Урок русского языка в 5-м классе. Графика. Алфавит

Разделы: Русский язык


Девиз: Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.

Цели урока:

Обучающие:

  • рассказать об истории появления русского алфавита;
  • повторить алфавит русского языка;
  • дать представление об отличии устной речи от письменной;
  • познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

Развивающие: формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
  • Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультивидеопроектор
  • Электронный вариант дидактического материала.
  • Игровой материал по теме
  • Оформление классной доски.
  • Раздаточный материал.
  • Лингвистический календарь.
  • Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Н.М. Шанского. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Ход урока

I) Оргмомент

Приветствие, настрой детей на успех

II) Речевая разминка

- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!

Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.

Тридцатое ноября.

Классная работа.

III) Актуализация знаний.

Ребята, наш урок, как и всегда, мы начнем с «Лингвистического календаря» (На доске висит «Лингвистический календарь», где имеются следующие разделы (они на каждый урок меняются вместе с заданиями): синтаксис, прямая речь, обращение, однородные члены предложения, синтаксический разбор предложения. Учащиеся на выбор отрывают листок лингвистического календаря, выполнив задание через 3 минуты сдают учителю).

Синтаксис № 1

Синтаксический разбор предложения.

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

Прямая речь № 2.

1. Расставьте знаки препинания.

А.Я. Яшин писал я люблю свой родной язык.

Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку говорил писатель Паустовский.

Обращение №3.

  1. Ты сегодня прекрасно отвечала Юля.
  2. Друзья я радуюсь вашим успехам.
  3. Ровесницы ровесники девчонки и мальчишки одни поем мы песенки одни читаем книжки.

Однородные члены предложения №5.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

  1. В саду у сторожа росли цветы гвоздики лилии тюльпаны.
  2. В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны обезьяны.
  3. Доброте честности справедливости многому научит умная книга.

(Я проверю ваши работы, а оценки вы узнаете на следующем уроке)

IV) Кроссворд.

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и прочитаем тему нашего сегодняшнего с вами урока. Она зашифрована под цифрами «13» и «14».

(Кроссворд лежит у каждого на парте.)

  1. Раздел науки о русском языке, изучающий слово и его лексическое значение. (Лексика)
  2. Лексика изучает …(Слово)
  3. Часть речи, которая обозначает действие. (Глагол)
  4. Фонетика изучает … (Звуки)
  5. Раздел науки о русском языке, который изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис)
  6. Сегодняшняя … (тема)
  7. Содержание, по-другому - … (Оглавление)
  8. Раздел науки о русском языке, изучающий правильное написание слов. (Орфография)
  9. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение. (Антонимы)
  10. В слове имеется … (Орфограмма)
  11. Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое лексическое значение. (Синонимы)
  12. Раздел науки о русском языке, изучающий звуки речи … (Фонетика)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Правильно. Тема урока: «Графика. Алфавит».

Сегодня на уроке я расскажу вам об истории появления русского алфавита; мы узнаем, что изучает графика, каллиграфия, алфавит; получите представление об отличии устной речи от письменной; научитесь правильно произносить буквы и звуки; составлять алфавитный перечень слов.

Девизом нашего урока будут слова, которые вы видите на доске. Давайте их прочитаем: «Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку».

Если вы успели заметить, то они действительно очень хорошо соотносятся с темой нашего урока.

V) Изучение новой темы.

Слово учителя.

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

Буквы обозначают звуки, поэтому говорят: « Буквы, обозначающие гласные звуки», «Буквы, обозначающие согласные звуки», а иногда - короче: гласные буквы, согласные буквы. Необходимо различать звук и букву!

VI) Словарно- орфографическая работа

Графика изучает начертания букв, их виды.

Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв - особенно это важно для рукописных букв.

Запишите новые слова в ваши словарики:

Гра'фика

Каллигра'фия

Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.

Запишите еще слова в словарике:

Алфави'т

Алфавитный

Расположи'ть по алфави'ту

VII) Слово учителя

По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
VIII) Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.

(Заслушаем 2 учеников.)

Вопросы:

  • Что называется алфавитом?
  • Почему важно знать алфавит?
  • Сколько гласных букв в русском языке? (10)
  • Сколько согласных букв в русском языке? (21)
  • Чего больше в русском языке букв или звуков?

Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 0: а, о, э, и, у, ы,е,ё,ю,я)

- Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

IX) Вы хорошо помните алфавит. А сейчас вы меня очень внимательно послушаете и тогда узнаете, как появился алфавит; какие реформы происходили прежде, чем появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

X) Рассказ учителя (сопровождается показом через мультивидеопроектор портретов создателей азбуки Кирилла и Мефодия и показом таблицы «Русская азбука (кириллица). Дореформенный русский алфавит. Современный русский алфавит».

Приложение 1

Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).

На этот момент в ней было, по видимости, 43 буквы. Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего исчезли йотированные юсы, затем большой юс , возвращавшийся в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е ; остальные буквы, порой несколько меняя свое значение и форму, сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка, которая долгое время считалась тождественной с русской азбукой. Орфографические реформы второй половины XVII зека (связанные с «исправлением книг» при патриархе Никоне) зафиксировали следующий набор букв: А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом , который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э, т. е. после Ъ), Ж, 3, 3, И (с орфографически отличным вариантом И для звука Ш, который отдельной буквой не считался), I, К, Л, М, Н, О (вдвух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «ши­роком»), П, Р, С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях:), Ф, X, (в двух орфографически различавшихся начертаниях: «узком» и «широком», а также в составе лигатуры «от» ( ), -обычно считавшейся отдельной буквой), Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я (в двух начертаниях: IA и А, которые иногда считались разными буквами, иногда же нет), Иногда в азбуку включались также большой юс ( ) и так называемый «ик» (в виде нынешней буквы «у»), хотя они звукового значения не имели и ни в одном слове не употреблялись.

В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I 1708-1711 гг. (а церковнославянская такова и поныне), когда были ликвидированы надстрочные знаки (что между делом «отменило» букву И) и упразднены многие дублетные буквы и буквы, использовавшиеся для записи чисел (что стало неактуальным после перехода на арабские цифры). Впоследствии некоторые упраздненные буквы восстанавливались и отменялись вновь. К 1917 году алфавит пришел в 34-буквенном (официально; фактически букв было 37) составе: А, Б, В, Г,Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалась), Ж, 3, И, (И отдельной буквой не считалась), I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т,У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, , Э, Ю, Я, , (V считалась более не входящей в русский алфавит).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).

ХI) 3акрепление изученного материала.

1. Работа с компьютером.

Цель: умение работать в группе; различать буквы и звуки, запомнить, что ь и ъ - не обозначают звуков.

1 гр. Задание. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

2 гр. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

ХП) Работа с учебником.

1. Упр. 286. (по заданию)

2. Упр. 287. (устно).

ХШ) Физминутка

Вышла мышка,
Вышла мышка как - то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук - «дернули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (бег на месте).

ХIV)Отработка навыка пользования алфавитом.

Таблица «Буквы русского алфавита». ( висит на доске).

В

Б

Е

Е

и

3

л

А

Г

д

Ж

и

к

м

Н

П

 

Т

 

X

ч

О

Р

с

У

ф

ц

ш

Щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

- Почему таблица названа « Буквы русского алфавита», а не « Алфавит». Что такое алфавит?

Задание: рассмотрев приводимую ниже таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице.

XV) Работа с учебником .

1. Работа со словарем (с. 301)

- Почему слова, начинающиеся с буквы а, расположены в таком порядке: айсберг, алмазный, арена?

- А если совпадают 2 буквы? Три?

2. Найдите в словаре подобные примеры и запишите их.

XVI) С.Я. Маршак «Багаж» (стихотворение читает заранее подготовленный ученик).

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собаченку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции ДНО: -
Потеряно место одно
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес Огромный, взъерошенный пес.

Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Задание :запишите вещи дамы в алфавитном порядке.

ХVП) Работа с компьютером. Задания даны по вариантам. Выполняются письменно.

Прочитайте географические названия. Распределите их в алфавитном порядке и запишите в тетрадь:

1-й вариант.

Люксембург, Португалия, Индия, Эквадор, Чехия, Словакия, Румыния, Бельгия, Италия.

2-й вариант.

Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск, Швеция, Югославия.

XVIII) Игра « Пятый лишний»

- Работа в группах . Перед вами цветок с лепестками. Каждый лепесток содержит слова, найдите один лепесток, где есть ошибка.

Приложение 2

XIX) Выводы. Подведение итогов урока.

XX) Домашнее задание:

§§ 56,57.

Упр. 290.

Упр. 293.(устно).