"Заведующий – должность не педагогическая?"

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


В современном детском саду функциональные обязанности заведующего ориентированы большей частью на финансово-хозяйственную деятельность. Часто приходится слышать от коллег, что в силу загруженности, они вынуждены все реже уделять внимание руководству педагогическим процессом, перекладывая эти обязанности на старшего воспитателя. Существует и мнение, что современный руководитель образовательного учреждения может и не иметь базового педагогического образования. Не столь важно и наличие практики педагогической деятельности. Тем более что деятельность заведующего детским садом, в отличие от директора школы, даже не считается педагогической (период работы в должности заведующего не засчитывается в педагогический стаж для досрочного начисления пенсии)! На мой взгляд, это большое заблуждение.

Я проработала воспитателем девять лет, прежде чем стала руководителем. Попробовала себя и на рабочем месте младшего воспитателя, спортинструктора, музыкального руководителя, даже машиниста по стирке белья (во время ремонта детского сада). Став заведующим, постаралась вникнуть как можно глубже в работу поваров, медицинских сестер, делопроизводителя, а в последние годы активно изучаю основы экономики и бухгалтерского учета. Правда, признаюсь, – есть и “белые пятна” в моей “многопрофильности”: работу сантехника и электрика я знаю поверхностно. Причина в том, что многие годы работаю с очень компетентным в этих областях завхозом.

Во время приемки детского сада к учебному году, один из членов комиссии отметил, как удобно для работы воспитателя оборудована в дошкольных группах учебная зона! Речь шла об учебном комплексе “Логос”, который я спроектировала, ориентируясь именно на потребности воспитателя (я ведь их очень хорошо знаю!) В комплекте магнитная учебная доска для письма мелом и маркером, демонстрационный стенд из пяти полочек, которые легко трансформируются в наборное полотно. Небольшой стол - трансформер убирается после занятия, под ним расположен небольшой шкаф для пособий. Сбоку и над доской имеются полочки для учебных пособий и аудиотехники, доска подсвечивается, закрывается шторой и имеет крепления для подвешивания демонстрационных пособий. Предусмотрена даже небольшая скамеечка, чтобы ребенок мог встать повыше.

Как только населению стали доступны персональные компьютеры, я немедленно обучилась пользовательскому курсу сама, а затем стала активно побуждать к овладению техникой весь коллектив. К 2010 году владение ПК внесли в квалификационные характеристики аттестации педагогов. А мы уже в начале 2000 годов настойчиво перевели педагогическую документацию в электронный режим на уровне рядового педагога. Для воспитателей балкышевцев не в диковинку быстро приготовить презентацию, обобщить в виде доклада опыт работы и самостоятельно подготовить его к публикации в любом издании. Несколько лет мы работали над реализацией проекта “УЧИКОМ” (учитель и компьютер), в основе которого было взаимообучение и сотрудничество.

Работу с родителями в части просвещения и информированности я максимально сделала интерактивной. Два раза в месяц составляю информационный бюллетень “Профессия – родители”, в котором размещаю всю необходимую информацию, например, о программах, по которым мы работаем; о предстоящих мероприятиях, о новшествах в работе, о важных событиях в жизни коллектива и т.п. Открывает каждый номер вступительная статья, в которой я публикую свои размышления по поводу происходящих в данное время социальных событий или событий из жизни детского сада. Размещается в бюллетене и документальная информация, например, в начале года подробно описываю условия организации платных услуг, под новый год инструктаж о правилах безопасного поведения вовремя массовых мероприятий, во время вспышек сезонных заболеваний – подробные рекомендации по их профилактике и т.п. Примечательно, что родители получают бюллетень двумя способами – мы его печатаем и раздаем каждой семье, не являющейся интернет пользователями, потому что “продвинутые родители” получают его по электронной почте.

С практикой работы воспитателя я не расстаюсь до сих пор. Оставила за собой обязанность ведущей самых важных мероприятий, каждый год в рамках мастер - класса показываю педагогам открытые мероприятия с детьми. Например, в этом году взяла под опеку старшую группу, которую ведут два молодых специалиста. Еженедельно веду в группе занятия по развитию элементарных математических представлений. Во-первых, обеспечиваю максимально качественную реализацию программы. В-третьих, даю возможность молодым педагогам наблюдать работу опытного педагога длительно, в динамике. В-четвертых, используя прием сотрудничества, учу девушек грамотно планировать занятия, видеть эффективность или неэффективность тех или иных приемов, не позволяю “халтурить” - в современном детском саду большой соблазн обучать детей “по школьному” (все занятие в тетради, никаких наглядных пособий). Но главное, на мой взгляд, чему могут у меня научиться коллеги – смекалке, сообразительности и умению мгновенно ориентироваться в изменениях обстановки и потребностях детей. Из быта детского сада стремительно уходить самое ценное – умение видеть образовательную ценность простых предметов. Воспитатель сегодня ориентирован на фабричное пособие. Есть – я с ним поработаю, а нет – так и суда нет! С одной стороны – труд воспитателя должен быть в меру напряженным, с другой стороны – нет стимула для мыслительной активности, творчества! В старшей группе большая доля программного материала отведена сравнению размера предметов. Например, дети сравнивают длину трех пар шнурков, длину и ширину ремешков и т.д. Я решила использовать данное пособие чаще и разной интерпретации. Всем известно пособие – карточки с двумя, тремя и пятью полосками для выкладывания мелких предметов при обучении детей приемам отсчитывания и сравнения количества предметов. Я предлагаю ребятишкам самим сделать такие карточки из лоскута ткани и веревочек. Сколько надо взять веревочек, чтобы получить две полоски? А чтобы получить три полоски? Из разноцветных веревочек можно выложить заданный рисунок (по зрительному образцу, по словесной инструкции). И так далее, и тому подобное.

Есть ещё один важный эффект такого подхода к работе. Педагогам для повышения квалификации необходимо представлять свой опыт, в том числе в виде открытых занятий. А это всем известная трагическая часть профессии. Для большей части педагогов это стресс. Подробно я уже писала об этой проблеме. Каждый день своим примером я убеждаю коллег, что работать в присутствии эксперта можно ежедневно – ведь я работаю в их присутствии постоянно!

Таким образом, я как руководитель имею возможность ориентироваться непосредственно на интересы педагогов в хозяйственной и методической деятельности. Жаль, что руководители дошкольных учреждений категорически отстранены от регулирования оплаты труда педагогов (по меньшей мере, в нашем городе такая ситуация). Скудные стандартные выплаты – независимо от прилагаемого педагогом усилия. А ведь даже высаживание на горшок можно организовать по-разному, я уже не говорю о занятиях.

2010 год объявлен годом Учителя. Позвольте выразить надежду, что этот год призовет чиновников задуматься и вернуть, наконец, педагогическое звание самой беспокойной и ответственной должности в детском саду!