Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.
В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.
Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Программа рассчитана на 2 года. Первый год посвящается изучению семей, их родословных. Второй год - возрождению и пропаганде семейных традиций. Здесь приводится программа на 2009-2010 уч. год.
Программа реализуется на классных часах и во внеурочной деятельности.
1. Основные направления программы:
- Нравственно-интеллектуальное воспитание.
- Спортивно-оздоровительное воспитание.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Воспитание любви к родному краю.
2. Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
3. Задачи программы:
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
4. Участники программы:
- учащиеся класса;
- родители; бабушки, дедушки;
- педагоги; администрация школы.
5. Формы проведения:
- беседы;
- конкурсы; праздники; творческие мастерские;
- экскурсии; конференции;
- анкетирование; тестирование; мониторинг.
6. Этапы реализации программы:
Этапы. | Сроки. | Содержание. | Ответственные. |
Основной | Сентябрь 2009 г. - Май 2010 г. | Реализация программы | Классный руководитель |
Итоговый | Апрель-май 2010 г. | Подведение итогов | Классный руководитель |
7. Ожидаемые результаты:
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески.
8. Содержание программы:
Этические беседы (9 часов)
Цель: изучение истории семей учащихся.
Внеклассные мероприятия (7 часов)
Цель: формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня.
Конкурсы (6 часов)
Цель: активизация работы, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе, формирование здорового образа жизни.
Экскурсии (6 часов)
Цель: привитие интереса к изучению родного края, профилактика правонарушений.
Творческие мастерские (9 часов)
Цель: выявление и содействие развитию творческой активности учащихся и их родителей.
Работа с родителями (9 часов)
Цель: психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.
9. Календарно - тематическое планирование мероприятий.
Месяц | Направления | Этические беседы | Внеклассные мероприятия | Конкурсы | Экскурсии | Творческие мастерские | Работа с родителями |
Сентябрь | Нравственно- интеллектуальное воспитание | Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. | Праздник школьного звонка. | Времена года. "Вот и осень пришла". Экскурсия в осенний лес. | Сочинение "Родительский дом - начало начал". | ||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Конкурсная игровая программа "Народные приметы осени". | ||||||
Воспитание любви к родному краю | Воспитание доброты и трудолюбия в семье (родительское собрание). | ||||||
Октябрь | Нравственно- интеллектуальное воспитание | День рождения в моей семье. | Празднуем дни рождения летних и осенних именинников. | ||||
Спортивно-оздоровительное воспитание | Конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья". | ||||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Исследовательская работа "Наследственность и родственные связи". | Организация и сбор материала на тему: "Семейные праздники и традиции". Наследственность и родственные связи (анкетирование). | |||||
Ноябрь | Нравственно- интеллектуальное воспитание | Седьмое колено. | Изготовление подарков для мам. | ||||
Спортивно-оздоровительное воспитание | "Мы за чаем не скучаем" (семейные посиделки) | ||||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Общение как основной фактор воспитания в семье (родительское собрание). Повседневное общение в семье (анкетирование). | ||||||
Декабрь | Нравственно- интеллектуальное воспитание | Семь верст до небес. | |||||
Спортивно-оздоровительное воспитание | Времена года. Экскурсия в зимний лес под девизом "Всей семьей - на лыжи". | ||||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Семейный праздник Новый год. | Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос). | |||||
Январь | Нравственно- интеллектуальное воспитание | Дружба начинается с улыбки. | |||||
Спортивно-оздоровительное воспитание | Конкурс "Туфелька Золушки". | ||||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Защита проекта "Наследственность и родственные связи" | Детско-родительские конфликты в семье (Родительское собрание). История взаимоотношений в семье (Анкетирование). | |||||
Февраль | Нравственно- интеллектуальное воспитание | За семью печатями. | Праздник, посвященный зимним именинникам. | ||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | "Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом". | Семейные реликвии "Из бабушкиного сундучка". Сбор старинных вещей. | Изучение и обобщение собранного материала по теме: "Семейные праздники и традиции". | ||||
