Цели и задачи урока:
- выяснить причины и факторы возникновения русской государственности;
- подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства;
- проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства;
- выявить последствия создания Древнерусского государства;
- углубить знания учащихся по ранней истории России.
ХОД УРОКА
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова
встретились на уроке истории России.
А что мы узнали на прошлом уроке, на чем
остановились при изучении российской истории? (Повторили
историю создания восточнославянских союзов, быт
и культуру восточных славян.)
– Какие народы были соседями восточных славян? (Ответы
учащихся.)
– Что же мы видим, все ли соседи восточных славян
проживали племенным строем? (Нет, не все у
славян в соседях были уже сформировавшиеся
государства: Византия, Болгария, Волжская
Булгария, Хазарский каганат, Польша.)
– А как вы считаете, нуждались ли восточные
славяне в государстве? (Ответы учащихся)
– Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как же он
будет называться (подобная тема у вас уже была в
6-м классе)? (Ответы учащихся)
– «Возникновение Древнерусского государства».
Утро,пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины,изящные,как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
Просмотр видеоотрывка «История государства Российского».
Именно о возникновении государства у восточных славян сегодня и пойдет речь на нашем уроке.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
– Итак, вопрос всем вам – как и почему возникло
Древнерусское государство? Какие теории
возникновения государства у восточных славян вы
знаете? (Ответы учащихся)
– А теперь постарайтесь ответить на следующий
вопрос: Какие изменения произошли у восточных
славян после возникновения государства?
(Ответы учащихся)
– Как вы считаете вы дали полные ответы на
поставленные вопросы?
3. Выявление места и причины затруднения
– Скорее всего, нет. А почему? Что же у нас вызвало затруднения? (Не хватает знаний, многое позабыли, а что-то и новое надо добавить к своим знаниям).
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема,способ, план,средство)
– Давайте поставим перед собой цель – чего мы
хотим достичь?
Цель – выяснить причины возникновения
древнерусского государства, различия в теориях
происхождения государства у восточных славян и
последствия возникновения государства у славян.
Способ выхода из затруднения – дополнение
исходных данных о возникновении Древнерусского
государства.
План достижения – поэтапная работа с
документами и учебниками.
Средства достижения – документы, видеоматериал,
учебные пособия.
Схема действий:
1. Причины возникновения государства.
2. Теории возникновения государства.
3. Последствия появления государства.
5. Реализация построенного проекта
Работа учащихся с дополнительным материалом.
Задание 1.
Автор «Повести временных лет» Нестор связывает возникновение государства у восточных славян с личностью легендарного Кия, основателя Киева: «Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)...». Тот же Нестор зафиксировал в своей летописи и другое событие: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси».
– О чем говорят два этих отрывка из «Повести временных лет»? (О существование двух государственных центров у восточных славян: южном – поляне и город Киев; северном – словене ильменские и город Новгород).
Работа с отрывком из видеофильма «Рюрик и его братья».
Задание 2. Дополните недостающие элементы в таблице.
Теории возникновения государства у восточных славян
Название теории |
|
Центристская |
Славянская |
Представители | Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев, Б.Л. Васильев | А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва | Б.А.Рыбаков, В.Н.Чивилихин. |
Содержание | Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. | Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. |
Сторонником какой теории являетесь вы, почему?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с проблемными заданиями в парах.
Задание 3. Заполните схему «Возникновение государства у восточных славян».
Предпосылки возникновения государства:
1. Появление людей, способных установить и
удержать свою власть силой.
2. Появление излишков продукции.
3. Переход от коллективного труда к
индивидуальному.
4. Появление возможности эксплуатировать чужой
труд.
5. Возникновение противостоящих друг другу
интересов у членов общества.
6. Появление вождей и дружин.
7. Необходимость поддержания в обществе
порядка.
8. Переход от родовой общины к соседской.
9. Возникновение неравенства.
Озвучивание полученных вариантов, внесение исправлений.
Каковы же причины возникновения древнерусского государства? (Ответы учащихся)
Задание 4. Когда и благодаря чему было образовано единое Древнерусское государство?
Выясните это после работы с учебным пособием – стр. 57 (учебник для общеобразовательных учебных заведений «Россия и мир» 10 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин).
Задание 5. После работы с хронологической таблицей назовите последствия возникновения государства у восточных славян.
Дата | Событие. |
907 г. | Поход князя Олега на Константинополь. |
911 г. | Заключение договора Руси с Византией. |
945 г. | Восстание древлян из-за сбора дани. |
946 г. | Введение княгиней Ольгой «уроков» и «погостов». |
965 г. | Разгром князем Святославом Хазарского каганата. |
988 г. | Принятие христианства в византийской форме. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (схеме действий)
Работа с мини-тестовыми заданиями.
Выберите правильный ответ:
1) Центрами Древнерусского государства были:
а) Тверь и Смоленск,
б) Новгород и Псков,
в) Киев и Новгород,
г) Москва и Суздаль.
2) Государство у восточных славян сложилось в:
а) 8-9 вв.,
б) 9-10 вв.,
в) 10-11 вв.,
г) 7-8 вв.
3) Полюдье – это:
а) запись событий по годам,
б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань,
в) соседская община,
г) штраф.
4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с:
а) призванием варягов,
б) объединением Киева и Новгорода,
в) государственной деятельностью княгини Ольги,
г) княжением Олега Вещего.
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:
а) Новгород,
б) Константинополь,
в) Киев,
г) Псков.
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:
а) Рюрик в 862 г.,
б) Олег в 882 г.,
в) Аскольд при участии Дира в 865 г.,
г) Игорь в 945 г.
7) 988 г. – эта дата отражает:
а) крещение Руси,
б) призвание варягов,
в) объединение Киева и Новгорода,
г) начало правления Олега.
– Кто выполнил все задания верно?
– Кто 6-5 заданий?
– Кто менее 5 заданий? С чем это связано?
8. Включение в систему знаний и повторение
– Для чего нам нужно было рассмотреть тему сегодняшнего урока? (Для дальнейшего раскрытия вопроса об изменениях в русском государстве в 10-11 вв.)
Выставление оценок за работу на уроке.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Достигнута ли цель урока?
– У кого остались вопросы по данной теме?
– Поднимите руку те, кто считает, что ему
полностью понятна тема. (Если мало, кому она
понятна, задать вопрос о причинах плохого
усвоения материала).
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
– Важна ли эта тема для вас? А какое место эта
тема занимает в курсе истории России?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на
следующем уроке?
10. Домашнее задание: по учебному пособию § 8 выясните причины принятия христианства на Руси и последствия крещения Руси.
Список литературы:
- История России с древнейших времен до конца 18 века. 6-7 классы: Дидактические материалы. В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
- Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала 16 века: 6-7 классы: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.:ВАКО, 2005.