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности”.

Объект исследования: образовательный процесс школы.

Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.

Цель проекта:

Создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
  2. разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности школьного пресс-центра;
  3. разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности школьного пресс-центра.

Методы исследования:

  1. Основные методы – педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
  2. Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы.

Кадровое обеспечение проекта

Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы,

заместитель директора по УВР,

заместитель директора по ВР.

Консультативная, научно-методическая Координация реализации проекта.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность. Издательская деятельность.

Организатор проекта.
Педагоги школы Осуществление проекта в системе внеклассной работы.

Использование новых педагогических технологий.

Организация издательской деятельности учащихся.

Классные руководители, учителя,

педагоги дополнительного образования.

Школьный пресс-центр

Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юных корреспондентов. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди обучающихся, родителей и педагогов.

Пресс-центр организует: занятия в школе юных корреспондентов (юнкоров), творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.

Пресс-центр планирует и готовит выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.

Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, неделю молодежной и детской печати.

Пресс-центр отвечает за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду детских и подростковых печатных изданий.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы

Форма Задачи
Элективный курс
  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.
  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.
  • Формирование навыков издательской деятельности.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
Неделя (декада) журналистики
  • Представление широкого спектра форм деятельности школьного пресс-центра.
  • Повышение мотивации учеников к работе в школьном пресс-центре.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
Кружки, студии, объединения
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Организация издательской деятельности обучающихся в школе

1–4 классы Подготовительный этап:
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных обучающихся.
Формы:

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

5–7 классы Творческий этап:
  • Формирование навыков издательской деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие обучающихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:

Внеклассная работа.

Кружки.

Студии.

8–9 классы Развивающий этап:
  • Совершенствование навыков издательской деятельности.
  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры обучающихся.
Формы:

Внеклассная работа.

Элективный курс “Азбука журналистики”.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.

Спецкурс “Основы информационной культуры”.

10–11 классы Исследовательский этап:
  • Совершенствование навыков издательской деятельности.
  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.
  • Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков.
Формы:

Эл. курс “Азбука журналистики” (профильный уровень).

Внеклассная работа.

Недели журналистики.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет.

Спецкурс “Основы информационной культуры” (10 кл.).

План реализации проекта

Этап Задачи Мероприятия проекта
2007–2008 учебный год (подготовительный)

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка проекта работы школьного пресс – центра.
  • Разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
  • Пакет документов
  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива за 2003 – 2006 гг, материально-технических условий.
  • Организация выпуска школьных стенгазет с использованием ИКТ.
  • Организация группы обучающихся по освещению школьных мероприятий:
  • деятельности НОУ "Рассвет", участия в районной и региональной научно – практической конференциях, поисково-краеведческой работы по созданию школьного музея и т.д.
  • Разработка системы работы с творчески активными детьми.
2008-2009

учебный год

(организационный)

Цель:

Апробация системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра.

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с творчески активными детьми, основам журналисткой деятельности, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися.
  • Адаптация учебных программ спецкурсов, элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Научно-методический семинар для педагогов школы "Издательская деятельность обучающихся".
  • Организация деятельности школьного пресс-центра.
  • Участие в конкурсах журналистов, проектных мероприятиях.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными обучающимися.
  • Разработка программы "Профессиональное самоопределение".
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.
  • Разработка методических рекомендаций по основам журналисткой деятельности школьников.
2009–2010 учебный год (практический)

Цель:

Переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта.
  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Организация деятельности школьного пресс-центра.
  • Проведение школьной недели (декады) журналистики.
  • Участие в районных и региональных конкурсах издательской деятельности.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными детьми.
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.
  • Оформление теоретического материала по проблеме.
  • Внесение необходимых коррективов.
2010–2011 учебный год (обобщающий)

Цель:

Переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования.

  • Анализ итогов реализации проекта.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта.
  • Обобщение результатов работы школы в данном направлении.
  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Организация деятельности школьного пресс-центра.
  • Проведение школьной недели (декады) журналистики.
  • Участие в районных и региональных конкурсах издательской деятельности.
  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с творчески активными детьми.
  • Разработка и утверждение программ спецкурсов и элективных курсов.
  • Обобщение результатов работы школы.
  • Обработка и анализ итогов реализации проекта, корректировка гипотезы.
  • Разработка методических рекомендаций.

Ожидаемые результаты:

Критерии Показатели
1. Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся. Наличие:
  • разработанных программ спецкурсов и элективных курсов;
  • банк данных;
  • победителей конкурсов юных журналистов.
2. Наличие и функционирование адекватной системы работы с учащимися в рамках школьного пресс – центра Наличие:
  • методического обеспечения системы работы с обучающимися в рамках школьного пресс – центра;
  • структуры управлением проектом, кадрового обеспечения проекта;
  • различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы;
  • плана повышения квалификации педагогов.
3. Творческая самореализация выпускника школы. Наличие:
  • различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы;
  • издательской деятельности (школьной газеты);
  • роста уровня развития творчества в деятельности педагогов и обучающихся.

Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни.

4. Преемственность в работе начальной, средней и старшей школы. Наличие:
  • организации издательской работы обучающихся в школе;
  • мотивации обучающихся к обучению;
  • умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения.

Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта

Негативные последствия:

непринятие частью учителей внедрение проекта, как отвлекающего момента от основных предметов;
– недостаточность материально-технического обеспечения.

Устойчивость проекта:

положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
– повышение качества образования;
– рост профессионального мастерства педагогов;
– удовлетворённость результатами родителей.

Бюджет проекта

№ п/п Перечень статей расходов и требующихся ресурсов Запрашиваемая сумма, руб. Собственные средства, руб. Привлечённые средства, руб. Общая сумма, руб.
1 Оборудование:
Персональный компьютер.   18000    
Принтер струйный. 3000      
Сканер.   2000    
Фотоаппарат цифровой.   7500    
Носители информации flash. 2000      

Итого:

32500
2 Расходы на деятельность:        
Бумага для офисной техники. 3000 500    
Канцелярские товары.   1200    
Расходные материалы для принтера. 10000 2000 1500  
Организация и проведение творческих встреч, семинаров, конференций, выставок, презентаций. 7000 800 1500  

Итого:

27500

Общий итог:

25000 32000 3000 60000