Музыкально-литературная композиция "Балет"

Разделы: Музыка


В центре Москвы, недалеко от Красной площади стоит красивое здание классического стиля с белой колоннадой и четвёркой коней, управляемых Аполлоном, на фронтоне. Это Государственный Акаде­мический Большой театр, которому более двухсот лет...

Попасть в Большой театр стремятся все: и москвичи, и приезжающие в Москву, и гости из других городов и других стран. Все хотят увидеть замечательных артистов, услышать знаменитую оперу и. конечно, посмотреть прославленные балеты.

Внутри Большой театр красив так же, как и снаружи. Пятиярусный зрительный зал с прекрасной акустикой. Потолок с огромной хрусталь­ной люстрой украшен изображениями античных муз во главе с Аполло­ном. За золотистым парчовым занавесом находится хорошо оборудованная сцена, которая вмещает более трехсот участников спектаклей. История Большого театра началась в 1776 году, когда была сфор­мирована постоянная труппа. Это был первый в Москве постоянный театр. Многие прогрессивные культурные деятели привлекались в то время к управлению театром. В 1806 году театр стал государственным. В дальнейшей жизни Большого театра - творческой, художественной, организационной — принимали участие прогрессивные силы москов­ского общества XIX и начала XX века. В течение многих десятилетий в репертуаре театра среди балетов были популярны спектакли-дивер­тисменты с национальными сюжетами, с красочными народными русскими танцевальными сценами. Произведения Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» ознаменовали расцвет русского балета. Народно-демократи­ческие, реалистические и национальные традиции определили судьбу Большого театра, который стал центром русской культуры. Его ис­тория включает в себя творчество множества людей - музыкантов, артистов, художников. Их труд, их талант, их любовь к театру и ис­кусству помогали создать национальный исполнительский стиль.

Балет «Ромео и Джульетта» композитора Сергея Прокофьева — новая победа советского балета, признанная и на родине Шекспира. Вот что писала о балете английская газета во время гастролей Большого театра в Лондоне:

«Может ли балет передать поэзию трагедии «Ромео и Джульетта» без слов Шекспира? Да, может. Спектакль Большого театра, показав­ший целиком всю трагедию в трёх актах и шестнадцати сценах, пред­ставляет собой точный перевод каждого слова Шекспира на язык под­линной поэзии».

Затем были поставлены ещё два балета Прокофьева - «Золушка» и «Каменный цветок».

В последние годы на сцене Большого театра появились новые пре­красные балеты - «Спартак». «Анна Каренина», «Иван Грозный», «Ангара», «Икар». С 1917 года на сцене Большого театра поставлено свыше восьмидесяти оперных и балетных произведений советских композиторов.

Балет Большого театра украшен сверкающими именами звёзд: Екатерина Гельцер, Марина Семёнова, Михаил Габович. Асаф Мессерёр, Галина Уланова. Алексей Ермолаев, Ольга Лепешинская. Майя Плисецкая, Морис Лиепа, Владимир Васильев. Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Михаил Лавровский. Их талант покоряет тысячи людей и заставляет зрительный зал взрываться восторженными апло­дисментами.

«Было чудо, которое не кончается для тех, кто стал его свидетелем. Было событие, составившее эпоху в духовной жизни нашего общества. И имя этому событию, этому чуду - Галина Уланова!» Так написал Юрий Завадский - один из крупнейших режиссёров советского драма­тического театра в своей книге «Учителя и ученики». Он причислял балерину Галину Уланову к своим великим учителям - знаменитым режиссёрам Станиславскому, Вахтангову, Мейерхольду и Михоэлсу.

Завадский, давний друг Улановой, много и зорко наблюдал за её работой, видел её почти во всех ролях, был свидетелем её триумфов и повседневного труда. Поэтому он с полным правом мог сказать: «Талант балерины Улановой - это страсть к труду, великая преданность труду, одержимость трудом...»

Творческий путь Улановой продолжался более тридцати лет. По окончании Ленинградского хореографического училища в конце 20-х годов Уланова более десяти лет танцевала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова. А после войны она переехала в Москву и стала работать в Большом театре.

Галина Уланова была непременной участницей всех творческих экспериментов, всех новаторских спектаклей, которые создавались в те годы на ленинградской и московской сценах. И наряду с этим с первого же своего выпускного балета «Шопениана» она стала тончайшим интер­претатором лучших классических партий балетного репертуара театра. И дело вовсе не в количестве станцованных партий. Главное заключа­лось в том, что каждый созданный ею образ становился вершиной поэзии.

«Лебединое озеро» В феврале 1977 года в Москве в Большом театре торжественно отмечалось столетие «Лебединого озера» — первого балета Чайковского. Этот балет с триумфом идёт по странам мира, покоряя всех своей лири­ческой красотой.

Постановка балета 1895 года стала основой для всех последующих постановок этого балета. В течение 75 лет, начиная с 1901 года, балет «Лебединое озеро» шёл на сцене Большого театра в постановке балет­мейстера Александра Горского. С 1937 года четвёртый акт балета стал идти в новой редакции Асафа Мессерера, талантливого ученика Гор­ского. Современная редакция балета осуществлена Юрием Григоро­вичем.

