Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), метроном, фонограмма «Марша Черномора»М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»,компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока
1. Приветствие.
- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
- Как вы понимаете его название?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
Экран:
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
- К какому жанру относится это произведение? (Марш)
- Воспроизведите ритм марш хлопками.
- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Экран:
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Экран.
На дво-рах и до-мах |
|
|
(Б-Б-У-Б-Б-У) |
Снег ле-жит по-лот-ном |
|
|
(Б-Б-У-Б-Б-У) |
И от солн-ца блес-тит |
|
|
(Б-Б-У-Б-Б-У) |
Раз-но-цвет-ным ог-нем. |
|
|
(Б-Б-У-Б-Б-У) |
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).
- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)
Самопроверка.
Экран.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
3. Понятие о рифме.
- Что же такое рифма?
- Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Экран.
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
(Заучивание определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах, воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)
- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
- Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
- Каких замечательных поэтов вы знаете?
- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
4. Знакомство с видами рифмы.
- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.
Экран.
а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)
- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?
(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
Экран
- Как вы думаете, почему так названы рифмы?
(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).
- Итак, что такое стихотворная рифма?
- Какие виды рифмы вы узнали?
5. Самостоятельная работа.
- Определи вид рифмы:
1 вариант. |
|
|
2 вариант. |
Еду. Тихо. Слышны звоны |
|
|
Снег падает, слегка кружится, |
Под копытом на снегу. |
|
|
На землю медленно ложится. |
Только серые вороны |
|
|
Вот солнце в облаках мигает, |
Расшумелись на снегу. |
|
|
И иней на снегу сверкает. |
(Проверка).
6. Игра «Подскажи словечко».
(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).
От буквы А до буквы Я |
|
|
Книжка начинается |
Шеренга слов стоит. |
|
|
С надписи «Январь». |
Вся эта дружная семья |
|
|
Значит, называется |
Зовется (АЛФАВИТ). |
|
|
Книжка (КАЛЕНДАРЬ). |
|
|
|
|
Знает даже лодырь и бездельник: |
|
|
Бывает дом для человека, |
Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК). |
|
|
А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА). |
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).
7. Игра «Придумай рифму».
На доске на карточках записаны имена детей класса:
Наталья, Ксюша, Александр, и др. Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).
В конце урока учитель дарит детям карточки с сюрпризом: на обратной стороне – стихи с рифмовками на их имена. (Приложение 2)
8. Восстанови потерянные рифмы в строках стихотворения И. З. Сурикова «Зима».
(Индивидуальные задания для слабых обучающихся на карточках по восстановлению «утерянных» рифм в стихотворении С.Дрожжина. Один ученик работает за доской)
Улицей гуляет
Дедушка (Мороз).
Иней (рассыпает)
По ветвям (берез).Ходит, бородою
Белою трясет.
Топает (ногою),
Только треск (идет).
С. Дрожжин.
Экран. (Задание классу).
Белый снег, пушистый
В воздухе -------
И на землю тихо
Падает, ----------.И под утро снегом
Поле забелело,
Точно -------
Все его -------.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул -----------
Крепко, ------------.Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли -------- -
И зима -------------.
Самопроверка
Экран:
И.З.Суриков. ЗИМА. (Отрывок).
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.
(Выразительное чтение стихотворения).
9. «Ищем таланты!».
(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).
Экран:
Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
(Проверка творческих работ.)
- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.
10. Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».
- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
11. Итог урока.
(Рефлексия).
- Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки.
12. Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.------------------------- океану
-------------------------- матрос
-------------------------- обезьяну
-------------------------- привез---------------------------- тоскуя
------------------------- - напролет
----------- -----------------такую
------------ ----------------поет-----------------------------юге
------------ ----------------кустах
---------------------------- подруги
------------- ---------------хвостах--------------------------- бананы
--------------------------- моей
-------------------------- обезьяны
----------- ---------------людей.
- По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
- Задала я вам заданье.
Что ж, ребята, до свиданья!
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья!
Всем очень благодарна я.