Цели:
- Учить осуществлять звуковой анализ слов;
- Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений с изученными буквами;
- Способствовать развитию фонематического слуха, внимания ,связной речи;
- Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: лента букв, схемы “слоги – слияния”, рисунок собаки, бабочка , карточки с изображением предметов с буквой Б, числовой веер, тетради по печатанию, учебник “Азбука”, пропись.
Ход урока
I. Организационный момент
- С каким настроением вы пришли на урок? Каким
цветом вы бы его изобразили?
- Я надеюсь, что на этом уроке вам будет интересно
и вы все уйдете с урока с хорошим настроением.
II. Постановка темы и цели урока.
Сегодня у нас на уроке гость. Отгадайте кто это?
Заворчал живой замок
Лёг у двери поперёк.
(Cобака)
Да, это собака.
- Прочитайте, как её зовут? (Собаку зовут Бобик)
Бобик очень любит букву Б и прибыл к нам в гости узнать побольше об этой букве и научиться находить звук б в словах , а также познакомить вас со своими друзьями.
III. Работа над новым материалом.
1. Артикуляция звуков б,б.
Произнесите ещё раз кличку собаки. (БОБИК)
- Что вы можете сказать о первом звуке? (Он согласный, звонкий, твердый)
2. Слого-буквенный анализ слова.
- Сколько слогов в этом слове? (Бо – бик: 2
слога)
- Как мы ещё определяем количество слогов в слове
? (Cколько в слове гласных , столько и слогов)
- Назовите гласные. (о,и)
- Охарактеризуйте согл. звуки второго слога. (б
– согласный, звонкий, мягкий)
- Почему он мягкий? (“и” обозначает мягкость
согласного звука при произношении). (К – согл.,
глух., твёрдый)
- Составьте схему этого слова в тетради (1
ученик у доски)
- Проверьте, правильно ли выполнено задание на
доске?
3. Закрепление письма букв.
Бобик хочет, чтобы вы напечатали его имя.
- Ребята, на что похожа буква б?
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
- Скажите с какой буквы вы начнёте печатать это
слово? (Имена пишутся с заглавной буквы).
- Сколько букв в слове Бобик? ( 5 букв)
IV. Упражнение для развития речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика.
Сделать вдох носом и проговорить на выдохе скороговорку:
Белые бараны били в барабаны. Бум, бум, бум… (насколько хватит воздуха)
V. Работа по развитию речи.
1. Работа по иллюстрации.
Посмотрите внимательно на собаку. Расскажите какой Бобик по цвету, по размеру, по характеру, используя слова: у него, он, пёс, щенок, собака. (Бобик маленький. У него коричневая шерстка, белая грудка. Пёс весёлый, дружелюбный, радостный).
На чём он к нам добрался? (Бобик приплыл к нам на плоту).
Молодцы, ребята, вы составили целый рассказ о нашей собаке.
2. Игра “Звуки ”.
Наш щенок вам в благодарность собрал много предметов , в названиях которых есть звуки б и бь
Если вы услышите звук б – твёрдый, встаньте , а если услышите мягкий звук – садитесь.
(На доске карточки: бублик , банан, бинт, арбуз, бинокль).
VI. Развитие внимания.
А сейчас игра “Кто запомнит больше слов?”
Я читаю вам стихотворение , вы внимательно слушаете и запоминаете слова с буквой б. Сколько их?
На плоту плывёт собака,
Чтобы рыбы половить.
Булку на крючок ей лапкой
Очень трудно насадить.
Рядом бабочка летает
И советом помогает.
- Сколько слов вы услышали? (5 слов)
- Назовите эти слова. (Собака, чтобы, рыбы, булку,
бабочка)
Наш щенок дружит с бабочкой.
VII. Физкультминутка.
Давайте выполним упражнение “Бабочка”:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Улыбнулся, потянулся , взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
VIII. Отработка навыков письма и чтения.
1. Чтение текста “ Виталик и Бобик”.
Бобик дружит не только с бабочкой. Окройте учебник “Азбука ” на с. 107 .
Прочитайте текст шепотом и узнаете с кем дружит Бобик.
- Сколько в тексте предложений? (3 предложения)
Прочитайте 1, 2, 3.
- Как зовут мальчика? Почему собака уползла в
конуру?
- Какие буквы показывает Виталик Бобику? (Б – П)
- Посмотрите где расположены эти звуки на ленте?
Дайте им характеристику (б – звонкий, п – глухой).
Это парные согласные. Очень часто в словах звук Б оглушается и превращается в П.
Прочитайте слова на с. 107. Что вы заметили ? (Последние звуки в этих словах пишутся по-разному, а читаются одинаково).
Чтобы определить какую букву нужно писать, надо изменить слово. (Зуб – зубы, лоб – лбы)
2. Работа в Прописи на с. 15.
Письмо слов: Виталик и Бобик.
Слого-буквенный анализ слова “буквы”.
Физкультминутка “Буратино”.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать ,
На носочки нужно встать.
- Буратино искал золотой ключик, а вы ребята ищете ключ к знаниям.
3. Чтение текста “Барсик”.
- Шепотом;
- По цепочке;
- По вопросам.
4. Письмо в Прописи предложений:
У Виталика кот. Кота зовут Барсик.
Игра “Собери из букв слова”.
Виталик и Барсик составили из кубиков слова.
-Какие ещё слова можно составить из этих букв?
КОМПОТ
(Кот, ток, ком, пот).
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились.
IX. Подведение итогов.
Итак, кто к нам приходил в гости?
- О ком он нам рассказал?
- С какой буквы начинаются имена и клички ?
- Назовите парные согласные по глухости звуков б,
б.
- Как проверить какую букву надо писать на конце
слова?
Наш урок подходит к концу. С каким настроением вы уходите с урока? Какими карандашами вы его изобразите? Дома нарисуйте радугу своего настроения.