Изучение семейных традиций в рамках авторской программы "Я и моя семья"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.

В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.

Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды либо обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи.

Для чего же нужно изучать семейные праздники и традиции? Актуальность данной проблемы заключается в том, что изучение и пропаганда семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.

Программа рассчитана на 2 года. Первый год посвящается изучению семей, их родословных. Второй год - возрождению и пропаганде семейных традиций. Здесь приводится программа на 2009-2010 уч. год.

Программа реализуется на классных часах и во внеурочной деятельности.

1. Основные направления программы:

  1. Нравственно-интеллектуальное воспитание.
  2. Спортивно-оздоровительное воспитание.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Воспитание любви к родному краю.

2. Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

3. Задачи программы:

  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  • пропаганда и возрождение семейных традиций;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.

4. Участники программы:

  • учащиеся класса;
  • родители; бабушки, дедушки;
  • педагоги; администрация школы.

5. Формы проведения:

  • беседы;
  • конкурсы; праздники; творческие мастерские;
  • экскурсии; конференции;
  • анкетирование; тестирование; мониторинг.

6. Этапы реализации программы:

Этапы. Сроки. Содержание. Ответственные.
Основной Сентябрь 2009 г. - Май 2010 г. Реализация программы Классный руководитель
Итоговый Апрель-май 2010 г. Подведение итогов Классный руководитель

7. Ожидаемые результаты:

  • приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
  • возрождение традиций семейного воспитания;
  • получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
  • активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески.

8. Содержание программы:

Этические беседы (9 часов)

Цель: изучение истории семей учащихся.

Внеклассные мероприятия (7 часов)

Цель: формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей родословной, развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня.

Конкурсы (6 часов)

Цель: активизация работы, направленной на укрепление престижа и роли семьи в обществе, формирование здорового образа жизни.

Экскурсии (6 часов)

Цель: привитие интереса к изучению родного края, профилактика правонарушений.

Творческие мастерские (9 часов)

Цель: выявление и содействие развитию творческой активности учащихся и их родителей.

Работа с родителями (9 часов)

Цель: психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.

9. Календарно - тематическое планирование мероприятий.

Месяц Направления Этические беседы Внеклассные мероприятия Конкурсы Экскурсии Творческие мастерские Работа с родителями
Сентябрь Нравственно- интеллектуальное воспитание Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. Праздник школьного звонка.   Времена года. "Вот и осень пришла". Экскурсия в осенний лес. Сочинение "Родительский дом - начало начал".  
Психолого-педагогическое просвещение родителей     Конкурсная игровая программа "Народные приметы осени".      
Воспитание любви к родному краю           Воспитание доброты и трудолюбия в семье (родительское собрание).
Октябрь Нравственно- интеллектуальное воспитание День рождения в моей семье. Празднуем дни рождения летних и осенних именинников.        
Спортивно-оздоровительное воспитание     Конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья".      
Психолого-педагогическое просвещение родителей         Исследовательская работа "Наследственность и родственные связи". Организация и сбор материала на тему: "Семейные праздники и традиции". Наследственность и родственные связи (анкетирование).
Ноябрь Нравственно- интеллектуальное воспитание Седьмое колено.       Изготовление подарков для мам.  
Спортивно-оздоровительное воспитание   "Мы за чаем не скучаем" (семейные посиделки)        
Психолого-педагогическое просвещение родителей           Общение как основной фактор воспитания в семье (родительское собрание). Повседневное общение в семье (анкетирование).
Декабрь Нравственно- интеллектуальное воспитание Семь верст до небес.          
Спортивно-оздоровительное воспитание       Времена года. Экскурсия в зимний лес под девизом "Всей семьей - на лыжи".    
Психолого-педагогическое просвещение родителей   Семейный праздник Новый год.       Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос).
Январь Нравственно- интеллектуальное воспитание Дружба начинается с улыбки.          
Спортивно-оздоровительное воспитание     Конкурс "Туфелька Золушки".      
Психолого-педагогическое просвещение родителей   Защита проекта "Наследственность и родственные связи"       Детско-родительские конфликты в семье (Родительское собрание). История взаимоотношений в семье (Анкетирование).
Февраль Нравственно- интеллектуальное воспитание За семью печатями. Праздник, посвященный зимним именинникам.        
Психолого-педагогическое просвещение родителей     "Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом".   Семейные реликвии "Из бабушкиного сундучка". Сбор старинных вещей. Изучение и обобщение собранного материала по теме: "Семейные праздники и традиции".
Воспитание любви к родному краю       Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков.    
Март Нравственно- интеллектуальное воспитание Загляните в мамины глаза. Представление и защита герба и девиза своей семьи.   Экскурсия в театр. "С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь". Изготовление герба и девиза своей семьи.  
Спортивно-оздоровительное воспитание     Конкурс "Длинная коса - девичья краса".      
Психолого-педагогическое просвещение родителей           Развитие способностей ребенка в семье (родительское собрание). Ребенок в семье (Анкетирование).
Апрель Нравственно-интеллектуальное воспитание Планета друзей.          
Психолого-педагогическое просвещение родителей   Мастер-класс, посвященный презентации проекта "Семейные праздники и традиции".     Творческий проект "Наша семья и ее традиции". Семейные традиции в воспитании детей (родительское собрание).
Воспитание любви к родному краю       Экскурсия в Чистополь.    
Май Нравственно-интеллектуальное воспитание Чему мы научились в начальной школе.          
Психолого-педагогическое просвещение родителей   Итоговое заседание "семейной гостиной". Поздравления летних именинников.       Подведение итогов работы по программе "Моя семья". Мониторинг.
Воспитание любви к родному краю       Времена года. Экскурсия в весенний парк.    

