Цель: познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями в Республики Башкортостан.
Задачи:
Образовательные:
- изучить особенности особо охраняемых территорий;
- научить выделять, различать особо охраняемые территории.
Воспитывающие:
- формирование у детей умения работать в коллективе, слушать товарищей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность;
- расширять кругозор обучающихся;
- развивать познавательные способности обучающихся, самостоятельность.
Оборудование:
- мультимедиа проектор,
- листы бумаги,
- конверты с заданиями.
Ход занятия
I. Организационный момент
Подготовка рабочего места. Настрой на работу.
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной
Всего лишь навсего
Не больше обыкновенного листка,
Берёза же Великая Россия -
Так зелена, так высока!
II. Повторение изученного материала
Игра - викторина "Знай-ка"
(Ребятам раздаются приготовленные листы бумаги, на которых написано ключевое слово Башкортостани 10 вопросов.)
Педагог: Начальными буквами ответов на вопросы будут буквы ключевого слова.
Б. Князь, именем которого назван народ - башкиры (князь Башкордъ).
А. Озеро, которое по легенде охраняла белая куница (озеро Асылы-куль).
Ш. Пещера карстового происхождения на правом берегу реки Белой в 4 километрах от деревни Новоакбулатово (Шульганташ).
К. Главный приток реки Белой (Караидель).
О. Субъект РФ, с которым граничит Башкортостан на юге (Оренбургская область).
Р. Известный русский исследователь края, быта и традиций башкирского народа (П.Рычков).
Т. Район, в котором находится крупное месторождение залежей нефти (Туймазинский).
О. Город, который был основан на башкирских землях в 1735 г. в устье реки Орь (Оренбург).
С. Река в Ишимбайском районе, исчезающая в карстовых подземных пустотах (Сиказе).
Т. Шихан в окрестностях г. Стерлитамака (Тратау).
А. Водопад на территории РБ (Атыш).
Н. Поделочный камень, который добывается на территории республики и используется в ювелирном деле (Нефрит).
III. Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, оказывается, в природе существуют не просто леса или реки, озёра, а есть такие территории, которые называются особо охраняемыми.
- Давайте вспомним. Почему они так называются?
(Ответы учащихся).
- Чуть позже мы с вами узнаем, правильно ли вы ответили на этот вопрос.
IV. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Педагог:
Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. Как известно, особо охраняемые природные территории являются главными очагами сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.
На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».
Заповедники и национальный парк, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находятся в ведении Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан. Кто из вас подготовил сообщение о заповедниках?
- Марат поможет мне, и расскажет нам о Южно-Уральском заповеднике.
(Приложение № 1 Сообщение о Южно-Уральском заповеднике)
Педагог:
Пожалуй, не меньший интерес представляют природные парки и памятники природы. Памятники природы - это природные объекты, которые по научным, культурно-просветительным, историческому значению, заслуживают охраны и ухода. К ним относятся: водопады, пещеры, старо возрастные деревья, озера, место произрастания редких растений.
Памятники природы охраняются в соответствии с законом об особо охраняемых РБ.
Памятники бывают районного, республиканского, международного значения.
По характеру памятники различают: комплексные; ботанические; геологические; зоологические и т.д.
Особое значение имеют:
1. Пещеры - Шульганташ, Лаклинская, Кутук-сумган, Охлебининская;
2. Водопады - Туялез, Атыш, Кукраук и др.;
3. Озера - Асыль-Куль, Кандры-Куль, Шамсутдин, Якты-Куль (Банное);
4. Горы - Янган-Тау, Иремель, Большая Тастуба, Стерлитаматские Шиханы;
5. Леса - Елово-Пихтовые (Дюртюлинский район), сосновые боры и др.;
6. Минеральные источники - "Кургазак", Красный ключ, Красноусольский, Бирские, Уфимские.
(Показывает изображение.)
Об одном из памятников природы расскажет Настя.
(Приложение № 2 Сообщение об озере Асылы-Куль ).
Педагог:
Природа современного Башкортостана весьма далека от своего первозданного вида. Исчезли степи, многие леса, обмелели реки, из-за массовой распашки почв - эрозия почв, т.е. резко меняется естественный ландшафт и даже рельеф местности. Все более интенсивное использование богатств природы - поставили задачу их охраны, их восстановления.
Первые Указы об охране окружающей среды были изданы при Петре 1.
Истощение ресурсов происходило с давних времен. Наиболее широко применялись - с 20-х гг., т.е. начали, реальны действия. Развитие промышленности, энергетику, нефтедобычу, рост городов, транспортных магистралей - все это продолжало сильно менять ОС - это вызвало необходимость разработки системы мер по охране природы.
