Моделирование биологических процессов

Разделы: Информатика


Представленный урок (2 академических часа) рассчитан на учащихся 2 курса среднего профессионального образования (по всем специальностям). Предлагаемые для выполнения задания включает в себя тему из другой предметной области: биологии. Это способствует интеграции знаний из данной предметной области на основе известного в педагогике принципа межпредметных связей. С одной стороны, приобретается устойчивые технологические навыки работы в прикладной среде (табличный процессор - Excel), с другой стороны происходит закрепление полученных ранее знаний по другому предмету. Это практическое занятие и самостоятельные исследования помогут учащимся определить дни, благоприятные для занятия той или иной деятельностью, а также выбрать дни для совместной работы в паре с другом.

 Урок по теме: “Моделирование биологических процессов”

 Раздел программы: “Моделирование в электронных таблицах”

Тип урока: комбинированный урок

Дидактические цели

  • Формирование умений работы в среде табличного процессора;
  • Обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;
  • Развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащегося.

 Методические задачи

  • Научиться моделировать и проводить исследования в соответствии с поставленной целью;
  • Научиться изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные технологии;
  • Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, программные средства: пакет Microsoft Office (MS PowerPoint, MS Excel, MS Publisher).

План проведения урока

  1. Подготовительный этап.
  2. Выступления учащихся.
  3. Выполнение практического задания.
  4. Подведение итогов.

Ход урока.

 1. Подготовительный этап

За 1-2 недели в классе выбираются 3 группы по 2 человека.

Перед ними ставится задачи:

Подготовить сообщение по теме: “Биоритмы и их влияние на жизнь человека”;

Подготовить сообщение по теме: “Интересные факты про биоритмы”;

Исследовать показания биоритмов по графику: благоприятные и неблагоприятные дни для различных видов деятельности (результаты предоставить в виде презентации).

На данном этапе преподаватель осуществляет консультирование учащихся.

2. Выступления учащихся

Преподаватель:

В течение своей жизни каждый замечал, наверное, что иногда все ладится, все удается, и настроение хорошее, и работоспособность высока. А бывает - все из рук валится и любая работа кажется тяжелой. В чем причина?

Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется четырем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают четыре стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную, интуитивную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.

Выступление учащихся

2.1 Сообщение по теме: “Биоритмы и их влияние на жизнь человека” (Приложение1)

2.2 Сообщение по теме: “Применение теории биоритмов” (Приложение2)

2.3 Сообщение по теме: “Исследование показаний графика биоритмов” (Приложение3) (выступление учащихся сопровождается небольшой презентацией) (Приложение4)

Преподаватель:

Сегодня – благоприятный или неблагоприятный день? Чтобы получить ответ на этот вопрос, построим свои собственные биоритмы. (Преподаватель демонстрирует презентацию через проектор, комментирует и задает вопросы) (Приложение5)

3. Практическое задание

По окончанию презентации преподаватель выдает инструкцию по выполнению работы, объясняет последовательность ее выполнения, отвечает на возникшие вопросы учащихся. (Приложение6)

Пример практического задания, выполненного учащимися (Приложение7)

Преподаватель:

После того что вы узнали о себе и своих биоритмах, интересно сравнить ваши графики с чьими-нибудь еще или проверить на совместимость биоритмы ваших друзей и знакомых.

В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, построим модель физической, эмоциональной, интеллектуальной и интуитивной совместимости двух людей.

Рекомендации по построению компьютерной модели:

  1. Скопируйте рассчитанные ранее столбцы своих биоритмов в столбцы, расположенные правее (например, G, H, I, J), используя команду Специальная вставка/Значения.
  2. Введите в ячейку (в которой была записана ваша дата рождения) дату рождения вашего друга. Модель просчитается для новых данных.
  3. В столбцах K, L, M, N произведите расчет суммарных биоритмов и постройте диаграмму по полученным данным.
  4. Как интерпретировать результаты. Максимальные значения по оси у на диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по у превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте.

Пример практического задания, выполненного учащимися (Приложение8)

Преподаватель:

  1. Какая из четырех кривых показывает вашу наилучшую (наихудшую) совместимость с другом?
  2. Выбрать дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?
  3. Выбрать наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре (например, в волейбольной команде)?
  4. Можно ли вам с другом выступать в соревнованиях как команда?
  5. Спрогнозировать результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца, например, 20 ноября и 15 декабря?
  6. В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?

4. Подведение итогов

Учащиеся подтверждают или опровергают выдвинутую гипотезу в начале урока о влиянии биоритмов на жизнь человека (мнения могут быть различны).

Литература:

  1. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию /Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория / Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб: Питер, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.aquarun.ru

www.bio-ritm.ru

www.look-for.ru

www.medical-center.ru/biorhythm.html

www.rospedclub.ru

www.youryoga.org/tests/bio_ritm.htm