Сюжет «Лебединого озера» был навеян романтическими балетами 40-50-х годов XIX века, но он ещё более близок сюжетам русских народных сказок. Тема балета такова: злые чары превращают девушку в птицу, но взаимная любовь и верность побеждают коварное кол­довство.

Русская поэзия и народное творчество были могучим источником вдохновения Чайковского. Композитор воплотил в музыке обаятель­ный романтический образ Девушки-Лебедя, наполнив его глубокими человеческими чувствами. Советский композитор Борис Асафьев, верно, определил главную особенность балета: романтико-сказочные образы «Лебединого озера» очеловечены Чайковским настолько, что драма Лебедя и Зигфрида волнует как драма действительности, а не как сим­вол.

В течение столетней сценической жизни «Лебединого озера» в русском балетном театре было много отличных исполнительниц партии Одетты-Одйллии. Русские балерины с большим мастерством создавали контрастные образы - нежной, страдающей Девушки-Лебедя Одетты и коварной искусительницы принца Зигфрида Одиллии, дочери злого волшебника Ротбарта.

В советском балете на сцене Большого театра в «Лебедином озере» вдохновенные, тонко художественные образы Лебедя создали вы­дающиеся современные балерины Марина Семёнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова и юная Людмила Семеняка

Русский классический балет «Лебединое озеро» завоевал огромную популярность, славу и любовь зрителей всего мира.

«Спящая красавица»

Свой второй балет, «Спящую красавицу», Чайковский написал в годы творческой зрелости, когда им было уже создано несколько опер, симфоний и множество камерных произведений. Прекрасный по своим музыкальным качествам балет «Спящая красавица» наполнен светом, радостью, праздничностью. Он прославляет победу жизни над смертью, солнца над мраком, любви и добра над завистью и злобой.

Популярная сказка французского писателя-сказочника ХУП века Шарля Перро была переработана в балетное либретто И. Всеволожским. Либретто сразу привлекло внимание Чайковского. Он с удовольствием принял предложение дирекции императорских театров сочинить музыку балета. Композитор работал стремительно, радостно. Строки из его письма свидетельствуют об этом: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его (балета) был очень увлечён и писал с такой теплотой и охотой...».

Чайковский создавал «Спящую красавицу» в тесном контакте с балетмейстером Мариусом Петипа. Талантливый французский балет­мейстер был приглашён в Россию ещё в 1847 году в качестве «первого танцовщика». Приехав в Петербург, Петипа остался там навсегда. Он горячо полюбил русский балет и отдал ему все свой творческие силы. На русской сцене он поставил 53 больших и малых балета и воспитал не одно поколение отличных русских балерин и танцовщиков.

Однажды я смотрела в Большом театре балет «Дон Кихот» вместе с моими друзьями - молодыми артистами Народного театра балета из города Смоленска. Этих людей различных профессий (среди них врачи, учителя, студенты) объединяет любовь к искусству танца. Меня всегда восхищает широта их интересов, жажда познать искусство как можно глубже. Этому они посвящают всё своё свободное время.

Мы оживлённо беседовали во время антрактов и по окончании спек­такля, обменивались мнениями, вспомнили о постановке балета «Дон- Кихот» Александром Горским. Одни мои собеседники хорошо знали работы этого выдающегося балетмейстера, другие слышали это имя впервые. Они-то и просили меня рассказать о нём подробнее.

Творчество Горского - это история московского балета начала XX века. Кстати, балет «Дон Кихот», поставленный им в Большом театре в 1900 году, был его первой самостоятельной работой.

Горский учился в Петербургском балетном училище. В старших классах его учителем по классическому танцу был знаменитый балет­мейстер Мариус Петипа, Он пробудил творческие силы в своём юном ученике. По окончании училища Горский одиннадцать лет успешно рабо­тал в Мариинском театре. Вскоре, ещё танцуя, молодой артист начал заниматься педагогической деятельностью, а также теоретическими вопросами балета - записью танцев. В русском балете запись танцев разрабатывал друг Горского Степанов, тоже танцовщик. После смерти Степанова Горский усовершенствовал систему записи танцев. Благо­даря этой системе записи в 1899 году была «перенесена» из Петербурга на сцену Большого театра постановка балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа. Горский сделал эту сложную работу бережно, точно и очень быстро - за три недели.

Московские международные конкурсы артистов балета - это тор­жество классического танца, немеркнущая красота его гармоничных форм, установленных и узаконенных строгой системой, неисчерпаемые родники его композиционных решений. Классический танец - это жизнь, преломляемая в музыке, поэзии и пластике движений человека, вдохновляемого мыслями и чувствами.

Что является характерным для этих конкурсов? Их чёткая орга­низационная основа: распределение тренажных уроков, сценических репетиций, обеспечение в случае необходимости надёжными партнё­рами, квалифицированными учителями, репетиторами и концерт­мейстерами. Высокий дух всеобщего дружелюбия. Праздничная тональ­ность: та радость, тот энтузиазм восприятия всего происходящего широкой зрительской аудиторией, которая любит балет, понимает и чутко оценивает его, порождая тем самым необходимую всем артистам горячую реакцию, подъём настроения и сил в проводимой ими товари­щеской борьбе.

Приложение