Учебный кабинет географии: методические рекомендации по оснащению в соответствии с современными направлениями модернизации общего образования

Разделы: География, Администрирование школы


Созданный нами в школе кабинет географии – это творческая мастерская для совместной деятельности учащихся и учителя, где учтена специфика предмета, собраны карты и картографические пособия, натуральные объекты, приборы для проведения наблюдений и измерений на местности, а также используются достижения новейших информационных технологий обучения.

C целью создания оптимальных условий для совместной творческой деятельности учителя и учащихся в предметном учебном кабинете необходимо иметь учебное оборудование, учебно-методические комплексы, комплекты средств обучения, соответствующие требованиям стандарта образования и образовательной программы.

Современное оснащение кабинета должно позволять использовать новые интерактивные средства обучения географии —электронные мультимедиаучебники и программно-методические комплексы.

Условия работы в кабинете должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм: размещение ученических столов в кабинете, состояние мебели, освещенность, эстетика оформления кабинета в едином стиле.

Большое значение имеет правильно оформленная документация кабинета: положение о кабинете; приказ об открытии учебного кабинета по предмету и его функционировании для обеспечения качественного выполнения образовательной программы; приказ о назначении заведующего кабинетом, акт-разрешение на проведение учебных занятий; правила пользования учебным кабинетом; правила техники безопасности работы_ в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления); расписание занятости  кабинета в учебное и внеурочное время; планы работы кружков, факультативов (программы); журнал учета использования учителями-предметниками и учащимися материалов кабинета; паспорт кабинета с указанием имеющихся в нем мебели и оборудования, технических средств обучения, перечень наглядных пособий, приборов, дидактических материалов, перечень-каталог кино- и видеоматериалов, перечень-каталог медиатеки учебного кабинета;  анализ работы кабинета; план работы кабинета на текущий учебный год и перспективный план развития кабинета; правила пользования кабинетом учащимися вывешиваются в кабинете для ознакомления); постоянные и временные экспозиции (вывешиваются в кабинете).

Нормативное, научно-методическое обеспечение деятельности учителя-предметника включает: Закон РФ «Об образовании»; Сборник нормативных документов; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, примерные программы; гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждений (СанПин 2.4.2.1178-02); методическое письмо о преподавании учебного предмета; программы по географии для общеобразовательных учреждений; рабочие программы или календарно-тематическое планирование по всем курсам географии и всем используемым УМК; материалы по самообразованию учителя; разработки (конспекты) уроков, нестандартных уроков, уроков с использованием ИКТ; материалы (конспекты) внеклассных мероприятий по предмету.

Библиотечный фонд и его систематизация: учебники и учебные пособия по всем курсам географии; методическая литература; научно-популярная литература по предмету; энциклопедическая литература по предмету; периодические издания по предмету; ЦОЭР (электронные программы, учебники); авторские программные продукты.

Технические средства обучения, их систематизация: компьютер и мультимедиапроектор или интерактивная доска; телевизор или видеомагнитофон, магнитофон, DVD; диапроектор, кодоскоп и т.д.

Дидактические средства обучения, их систематизация по темам и классам, условия хранения, быстрое извлечение из шкафов: таблицы по всем курсам географии; портреты ученых-географов, портреты путешественников; карты мира, материков и океанов, карты России, карты области; рельефные карты и модели; географические атласы по всем разделам курса географии; инструкции по выполнению практических работ и других форм учебной работы для учащихся; материалы тематического и промежуточного контроля, разработанные учителем; дифференцированные и разноуровневые карточки-задания, тесты; олимпиадные задания; рефераты и творческие работы учащихся. Учебно-практическое и лабораторное оборудование: теллурий или модель Солнечной системы; школьная метеостанция или приборы для наблюдения за погодой (термометр, гигрометр, барометр-анероид, осадкомер, флюгер, анемометр); оборудование для проведения практических работ на местности и в классе: компасы ученические, нивелир школьный, рулетка, курвиметр, угломер; глобус Земли физический и политический М 1:30000000 и глобусы Земли физические лабораторные М 1:50000000. Натуральные объекты: коллекции горных пород и минералов; коллекция полезных ископаемых различных видов; набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов; другие коллекции; гербарии.

Электронную базу данных предметного кабинета можно представить в виде мультимедийной презентации с гиперссылками на документы (тесты, практические работы, физкультминутки)

Приложение 1