Воспитание любви к родному краю | Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков. | ||||||
Март | Нравственно- интеллектуальное воспитание | Загляните в мамины глаза. | Представление и защита герба и девиза своей семьи. | Экскурсия в театр. | "С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь". Изготовление герба и девиза своей семьи. | ||
Спортивно-оздоровительное воспитание | Конкурс "Длинная коса - девичья краса". | ||||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Развитие способностей ребенка в семье (родительское собрание). Ребенок в семье (Анкетирование). | ||||||
Апрель | Нравственно-интеллектуальное воспитание | Планета друзей. | |||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Мастер-класс, посвященный презентации проекта "Семейные праздники и традиции". | Творческий проект "Наша семья и ее традиции". | Семейные традиции в воспитании детей (родительское собрание). | ||||
Воспитание любви к родному краю | Экскурсия в Чистополь. | ||||||
Май | Нравственно-интеллектуальное воспитание | Чему мы научились в начальной школе. | |||||
Психолого-педагогическое просвещение родителей | Итоговое заседание "семейной гостиной". Поздравления летних именинников. | Подведение итогов работы по программе "Моя семья". Мониторинг. | |||||
Воспитание любви к родному краю | Времена года. Экскурсия в весенний парк. |
10. План - сетка мероприятий
Беседы | Внеклассные мероприятия | Конкурсы | Экскурсии | Творческие мастерские | Работа с родителями | |
Сентябрь | Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. | Праздник школьного звонка. | Конкурсная игровая программа "Народные приметы осени". | Времена года. "Вот и осень пришла". Экскурсия в осенний лес. | Сочинение "Родительский дом - начало начал". | Воспитание доброты и трудолюбия в семье (родительское собрание). |
Октябрь | День рождения в моей семье. | Празднуем дни рождения летних и осенних именинников. | Конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья". | Исследовательская работа "Наследственность и родственные связи". | Организация и сбор материала на тему: "Семейные праздники и традиции". Наследственность и родственные связи (анкетирование). | |
Ноябрь | Седьмое колено. | "Мы за чаем не скучаем" (семейные посиделки) | Изготовление подарков для мам. | Общение как основной фактор воспитания в семье (родительское собрание). Повседневное общение в семье (анкетирование). | ||
Декабрь | Семь верст до небес. | Семейный праздник Новый год. | Времена года. Экскурсия в зимний лес под девизом "Всей семьей - на лыжи". | Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос). | ||
Январь | Дружба начинается с улыбки. | Защита проекта "Наследственность и родственные связи". | Конкурс "Туфелька Золушки". | Детско-родительские конфликты в семье (Родительское собрание). История взаимоотношений в семье (Анкетирование). | ||
Февраль | За семью печатями. | Праздник, посвященный зимним именинникам. | "Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом". | Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков. | Семейные реликвии "Из бабушкиного сундучка". Сбор старинных вещей. | Изучение и обобщение собранного материала по теме: "Семейные праздники и традиции". |
Март | Загляните в мамины глаза. | Представление и защита герба и девиза своей семьи. | Конкурс "Длинная коса - девичья краса". | Экскурсия в театр. | "С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь". Изготовление герба и девиза своей семьи. | Развитие способностей ребенка в семье (родительское собрание). Ребенок в семье (Анкетирование). |
Апрель | Планета друзей. | Мастер-класс, посвященный презентации проекта "Семейные праздники и традиции". | Экскурсия в Чистополь. | Творческий проект "Наша семья и ее традиции". | Семейные традиции в воспитании детей (родительское собрание). | |
Май | Чему мы научились в начальной школе. | Итоговое заседание "семейной гостиной". Поздравления летних именинников. | Времена года. Экскурсия в весенний парк. | Подведение итогов работы по программе "Моя семья". Мониторинг. |
Список используемой литературы:
- С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 3-4.
- Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 67-74.
- Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 19-21.
- М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 311, [1] с.
- И.Г. Вахрушева, Л.В. Блинова "Программа профилактической работы с родителями детей начальной школы "Путь к успеху". - Казань, 2007.
- М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - [3] с.: ил.
- Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 311, [1] с. - (Сердце отдаю детям).
- В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004, 296 с.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-240с.