Разработка урока по геометрии по теме "Теорема Пифагора". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

  • Образовательная:  создание условий для усвоения учащимися теоремы Пифагора, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование навыка применения теоремы Пифагора при решении задач.
  • Развивающая: развитие зрительной памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательная: умение оценивать себя и своих товарищей.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход УРОКА

1. Организационный этап

Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

С ребятами выполняется упражнение, способствующее повышению внимания, активизации памяти, улучшения слуха и речи.

Упражнение заключается в массаже ушей сверху – вниз  по краю от 3 до 5 раз.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

– учащимся предлагается посмотреть на доску, на которой написана тема урока и , исходя из темы урока, сказать, чем они будут заниматься на уроке.
– определяются цели урока, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями и умениями овладеть (учиться применять теорему Пифагора при решении задач)
– учитель  вместе с ребятами выясняет, какими надо быть во время урока. Это ведёт к самоорганизации учащихся.

3. Этап усвоения новых знаний.

Дидактические задачи этапа:

– дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах;
– добиваться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения, систематизации новых знаний.

На доске портрет Пифагора. Вопрос к ребятам: Что вы знаете об этом учёном?
После ответов учащихся им предлагается посмотреть фильм о Пифагоре.
После просмотра учитель задает ребятам вопросы:
– Что же нового вы узнали о Пифагоре?
– Откуда он родом?
– Какие книги он написал?
Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание. На листах изображены прямоугольные треугольники (см. Приложение 2). Небходимо с помощью линейки измерить длины сторон и результаты занести в таблицу. Таблица так же приведена на раздаточном материале и представлена на доске. Первый учащийся, правильно заполнивший таблицу, заносит свои результаты в таблицу на доске.
Проанализировав данные в таблице что мы можем заметить? (то, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы).
Постановка проблемы: Вы выполняли задание всего на трёх треугольниках. А как вы думаете, будет ли наш с вами вывод действителен и для других треугольников?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Далее учитель предлагает обратиться к учебнику, где представлена теорема Пифагора.
(Формулируется теорема и разбирается доказательство). Делаются необходимые записи на доске и в тетрадях.

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся теорему Пифагора.

№ 483 (б, г)

Физкультурная пауза

а) плечи наверх, назад, вниз – 3 раза
б) голову медленно повернуть вправо, влево – 3 раза
в) руки сцепить в замок, потянуть вперед, наверх – 3 раза
г) плечи наверх, назад, вниз – 3 раза

5. Этап закрепления нового материала

Дидактическая задача этапа: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Работа в парах, возможна консультация учителя

Учащимся раздаются листы с заданиями (см. Приложение 3).

6. Этап информации о значении теоремы Пифагора

Рассмотрим примеры практического применения теоремы Пифагора. Не будем пытаться привести все примеры использования теоремы – это вряд ли было бы возможно. Область применения теоремы достаточно обширна и вообще не может быть указана с достаточной полнотой. Определим возможности, которые дает теорема Пифагора для вычисления длин отрезков некоторых фигур на плоскости. (см. Приложение 1)

7. Этап информации учащимся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

П. 54, стр. 125. № 483 (а, в), 484 (а, в), 485.
Задание отдельным учащимся: найти в дополнительной литературе другие способы доказательства теоремы Пифагора, подготовить сообщение к следующему уроку.