На подготовку урока – конференции требуется две недели. В течении этого времени учащиеся совместно с учителем выполняют большую работу:
- Готовят экспонаты.
- Разрабатывают сценарий урока.
- Работают с дополнительной литературой.
- Определяют объём материала и примерное содержание выступлений.
Цели урока:
- Углубить и расширить знания о лекарственных растениях Забайкалья.
- Сформировать у школьников бережное отношение к природе.
- Выработать экологическую культуру.
- Дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.
Задачи:
- Познакомить учащихся с растениями Каларского района, обладающими целебными свойствами.
- Дать правила сбора и хранения лекарственных растений.
Оборудование:
- Гербарий “Лекарственные растения Забайкалья”.
- Таблица –календарь сбора лекарственных растений .
- Выставка литературы “Кладовая природы” (травники )
- Стенд “Лекарственные растения Каларского района”
- Видеофильм “ Сила волшебных трав”.
- Рабочая страница с таблицей “ Лекарственные растения Забайкалья” – 20 шт.
- Листовки –обращения акции “Осторожно! Первоцветы!” (учащихся 9-11классов)
- Выставка лекарственных растений ,которые можно приобрести в аптеке.
- Карточки “ Правила сбора лекарственных растений” – 15 шт.
Учитель: Среди обычных растений, которые растут в лесах Забайкалья много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от различных заболеваний.
В Каларском районе насчитывается 76 видов лекарственных растений, 41 вид растений – источники пищевого и витаминного сырья, 141 вид – кормовых растений. Из лекарственных растений большой интерес представляют : плаун годичный, лук скорода, горец птичий, можжевельник сибирский и др. Из пищевых и витаминных в первую очередь – ягодные растения : голубика, брусника, клюква, жимолость, смородина красная и др. Сегодня мы познакомимся с лекарственными растениями Забайкалья, узнаем какими целебными свойствами они обладают, при каких заболеваниях ими пользуются, где они растут, как правильно их собирать и хранить. Ребята, все данные о растениях вы будете записывать в таблицу “Лекарственные растения Забайкалья” (карточки с таблицей раздаются на каждую парту).
№ | Название растения | Среда обитания | Время сбора | Используемая часть растения | При каких заболеваниях используется |
1-й ученик: Я расскажу о Родиоле розовой. В высокогорье , на щебнистых склонах гор, по берегам горных нашего района можно встретить довольно невзрачное растение: несколько толстоватых сочных стеблей с мясистыми листьями, покрытыми сизым восковым налётом. В конце июня- начале июля на верхушке распускаются зеленовато-жёлтые мелкие цветки, собранные в густое соцветие. Это типичный облик представителя семейства толстянковых. В народной медицине родиола розовая известна под именем “ Золотой корень”. Жители Алтая употребляли это растение для повышения работоспособности , приписывали ему магические свойства и складывали легенды. Например, существовало такое поверье, согласно которому тот, кто отыщет “Золотой корень”, до конца своих дней будет удачлив, здоров и проживёт два века. Поэтому коренные жители Алтая и нашего северного Забайкалья тщательно скрывали места произрастания родиолы , а способы её употребления были окружены тайной, которая передавалась по наследству.
Учитель: Первые широкие научные исследования по влиянию препаратов родиолы розовой на организм человека были проведены только в 1961 году по инициативе сибирского ботаника В,П. Крылова. Сегодня в лекарственных целях используются корневища и корни родиолы. Корневище используют для приготовления тонизирующих напитков, а вот в Болгарии из него получают напиток “Золотой Алтай”, в России – аналогичный “Байкал”. На прилавках магазинов можно встретить чай с родиолой, который очень вкусен и полезен.
2-й ученик: Род Родиола насчитывает 50 видов, произрастающих в умеренном поясе Северного полушария, главным образом ,в горах Азии. В России представителей этого рода можно встретить в Западной Сибири (Алтай, Саяны), в Восточной Сибири, Якутии , Забайкалье и на Дальнем Востоке. Это растение многолетнее, Размножается вегетативно – корневищем. Поэтому при неправильных заготовках, когда выкапываются все растения , в том числе и молодые, родиоле может угрожать исчезновение. Так как родиола розовая произрастает в труднодоступных местах, и запасы её истощаются – проводится большая работа по культивированию этого вида. Её выращивают в Главном Ботаническом Саду в Москве , а также в предгорьях Алтая. При культивировании родиолы заметили интересную особенность: в культуре растение развивается очень быстро, рано зацветает , корневище достигает крупных размеров в короткий срок, но количество веществ, благодаря которым она обладает лечебными свойствами, уменьшается. В Забайкалье запасы этого растения не велики и поэтому родиола нуждается в охране. Её нельзя выкапывать вблизи населённых пунктов, нельзя производить заготовки на одном и том же месте чаще одного раза в 15 – 20 лет. В Забайкалье родиола розовая охраняется на территории Сохондинского заповедника.
