Цель: познакомить с орфограммой: мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных и составить алгоритм решения новой орфографической задачи; развивать коммуникативные навыки через работу в парах; оценку и самооценку деятельности; воспитывать культуру общения в парах.
Задачи для учителя: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать; создать комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке; развивать коммуникативные качества личности при работах в парах;
Оборудование: учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», часть 2; задачник – тетрадь №3; схема-опора нового правила; название главных членов предложения; компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент. Рефлексия настроения.
Учитель.
- Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…
- Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?
МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ. /слайд 2/
Учащиеся.
- Будем учиться писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.
- Как мы может уйти от ошибок?
II. Актуализация знаний.
Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия»нового знания.
- Какое время года? Какие весенние признаки уже есть в природе?
Весна нам на урок прислала подарок, но слова эти рассыпались. Попробуйте собрать их.
/Обсуждение в паре; звучит музыка./
/слайд 3, 4, 5 – картинки; 6 - слоги/
/слайд 7/
- Какие слова собрали?
АПРЕЛЬ
КАПЕЛЬ
ВЕСЕЛЬЕ
РУЧЬИ
НОВОСЕЛЬЕ
СОСУЛЬКИ
- Молодцы! Вы справились с заданием. Есть непонятные слова, которые нужно объяснить, растолковать?
- Что общего у этих слов? Какая часть речи?
/Им. сущ.; вопрос что?; есть мягкий знак./
- Поделите слова на группы. Сколько групп? По какому признаку разделили слова?
/Ед. ч. и мн. ч; простое и сложное слово; по работе ь знака./
- Давайте запишем на доске и в тетради слова в столбики по работе ь знака. Сколько получится групп? У доски работает….., все остальные работают на месте.
- Какую работу выполняет мягкий знак?
- Укажите род имён существительных. Как определить род имён существительных во множественном числе? /на доске/
Апрель (м. р.) |
|
|
ручьи (м. р.) |
капель (м. р.) |
|
|
веселье (ср. р.) |
сосульки (ж. р.) |
|
|
новоселье (ср. р.) |
- Назовите другие орфограммы, встретившиеся в столбиках.
Запись предложений.
- Составьте предложение, пользуясь собранными словами. /Дети называют составленные предложения./
- Записываем предложения под диктовку. Пишем через строчку. У доски работает
ОНИ СПЕШАТ ПОПРАВИТЬ СВОИ СТАРЫЕ ГНЁЗДА. /Части речи, у сущ. род/. СКОРО У НИХ НОВОСЕЛЬЕ.
- В 1 предложении подчеркните главные члены предложения.
- Во 2 предложении укажите части речи. У всех существительных укажите род.
/слайд 8/
- Назовите сложные слова. Объясните их написание.
- Какую работу выполняет Ь?
/слайд 9/
2. Включение задания, определяющего проблемную ситуацию, направленного на «открытие» нового знания.
- Два слова нам сегодня встречались: ГРАЧ и РЕЧЬ. Чем похожи и чем различаются они?
- Что общего у этих слов?
/Им. сущ.; ед. ч.; [Ч’]/. /На доске запись звука./
- Чем различаются?
/кто? что?/
- Давайте попробуем записать эти слова.
К доске идут…. / на откидной доске/.
- /открываем/ Кто согласен с записью? Кто нет?
- Почему звук один, а обозначен по-разному?
– А может у мягкого знака есть работа, о которой мы не знаем?
Учитель. Мы продолжаем работать с именами существительными и узнаем что-то новое о Ь. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.
ІІІ. Постановка проблемы.
1. Фиксирование в громкой речи:
/Где возникло затруднение; почему оно возникло; какова тема урока?/
ІV. «Открытие детьми нового знания».
- Какую орфографическую задачу будем сегодня решать?
- Давайте прочитаем, как эту задачу формулируют учёные и авторы наших учебников? /слайд 10/
1. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.
/С. 28, №503 задачник./
РЕЧЬ
ГРАЧ
НОЧЬ
МЯЧ
ВЕЩЬ
ПЛАЩ
МЫШЬ
МАЛЫШ
- Проверьте, правильно ли мы написали слова на доске? /слайд 11/
- Прочитайте слова.
- Что общего у записанных слов?
/им. сущ.; ед. ч.; 1 слог/ кроме слова малыш//
- Чем различаются?
/кто? или что?; м. р., ж. р.; есть Ь и нет его/
- Какие звуки на конце слов? [Ч’] [Щ’] [Ш] /на доске укрепляются обозначение звуков/
- Какие есть предположения о написании мягкого знака? /в паре/
- Чем ещё различаются слова /кроме Ь/? /РОДОМ/
- Что можно сказать о роде? Давайте попробуем распределить слова по родам. /слайд 12/
2. Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.
