Гендерное развитие творческого мышления подростков (исследовательская работа)

Разделы: Школьная психологическая служба


Креативное (творческое) мышление - замечательная способность, которая может не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали ее сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной - во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практически полная невостребованность и неиспользованность нашего творческого потенциала. Вот что сказал по этому поводу Альберт Эйнштейн: "Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре". Подобный дисбаланс бросает вызов логике. Как отмечал специалист по творческому мышлению Эдуард де Боно, "без творчества не было бы никакого прогресса и мы всегда воспроизводили бы одни и те же образцы". Хорошая новость заключается в том, что вы можете научиться пробуждать свою креативность, отказываться от старых мыслительных образцов и начать создавать новые.

Участок мозга, традиционно ассоциирующийся с творческим мышлением, - правое полушарие, которое ответственно не только за зрение, целостность и интуитивность восприятия, но и за воображение. В то время как оно, без сомнения, - главное действующее лицо в творческом процессе, другие участки мозга также играют немаловажную роль в том, что действительно является "глобальным" мыслительным процессом, или мыслительным процессом, в котором участвует весь мозг. Например, правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более критичное, последовательное и логичное левое полушарие мозга. Передача информации происходит с помощью мозолистого тела - пучка, состоящего из более чем 200 миллионов нервных волокон, которые образуют мост между двумя полушариями мозга и осуществляют связь между ними. Кроме того, левое полушарие ответственно за анализ и оценку всех идей, решений и догадок, генерированных правым полушарием.

Творческое мышление - это способность формулировать идеи. Конечная цель заключается и в том, чтобы дать жизнь чему-то принципиально новому, оригинальному, приемлемому с точки зрения традиции данной культуры и полезному. Особенность творчески мыслящих личностей - их любовь к новым и необычным способам выполнения тех или иных действий. Они не боятся идти на риск и проверять новые идеи даже тогда, когда велика вероятность ошибки, но со стороны они могут показаться глупцами. Как сказал поэт Иоганн Вольфганг Гете, "дерзкие идеи похожи на продвигающиеся вперед шахматные фигуры: они могут проиграть, но могут и начать партию, которая принесет им победу".

Творческие люди обладают и так называемой жизненной силой, толкающей человека к максимальному использованию его потенциала и к достижению определенной цели.

В известном смысле, чтобы стать творческой личностью, вы должны превратиться в своего рода привидение, которое не сдерживают никакие стены, потому что оно способно проникать через них. Результаты этого развития мы и хотим пронаблюдать в нашем эксперименте.

Цель эксперимента: сравнить творческое мышление подростков женского и мужского пола.

Задачи:

  • Провести обзор литературы по теме творческого мышления;
  • Подобрать группу испытуемых (юношей и девушек);
  • Провести диагностику юношей;
  • Провести диагностику девушек;
  • Интерпретировать полученные результаты;
  • Сделать выводы.

Результаты исследования приведены в таблице графиков по всем четырём заданиям. Можно заметить, что творческие задания легче даются девочкам, чем мальчикам, причём это прослеживается на протяжении трёх лет (9-11 классы) и лишь во втором задании мальчики 11 класса опередили девочек.

Таким образом можно сделать предварительный вывод о том, что девочки творчески более развиты, чем мальчики, но для серьёзных выводов необходимы дополнительные исследования.

Приложение.