Урок по развитию речи в 1-м классе по теме "Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Закрепление чтения и письма слов и предложений с буквой Б

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить осуществлять звуковой анализ слов;
  • Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений с изученными буквами;
  • Способствовать развитию фонематического слуха, внимания ,связной речи;
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: лента букв, схемы “слоги – слияния”, рисунок собаки, бабочка , карточки с изображением предметов с буквой Б, числовой веер, тетради по печатанию, учебник “Азбука”, пропись.

Ход урока

I. Организационный момент

- С каким настроением вы пришли на урок? Каким цветом вы бы его изобразили?
- Я надеюсь, что на этом уроке вам будет интересно и вы все уйдете с урока с хорошим настроением.

II. Постановка темы и цели урока.

Сегодня у нас на уроке гость. Отгадайте кто это?

Заворчал живой замок
Лёг у двери поперёк.

(Cобака)

Да, это собака.

- Прочитайте, как её зовут? (Собаку зовут Бобик)

Бобик очень любит букву Б и прибыл к нам в гости узнать побольше об этой букве и научиться находить звук б в словах , а также познакомить вас со своими друзьями.

III. Работа над новым материалом.

1. Артикуляция звуков б,б.

Произнесите ещё раз кличку собаки. (БОБИК)

- Что вы можете сказать о первом звуке? (Он согласный, звонкий, твердый)

2. Слого-буквенный анализ слова.

- Сколько слогов в этом слове? (Бо – бик: 2 слога)
- Как мы ещё определяем количество слогов в слове ? (Cколько в слове гласных , столько и слогов)
- Назовите гласные. (о,и)
- Охарактеризуйте согл. звуки второго слога. (б – согласный, звонкий, мягкий)
- Почему он мягкий? (“и” обозначает мягкость согласного звука при произношении). (К – согл., глух., твёрдый)

- Составьте схему этого слова в тетради (1 ученик у доски)
- Проверьте, правильно ли выполнено задание на доске?

3. Закрепление письма букв.

Бобик хочет, чтобы вы напечатали его имя.

- Ребята, на что похожа буква б?

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.

- Скажите с какой буквы вы начнёте печатать это слово? (Имена пишутся с заглавной буквы).
- Сколько букв в слове Бобик? ( 5 букв)

IV. Упражнение для развития речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика.

Сделать вдох носом и проговорить на выдохе скороговорку:

Белые бараны били в барабаны. Бум, бум, бум… (насколько хватит воздуха)

V. Работа по развитию речи.

1. Работа по иллюстрации.

Посмотрите внимательно на собаку. Расскажите какой Бобик по цвету, по размеру, по характеру, используя слова: у него, он, пёс, щенок, собака. (Бобик маленький. У него коричневая шерстка, белая грудка. Пёс весёлый, дружелюбный, радостный).

На чём он к нам добрался? (Бобик приплыл к нам на плоту).

Молодцы, ребята, вы составили целый рассказ о нашей собаке.

2. Игра “Звуки ”.

Наш щенок вам в благодарность собрал много предметов , в названиях которых есть звуки б и бь

Если вы услышите звук б – твёрдый, встаньте , а если услышите мягкий звук – садитесь.

(На доске карточки: бублик , банан, бинт, арбуз, бинокль).

VI. Развитие внимания.

А сейчас игра “Кто запомнит больше слов?”

Я читаю вам стихотворение , вы внимательно слушаете и запоминаете слова с буквой б. Сколько их?

На плоту плывёт собака,
Чтобы рыбы половить.
Булку на крючок ей лапкой
Очень трудно насадить.
Рядом бабочка летает
И советом помогает.

- Сколько слов вы услышали? (5 слов)
- Назовите эти слова. (Собака, чтобы, рыбы, булку, бабочка)

Наш щенок дружит с бабочкой.

VII. Физкультминутка.

Давайте выполним упражнение “Бабочка”:

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Улыбнулся, потянулся , взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.

VIII. Отработка навыков письма и чтения.

1. Чтение текста “ Виталик и Бобик”.

Бобик дружит не только с бабочкой. Окройте учебник “Азбука ” на с. 107 .

Прочитайте текст шепотом и узнаете с кем дружит Бобик.

- Сколько в тексте предложений? (3 предложения)

Прочитайте 1, 2, 3.

- Как зовут мальчика? Почему собака уползла в конуру?
- Какие буквы показывает Виталик Бобику? (Б – П)
- Посмотрите где расположены эти звуки на ленте?

Дайте им характеристику (б – звонкий, п – глухой).

Это парные согласные. Очень часто в словах звук Б оглушается и превращается в П.

Прочитайте слова на с. 107. Что вы заметили ? (Последние звуки в этих словах пишутся по-разному, а читаются одинаково).

Чтобы определить какую букву нужно писать, надо изменить слово. (Зуб – зубы, лоб – лбы)

2. Работа в Прописи на с. 15.

Письмо слов: Виталик и Бобик.

Слого-буквенный анализ слова “буквы”.

Физкультминутка “Буратино”.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать ,
На носочки нужно встать.

- Буратино искал золотой ключик, а вы ребята ищете ключ к знаниям.

3. Чтение текста “Барсик”.

  • Шепотом;
  • По цепочке;
  • По вопросам.

4. Письмо в Прописи предложений:

У Виталика кот. Кота зовут Барсик.

Игра “Собери из букв слова”.

Виталик и Барсик составили из кубиков слова.

-Какие ещё слова можно составить из этих букв?

КОМПОТ

(Кот, ток, ком, пот).

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились.

IX. Подведение итогов.

Итак, кто к нам приходил в гости?

- О ком он нам рассказал?
- С какой буквы начинаются имена и клички ?
- Назовите парные согласные по глухости звуков б, б.
- Как проверить какую букву надо писать на конце слова?

Наш урок подходит к концу. С каким настроением вы уходите с урока? Какими карандашами вы его изобразите? Дома нарисуйте радугу своего настроения.