Возникновение Древнерусского государства

Разделы: История и обществознание


Приложение 1

Цели и задачи урока:

  • выяснить причины и факторы возникновения русской государственности;
  • подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства;
  • проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства;
  • выявить последствия создания Древнерусского государства;
  • углубить знания учащихся по ранней истории России.

ХОД УРОКА

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на уроке истории России.
А что мы узнали на прошлом уроке, на чем остановились при изучении российской истории? (Повторили историю создания восточнославянских союзов, быт и культуру восточных славян.)
– Какие народы были соседями восточных славян? (Ответы учащихся.)
– Что же мы видим, все ли соседи восточных славян проживали племенным строем? (Нет, не все у славян в соседях были уже сформировавшиеся государства: Византия, Болгария, Волжская Булгария, Хазарский каганат, Польша.)
– А как вы считаете, нуждались ли восточные славяне в государстве? (Ответы учащихся)
– Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как же он будет называться (подобная тема у вас уже была в 6-м классе)? (Ответы учащихся)

– «Возникновение Древнерусского государства».

Утро,пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины,изящные,как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.

Просмотр видеоотрывка  «История государства Российского».

Именно о возникновении государства у восточных славян сегодня и пойдет речь на нашем уроке.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– Итак, вопрос всем вам – как и почему возникло Древнерусское государство? Какие теории возникновения государства у восточных славян вы знаете? (Ответы учащихся)
– А теперь постарайтесь ответить на следующий вопрос: Какие изменения произошли у восточных славян после возникновения государства? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете вы дали полные ответы на поставленные вопросы?

3. Выявление места и причины затруднения

– Скорее всего, нет. А почему? Что же у нас вызвало затруднения? (Не хватает знаний, многое позабыли, а что-то и новое надо добавить к своим знаниям).

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема,способ, план,средство)

– Давайте поставим перед собой цель – чего мы хотим достичь?
Цель – выяснить причины возникновения древнерусского государства, различия в теориях происхождения государства у восточных славян и последствия возникновения государства у славян.
Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении Древнерусского государства.
План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками.
Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия.

Схема действий:

1. Причины возникновения государства.
2. Теории возникновения государства.
3. Последствия появления государства.

5. Реализация построенного проекта

Работа учащихся с дополнительным материалом.

Задание 1.

Автор «Повести временных лет» Нестор связывает возникновение государства у восточных славян с личностью легендарного Кия, основателя Киева: «Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)...». Тот же Нестор зафиксировал в своей летописи и другое событие: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси».

– О чем говорят два этих отрывка из «Повести временных лет»? (О существование двух государственных центров у восточных славян: южном – поляне и город Киев; северном – словене ильменские и город Новгород).

Работа с отрывком из видеофильма «Рюрик и его братья».

Задание 2. Дополните недостающие элементы в таблице.

Теории возникновения государства у восточных славян

Название теории

 

Центристская

Славянская

Представители Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев, Б.Л. Васильев А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва Б.А.Рыбаков, В.Н.Чивилихин.
Содержание Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.  

Сторонником какой теории являетесь вы, почему?

Приложение 2

6. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи

Работа с проблемными заданиями в парах.

Задание 3. Заполните схему «Возникновение государства у восточных славян».

Предпосылки возникновения государства:

1. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.
2. Появление излишков продукции.
3. Переход от коллективного труда к индивидуальному.
4. Появление возможности эксплуатировать чужой труд.
5. Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества.
6. Появление вождей и дружин.
7. Необходимость поддержания  в обществе порядка.
8. Переход от родовой общины к соседской.
9. Возникновение неравенства.

Озвучивание полученных вариантов, внесение исправлений.

Каковы же причины возникновения древнерусского государства? (Ответы учащихся)

Приложение 3

Задание 4. Когда и благодаря чему было образовано единое Древнерусское государство?

Выясните это после работы с учебным пособием – стр. 57 (учебник для общеобразовательных учебных заведений «Россия и мир» 10 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин).

Задание 5. После работы с хронологической таблицей назовите последствия возникновения государства у восточных славян.

Дата Событие.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь.
911 г. Заключение  договора Руси с Византией.
945 г. Восстание древлян из-за сбора дани.
946 г. Введение княгиней Ольгой «уроков» и «погостов».
965 г. Разгром князем Святославом Хазарского каганата.
988 г. Принятие христианства в византийской форме.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (схеме действий)

Работа с мини-тестовыми заданиями.

Выберите правильный ответ:

1) Центрами Древнерусского государства были:

а) Тверь и Смоленск,
б) Новгород и Псков,
в) Киев и Новгород,
г) Москва и Суздаль.

2) Государство у восточных славян сложилось в:

а) 8-9 вв.,
б) 9-10 вв.,
в) 10-11 вв.,
г) 7-8 вв. 

3) Полюдье – это:

а) запись событий по годам,
б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань,
в) соседская община,
г) штраф.

4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с:

а) призванием варягов,
б) объединением Киева и Новгорода,
в) государственной деятельностью княгини Ольги,
г) княжением Олега Вещего.

5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:

а) Новгород,
б) Константинополь,
в) Киев,
г) Псков.

6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:

а) Рюрик в 862 г.,
б) Олег в 882 г.,
в) Аскольд при участии Дира в 865 г.,
г) Игорь в 945 г.

7) 988 г. – эта дата отражает:

а) крещение Руси,
б) призвание варягов,
в) объединение Киева и Новгорода,
г) начало правления Олега.

Приложение 4

– Кто выполнил все задания верно?
– Кто 6-5 заданий?
– Кто менее 5 заданий? С чем это связано?

8. Включение в систему знаний и повторение

– Для чего нам нужно было рассмотреть тему сегодняшнего урока? (Для дальнейшего раскрытия вопроса об изменениях в русском государстве в 10-11 вв.)

Выставление оценок за работу на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Достигнута ли цель урока?
– У кого остались вопросы по данной теме?
– Поднимите руку те, кто считает, что ему полностью понятна тема. (Если мало, кому она понятна, задать вопрос о причинах плохого усвоения материала).
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
– Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке?

10. Домашнее задание: по учебному пособию § 8 выясните причины принятия  христианства на Руси и последствия крещения Руси.

Список литературы:

  1. История России с древнейших времен до конца 18 века. 6-7 классы: Дидактические материалы. В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала 16 века: 6-7 классы: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  3. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.:ВАКО, 2005.