Учитель: Подорожник большой – его по праву можно назвать другом путешественников и туристов. Его можно встретить на обочинах полевых и луговых дорог, его широкояйцевидные листья погибают под колёсами машин, под ногами вечно спешащего человека. Давайте посмотрим видеофрагмет фильма “Сила волшебных трав” и ответим на следующие вопросы: (вопросы лучше всего записать на доске).
- Какие части растения используются в современной медицине?
- При каких заболеваниях можно обратиться к подорожнику?
(Ребята смотрят видеофрагмент ,записывают нужную информацию в таблицу и устно отвечают на вопросы учителя).
3-ученик: Широко распространённый одуванчик лекарственный относится к семейству сложноцветных. Все части растения содержат млечный сок, а вот золотисто-жёлтые цветки собраны в соцветие - корзинка. Давайте посмотрим на модель цветка одуванчика (показывает модель цветка), у него они язычковые и после цветения в корзинке образуется до 200 семян, снабжённых летучками, благодаря которым семена одуванчика далеко разносятся ветром.
Учитель: Одуванчик не зря называют лекарственным. В народной медицине его используют давно и считают “живым эликсиром”, хорошо влияющим на пищеварение и помогающим от бессонницы. Заготавливают корни одуванчика осенью, их мелко нарезают, сушат . Высушенные корни используют для повышения аппетита, млечным соком смазывают мозоли , бородавки, листья при малокровии, болезнях кожи.
4-й ученик: А я хочу познакомить вас ещё с одним растением из семейства сложноцветных. Его назвали тысячелистником за листья ,рассечённые на многочисленные мелкие дольки. Это растение можно встретить повсюду: в полях, на лугах, опушках лесов, по оврагам, среди кустарников. Сок тысячелистника применяли на Руси в 14 веке как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. Его разминали и накладывали на рану. В цветках этого растения содержатся эфирные масла, которые губительно действуют на многие бактерии, может быть ,когда свойства этих масел будут изучены подробно изобретут новый препарат для борьбы с инфекционными заболеваниями. Сегодня садоводы отваром тысячелистника опрыскивают растения, поражённые тлёй.
Учитель: Вы, ребята познакомились сейчас с некоторыми лекарственными растениями, узнали, при каких заболеваниях их используют. Но мало научиться узнавать эти растения – надо помнить, что при массовой заготовке лекарственных растений резко сокращается их численность.
5-й ученик: На территории нашего района произрастает хвощ полевой – это одно из самых древних растений на нашей земле. Он всё ещё не разучился делать то, на что уже не способны растения “помоложе” – забирать из земли кремневую кислоту. В растении кремневая кислота присутствует в растворённом виде – в соке. Сок хвоща полевого применяют для укрепления тканей организма человека, а также для образования лейкоцитов. В народной медицине траву хвоща применяют при лечении печени, туберкулёзе лёгких, при заболеваниях кожи. Экспериментально выявлено, что хвощ выводит свинец из организма. В настоящее время на территории Каларского района оказались на грани исчезновения такие ценные лекарственные растения как горицвет весенний, родиола розовая и другие. Эти растения занесены в Красную книгу Забайкалья и Красную книгу Каларского района. На местах их распространения создаются заказники, запрещается сбор растений частными лицами.
Учитель: Ребята! Очень важно знать, какие органы растений можно собирать, в какое время дня это лучше всего делать, как сушить и хранить собранное сырьё. Ведь в разное время растение может содержать различное количество лекарственных средств. Хочу познакомить вас с правилами сбора лекарственных растений: (правила сбора лекарственных растений распечатать на каждую парту – 15 шт.)
- Собирать растения следует в сухой, солнечный день, после того как они обсохнут от росы.
- Корни и корневища можно выкапывать только в сырую погоду.