10. План - сетка мероприятий

  Беседы Внеклассные мероприятия Конкурсы Экскурсии Творческие мастерские Работа с родителями
Сентябрь Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. Праздник школьного звонка. Конкурсная игровая программа "Народные приметы осени". Времена года. "Вот и осень пришла". Экскурсия в осенний лес. Сочинение "Родительский дом - начало начал". Воспитание доброты и трудолюбия в семье (родительское собрание).
Октябрь День рождения в моей семье. Празднуем дни рождения летних и осенних именинников. Конкурс "Папа, мама, я - спортивная семья".   Исследовательская работа "Наследственность и родственные связи". Организация и сбор материала на тему: "Семейные праздники и традиции". Наследственность и родственные связи (анкетирование).
Ноябрь Седьмое колено. "Мы за чаем не скучаем" (семейные посиделки)     Изготовление подарков для мам. Общение как основной фактор воспитания в семье (родительское собрание). Повседневное общение в семье (анкетирование).
Декабрь Семь верст до небес. Семейный праздник Новый год.   Времена года. Экскурсия в зимний лес под девизом "Всей семьей - на лыжи".   Важные события жизни моей семьи (блиц-опрос).
Январь Дружба начинается с улыбки. Защита проекта "Наследственность и родственные связи". Конкурс "Туфелька Золушки".     Детско-родительские конфликты в семье (Родительское собрание). История взаимоотношений в семье (Анкетирование).
Февраль За семью печатями. Праздник, посвященный зимним именинникам. "Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом". Экскурсия в городской музей с целью изучения быта наших предков. Семейные реликвии "Из бабушкиного сундучка". Сбор старинных вещей. Изучение и обобщение собранного материала по теме: "Семейные праздники и традиции".
Март Загляните в мамины глаза. Представление и защита герба и девиза своей семьи. Конкурс "Длинная коса - девичья краса". Экскурсия в театр. "С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь". Изготовление герба и девиза своей семьи. Развитие способностей ребенка в семье (родительское собрание). Ребенок в семье (Анкетирование).
Апрель Планета друзей. Мастер-класс, посвященный презентации проекта "Семейные праздники и традиции".   Экскурсия в Чистополь. Творческий проект "Наша семья и ее традиции". Семейные традиции в воспитании детей (родительское собрание).
Май Чему мы научились в начальной школе. Итоговое заседание "семейной гостиной". Поздравления летних именинников.   Времена года. Экскурсия в весенний парк.   Подведение итогов работы по программе "Моя семья". Мониторинг.

Список используемой литературы:

  1. С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 3-4.
  2. Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 67-74.
  3. Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 19-21.
  4. М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 311, [1] с.
  5. И.Г. Вахрушева, Л.В. Блинова "Программа профилактической работы с родителями детей начальной школы "Путь к успеху". - Казань, 2007.
  6. М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - [3] с.: ил.
  7. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 311, [1] с. - (Сердце отдаю детям).
  8. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004, 296 с.
  9. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-240с.