Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в нашей школе возникла идея выпуска своей газеты.
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов – создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.
В результате анализа состояния образовательного процесса в нашей школе, выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью создания школьного пресс-центра и отсутствием единой программы по его функционированию;
- пониманием того, что у школьников существуют различия в творческом потенциале (творческих возможностях) и организацией дифференцированного обучения по общим способностям.
Этим обусловлен выбор темы проекта: “Развитие творческой самореализации личности в издательской деятельности”.
Объект исследования: образовательный процесс школы.
Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Цель проекта:
Создание условий для творческой самореализации личности в издательской деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
- разработать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся с учетом преемственности в рамках деятельности школьного пресс-центра;
- разработать функциональную и организационную структуру управления проектом.
Гипотеза: если в сельской школе создать условия для успешного функционирования школьного пресс-центра, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках деятельности школьного пресс-центра.
Методы исследования:
- Основные методы – педагогическое наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
- Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы.
Кадровое обеспечение проекта
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и
руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. |
Директор школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации проекта. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. Издательская деятельность. |
Организатор проекта. |
Педагоги школы | Осуществление проекта в системе
внеклассной работы. Использование новых педагогических технологий. Организация издательской деятельности учащихся. |
Классные руководители, учителя, педагоги дополнительного образования. |
Школьный пресс-центр
Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юных корреспондентов. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди обучающихся, родителей и педагогов.
Пресс-центр организует: занятия в школе юных корреспондентов (юнкоров), творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.
Пресс-центр планирует и готовит выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.
Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, неделю молодежной и детской печати.
Пресс-центр отвечает за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду детских и подростковых печатных изданий.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы
Форма | Задачи |
Элективный курс |
|
Неделя (декада) журналистики |
|
Кружки, студии, объединения |
|
Организация издательской деятельности обучающихся в школе
1–4 классы | Подготовительный этап:
|
Формы: Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. |
5–7 классы | Творческий этап:
|
Формы: Внеклассная работа. Кружки. Студии. |
8–9 классы | Развивающий этап:
|
Формы: Внеклассная работа. Элективный курс “Азбука журналистики”. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет. Спецкурс “Основы информационной культуры”. |
10–11 классы | Исследовательский этап:
|
Формы: Эл. курс “Азбука журналистики” (профильный уровень). Внеклассная работа. Недели журналистики. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выпусков газет. Спецкурс “Основы информационной культуры” (10 кл.). |
План реализации проекта
Этап | Задачи | Мероприятия проекта |
2007–2008 учебный год (подготовительный) Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра. |
|
|
2008-2009 учебный год (организационный) Цель: Апробация системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс-центра. |
|
|
2009–2010 учебный год (практический) Цель: Переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования. |
|
|
2010–2011 учебный год (обобщающий) Цель: Переход системы работы с обучающимися в рамках деятельности школьного пресс – центра в режим функционирования. |
|
|
Ожидаемые результаты:
Критерии | Показатели |
1. Выявление склонностей, способностей и интересов обучающихся. | Наличие:
|
2. Наличие и функционирование адекватной системы работы с учащимися в рамках школьного пресс – центра | Наличие:
|
3. Творческая самореализация выпускника школы. | Наличие:
Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни. |
4. Преемственность в работе начальной, средней и старшей школы. | Наличие:
|
Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта
Негативные последствия:
– непринятие частью учителей внедрение
проекта, как отвлекающего момента от основных
предметов;
– недостаточность материально-технического
обеспечения.
Устойчивость проекта:
– положительная мотивация участников
образовательного процесса на реализацию
проекта;
– повышение качества образования;
– рост профессионального мастерства педагогов;
– удовлетворённость результатами родителей.
Бюджет проекта
№ п/п | Перечень статей расходов и требующихся ресурсов | Запрашиваемая сумма, руб. | Собственные средства, руб. | Привлечённые средства, руб. | Общая сумма, руб. |
1 | Оборудование: | ||||
Персональный компьютер. | 18000 | ||||
Принтер струйный. | 3000 | ||||
Сканер. | 2000 | ||||
Фотоаппарат цифровой. | 7500 | ||||
Носители информации flash. | 2000 | ||||
Итого: |
32500 | ||||
2 | Расходы на деятельность: | ||||
Бумага для офисной техники. | 3000 | 500 | |||
Канцелярские товары. | 1200 | ||||
Расходные материалы для принтера. | 10000 | 2000 | 1500 | ||
Организация и проведение творческих встреч, семинаров, конференций, выставок, презентаций. | 7000 | 800 | 1500 | ||
Итого: |
27500 | ||||
Общий итог: |
25000 | 32000 | 3000 | 60000 |