- Цветки и соцветия собирают в начале цветения.
- Листья собирают в период цветения.
- У некоторых растений (тысячелистник ,пустырник, зверобой)заготавливают стебли с листьями и цветками.
- Помните ! Нельзя выдёргивать растения, надо срезать их ножом.
- Плоды и семена собирают выборочно по мере их созревания.
- Сочные плоды надо собирать рано утром или поздно вечером.
- Корни, корневища, клубни заготавливают осенью, после увядания надземных частей. Их выкапывают ,осторожно стряхивают землю, промывают проточной водой и раскладывают на траве или мешковине, чтобы они подсохли.
- Нельзя собирать растения вблизи дорог, так как придорожные растения накапливают в своём организме ядовитые вещества, которые могут вызвать у человека отравления и опасные болезни.
- При заготовке лекарственных растений следует работать в перчатках, после работы вымыть руки с мылом.
6-й ученик: При заготовке лекарственных растений надо обязательно знать правила их сушки. С этими правилами я познакомился при работе с дополнительной литературой, которую для меня подобрали работники школьной библиотеки и теперь я хочу вас познакомить с этими правилами, так как знаю, что родители многих учащихся нашей школы заготавливают лекарственные растения.
- Сушить собранные части растений надо сразу на мешковине или чистом листе бумаги слоем 1-2 см.
- Если за день сырьё не высохло, его на ночь следует убрать в закрытое помещение.
- Лучше сушить в тени, хорошо проветриваемом месте.
- Сушка считается законченной, если листья и цветки легко растираются в руках, стебли и корни ломаются, плоды рассыпаются – не образуя комков.
Учитель: Дорогие, ребята, помните ! Вы можете помочь сохранить ценные лекарственные растения и первые весенние цветы : подснежники, багульник, которые варварски истребляют жители городов и сёл для наживы собственного кармана, не думая о том, что же останется детям , внукам, правнукам. Сегодня я предлагаю вам познакомится с работой учащихся 9-11 классов – Акция : “Осторожно! Первоцветы!”.
(На каждую парту раздаются листовки –обращения . Учащиеся их читают и выбирают лучшие, для подготовки материала акции “Осторожно! Первоцветы!” в районных газетах “Свежий номер” и “Каларская звезда”,которые будут печататься до 5 июня – Всемирного дня охраны окружающей среды).
7-й ученик: А знаете ли вы что такое витаминные сборы – чаи?
(Рассказывает о том, что такое “лесной чай”. Предлагает рецепты витаминного чая и советует заготавливать листья шиповника, смородины, малины и др. лекарственных растений).
Учитель: Сегодня мы с вами узнали , что природа – это аптека, в которой можно отыскать средство от любого недуга , но в настоящее время многие лекарственные растения становятся всё большей и большей редкостью. Всему человечеству надо приложить все силы по сохранению наших лесов, в которых мы всегда найдем зелёную аптеку и всегда помнить прекрасные строки, написанные поэтом Сергеем Смирновым:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток
Он нам открыт , в жару и стынь…
Входя в него , будь сердцем чуток –
Не оскверняй его святынь !
РАБОЧАЯ СТРАНИЦА
Таблица: “ Лекарственные растения Забайкалья”
№ | Название растения | Среда обитания | Время сбора | Используемая часть растения | При каких заболеваниях используется |
1. | Родиола розовая | ||||
2. | Одуванчик лекарственный | ||||
3. | Тысячелистник | ||||
4. | Хвощ полевой | ||||
5. | Подорожник |
Литература:
- Губанов И.А., Киселёв К.В., Новиков В.С. Дикорастущие полезные растения.- изд.,доп.М.: издательство МГУ, 1993 г.
- Гусев Н.Ф., Гусева С.Н., Крутова Т.А.Растения на службе человека. М.: АО “Ника-5”,1992.
- Чегодаев А.Е. Удивительный мир растений. СПб.: Гидроиетиоиздат,1992 г.
- Набор открыток “Зелёная аптека”
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике.Москва,1978 г.
- Экология растений Забайкалья. Выпуск № 6 (Гилёва М.В), выпуск № 5 (Попова О.А)
- Журналы “Здоровье” .Раздел “Лекарственные растения”.
- Довженко А., Довженко В.Тайны зелёной аптеки. Симферополь. “Крым”,1967.