А теперь ребята давайте с вами посмотрим слайд фильмы о заповедных местах нашего Башкортостана.
(Приложение № 3,4 Слайд фильмы- данные приложения можно получить у автора работы).
Педагог:
- Ребята, теперь вы знаете, что такое особо-охраняемые территории? (Ответы учащихся)
- Скажите, пожалуйста, почему же нельзя заниматься хозяйственной деятельностью на территории заповедника? (Ответы учащихся).
- Давайте вернёмся к нашим помощникам - книгам найдём определения, что же такое заповедники, национальные парки, заказники, природные парки, памятники природы. (Работа с литературой)
V. Физминутка
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
VI. Закрепление изученного материала
- Ребята, сегодня для закрепления материала я приготовила вам задания. Работать вы будете по группам (с помощью педагога ребята делятся на равносильные группы). Красный конверт для одной группы, жёлтый - для другой.
1) Красный конверт
Дать определения заповедникам и привести примеры.
Заповедники - территории полностью или частично выведенные из хозяйственной деятельности. Всего в мире 300 заповедников, в РФ -17, в Башкортостане биосферных заповедников нет.
Биосферные - равномерно распределены по всему миру, и каждый заповедник - какой-то природный ландшафт, создают там, где природа еще не утратила своих первозданных черт; заповедники могут создаваться и на тех территориях, которые нарушены человеком.
Леса и болота для сохранения требуют полного заповедования. Заповедники имеют разную направленность:
В Ильменском - охраняются в первую очередь минералы.
В Астраханском - водоплавующие птицы.
В Шульганташ - башкирская бортевая пчела, на его территории находится Капова пещера, на стенах которой до сих пор сохранились рисунки древнего человека.
Однако с целевой охраной специального объекта сохраняются и все остальные компоненты этих экосистем.
В Республике Башкортостан три заповедника: Башкирский, Шульганташ, Южноуральский.
Башкирский государственный заповедник - самый старый, был основан в 1930 году. На его территории охраняется более 20 редких растений и редкие виды животных (марал, беркут, хариус, форель).
2) Жёлтый конверт
Дать определение национальным паркам и привести примеры.
Национальные парки - создание условий для организованного отдыха людей на лоне хорошо охранявшейся природы. В парках могут быть зоны с полной изоляцией от посещений (т.е. по существу заповедники) и зоны, где можно жить в палатках, есть специальные тропы, дороги для передвижений туристов, места для стоянок, создаются гостиницы, легкие дома, игровые площадки.
Ходить по лесу, разжигать костры, охотиться, собирать грибы и ягоды в парках з а п р е щ а е т с я!
Башкирский национальный парк - южная часть республики, Нугушское водохранилище. Здесь можно отдыхать и по специальным разрешениям (лицензиям) ловить рыбу.
Синий конверт
Дать определения памятникам природы и заказникам и привести примеры
Памятники природы - это музеи природы, маленькие заповедники. В Республике Башкортостан - 114 памятников природы (гора Иремель с сообществами горных тундр, в составе которых очень много редких растений; озеро Яктыкуль в Абзелиловском районе; сосновый бор под Каинлыково (Краснокамский район); гора Тратау в Стерлитамакском районе).
Заказники - организуются на определенный срок для восстановления поголовья промысловых зверей или популяций лекарственных растений Восстанавливаемые виды использовать запрещается, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений или животных (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья, сбор грибов и ягод и т.д.).
Заказники по охране охотничье-промысловых животных имеют большую площадь, на которой создаются условия для нормального воспроизведения популяций крупных животных или осторожных птиц.
Бирский государственный заказник имеет площадь свыше 18 тыс. га (лоси, зайцы-беляки, куницы, тетерева).
В Карлыхановском заказнике охраняется бобр, норка, выдра, куница, тетерева.
Архангельский (18 тыс. га.), которые заняты в основном прудом. Там охраняются водоплавающие птицы.
Небольшие заказники Яган-тау, Елановский - 4-5 тыс. га
Заказники по охране лекарственного сырья - обычно имеют площадь в несколько десятков гектаров лесосады.
VII. Домашнее задание
- Ребята, дома составьте, пожалуйста, кроссворд на тему “особо-охраняемые природные территории”; а для самых любознательных следующее задание: найти и подготовить сообщения, о ООПТ о которых мы не говорили на занятие.
VIII. Итог урока.
- Ребята, с какими видами ООПТ мы познакомились сегодня на занятии?
- Назовите, какие ООПТ находятся на территории нашей Республики.
- Все сегодня поработали очень хорошо. Молодцы! Спасибо за занятие!
Сообщения, подготовленные учащимися (приложения № 1,2)
Слад фильмы (приложение № 3,4- данные приложения можно получить у автора работы)