- Какое предположение /гипотезу/ о написании Ь знака мы можем сделать? /в парах/
- Чья пара готова озвучить свой ответ?
- У кого другой вывод? Кто уточнит ответ одноклассников?
3. Фиксирование нового алгоритма в языке.
- Какую задачу мы сегодня пытаемся решить?
- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?
- Давайте прочитаем, как эту задачу формулируют авторы наших учебников? /слайд 13/
Задача урока: Мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных.
- Чья пара попробует сформулировать гипотезу, предположение?
/После букв шипящих на конце слова в именах существительных женского рода пишется мягкий знак, у мужского рода не пишется./
- Давайте проверим ваше предположение (гипотезу).
- Как проверить?
- Откройте учебник на странице 64.
- Прочтите весь текст. Вслух читаем только выделенный.
- Правильно ли мы сформулировали правило? предположение?
/с. 64 учебник правило/
Шёпотное чтение.
Чтение вслух индивидуальное.
/С. 28 задачник № 505/
/слайд 14/
- Чтобы нам легче было работать, давайте оформим наше новое знание в виде схемы. Авторы нашего учебника в этом нам помогут.
- Все ли звуки шипящих мы назвали? Какой ещё?
- Откройте задачники на стр. 28. Найдите упражнение № 505.
- Ваши предложения? / на доске магниты, бумага/
- Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён существительных в начальной форме есть орфограмма.
V. Физминутка.
- Упр. для улучшения мозгового кровоснабжения.
- Гимнастика для глаз.
- Упражнение для мобилизации внимания.
VI. Первичное закрепление.
/слайды 15,16/
1. Проговаривание способа решения в громкой речи.
- Как будем действовать? /обсуждение в паре/
- Чья пара поделится своим планом действия?
- Давайте проверим свою догадку и прочитаем совет авторов учебника.
Чтение учебника, с. 65
- Что нужно уметь делать?
- Где можно найти подсказку, как определить род имён существительных?
/С. 110 учебник – словарь КАКОГО РОДА И ЧИСЛА СЛОВА?/
2. Решение детьми типовых заданий.
/слайд 17/
с. 65 № 506.
- Прочитайте слова. Есть ли непонятные? Нужно ли растолковать какое-то слово?
- Выполните нужные действия и запишите слова.
ОБРУЧ?, ПОЛНОЧ?, ЛУЧ?, ЛЕЩ?, ПОМОЩ?, ТОВАРИЩ?
Работа на месте. (в паре; комментирование действий)
Обруч, полночь, луч, лещ, помощь, товарищ.
- Найдите слова с 2 орфограммами. (полночь, помощь, товарищ).
3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Самостоятельное решение детьми типовых заданий. /в паре/
С. 28 № 509/задачник/
- Откройте задачник на странице 28.
- Найдите упражнение № 509. Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Укажите часть речи. Образуйте родственника: им. сущ.(с новой орфограммой - буква шипящего на конце слова). Объясните написание слова.
- Кому нужна помощь?
- Какие слова вы раньше не использовали в речи?
Самопроверка с доски.
/слайд 18/
- Проверьте свою работу.
- Возьмите карандаш, если слово записано правильно, то ставим +, если есть ошибка, то исправляем её и ставим - .
- Кто справился без ошибок? У кого 1 ошибка?
- Какое умение вам пригодилось? (определять род).
- Назовите слова с 2 орфограммами: ГЛУШЬ, СУШЬ, ТИШЬ, ОВОЩ
- Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён существительных в начальной форме есть орфограмма.
VIІ. Рефлексия. Итог урока.
- Девиз нашего урока: МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ.
- Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих?
- За что вы можете себя похвалить? Что получилось? Что понравилось?
- Что было легко делать, а что трудно?
- Что нового узнали на этом уроке? Какую задачу решали на уроке?
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности.
Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём в школе и жизни , помогли бы вам преодолеть все трудности которые встретятся на вашем жизненном пути.
- О какой новой работе мягкого знака мы сегодня узнали?
/слайд 19/
-Что же мы выяснили? Род у них определяй, Ь знак в конце вставляй!
VІIІ. Домашнее задание.
- Дома вы, закрепив полученные умения, выполните упр. №507.
- Постарайтесь придумать сказочную историю, которая объяснит, почему ь знак пишется только у сущ. Ж. Р. на конце слова после букв шипящих.
/слайд 20/
IX. Дополнительный материал.
Назови слова с новой орфограммой.
- На слайдах были помещены фотографии, к которым можно сделать подписи именами существительными с шипящими на конце. Какие это слова?
/слайды 22, 23/
/Домовой сыч, полевая мышь, лещ, луч, речь, ландыш, малыш, ночь, полночь./