Урок математики во 2-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
  • развивать навыки устного и письменного счёта.
  • отрабатывать умение  анализировать и решать текстовые задачи в два действия;
  • развивать  интерес к математике, активность, внимание учащихся.

Оборудование:  рисунки сказочных героев, игра «Молчанка», таблица с числами, перфокарты, геометрические фигуры,  карточки с цифрами, магнитофон.

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой

- Прозвенел звонок! Внимание!

Проверь, дружок! Готовь ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?

- Проверили?

- Садитесь и усердно все трудитесь.

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать  только лишь оценку «пять».
Тут затеи и задачи, игры, шутки  всё для вас!
Пожелаем вам удачи.
За работу, в добрый час!

II. Сообщение темы и цели урока. Вступительная беседа

- На прошлых уроках мы учились выполнять вычисления в пределах 100. сегодня нам эти знания пригодятся.

Наш урок будет необычным, а сказочным. Мы будем читать волшебную книгу «Математика в сказках». Открывая страницы этой книги, решая примеры и задачи, мы встретимся с героями любимых сказок.

Чтобы попасть в сказку, надо книгу открыть. А ключ от «волшебной» книги есть  у героя сказки «Приключения Буратино».  Буратино поможет нам открыть книгу, если мы выполним задания.

III. Устный счёт

1) Работа по таблице с геометрическими фигурами и цифрами разного цвета.

Найдите сумму чисел, записанных красным цветом.

Найдите разность чисел, записанных красным цветом.

Найдите разность чисел в квадратах.

Сложи «зелёные» числа.

Назовите самое маленькое и самое большое число.

2) Задачи – шутки

Волк пригласил на свой день рождения 7 козлят, трёх поросят и одну Красную шапочку. Сколько  аппетитных гостей пригласил волк  на свой день рождения?

Золушка вымыла 15 тарелок, а кастрюль на 4 меньше. Сколько кастрюль вымыла Золушка?

У малышки-мартышки  на столе лежали книжки:
9 книжек про зверей, а 4 про детей.
Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько было книжек?

3) Работа с  числовым рядом

Учитель показывает ряд чисел, напечатанных на листе: 13, 43, 23, 53, 33, 63.

- Назовите числа в порядке возрастания. Продолжите  ряд.   Запишите.

4) Игра «Молчанка»

Учитель показывает пример, дети закрыли глазки, посчитали и показали ответ карточкой с нужной цифрой.

(Игра проводится в виде цветика - семицветика. Выполнив задания, дети читают слово, которое получилось на лепестках. Получается слово МОЛОДЦЫ)

5) Геометрическое задание

Угадать сколько треугольников на чертеже?

IV. Упражнения для снятия зрительного напряжения

- Мы выполнили все задания и Буратино отдаёт нам ключ, и мы открываем нашу книгу. Чтобы нам  лучше увидеть героев следующей страницы, дадим  глазкам отдохнуть.

V. Работа над пройденным материалом

- Следующий герой любит варенье, конфеты, печенье, клубнику, всё сладкое. Он мужчина в самом расцвете сил и живет всех выше, на крыше. Кто это? Молодцы, это Карлсон из сказки шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Он нам загадал загадку. Что это такое?

Загадка: «Я всех знаю, всех учу, но всегда сама молчу». Правильно, это книга.

Откроем  наш учебник по математике. Карлсон любит клубнику, и мы его сейчас угостим. Но накормить Карлсона сможет только тот, кто, верно, решит примеры  на с. 99 ,№4(1,2ст.)

(Дети по очереди   выходят к доске, решают пример, если решили верно, «угощают» Карлсона. Используется пособие с рисунком Карлсона и прорезями во рту Карлсона, дети  кладут клубничку-рисунок в рот Карлсону)

VI. Физкультминутка

VII. Решение задач

- Такое лишь в сказке волшебной случается.

Карета из тыквы большой получается.

В чудесном наряде, легка, словно перышко

Со сказочным принцем знакомится ….(Золушка)

На следующей странице нашей «волшебной» книги Золушка из сказки Ш.Перро. Она очень хочет поехать на бал к королю, но злая мачеха дала  очень много заданий бедной Золушке. Если мы не сможем ей помочь, то она не попадет на бал и не встретит принца. Давайте поможем ей решить задачу про тарелки на с. 99, №2

(Один ученик решает  задачу у доски)

VIII. Самостоятельная работа

- У каждого из вас есть заветное желание, и исполнить его может персонаж из сказки, которая начинается такими словами: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

Что это  за сказка? Кто автор?

- Приплыла  к нам рыбка не одна, а привела своих подружек, сказочных рыбок, математических.

А сколько рыбок, угадайте сами. (Дети считают рыбок на плакате). Рыбки приготовили для вас задания на перфокартах. Писать надо только ответы в окошках. (Перфокарты выполнены в виде рыбок. Дети самостоятельно решают примеры)

Коллективная проверка решения примеров.

IX. Повторение пройденного

- А вот домик. Он не простой. Много фигур в нём.

 Назовите геометрические фигуры, которые использовали, чтобы нарисовать дом.

(Дети называют)

(Слышится стук в дверь)

- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?

Это он, это он, дядя Печкин – почтальон.

Он принёс нам посылку, а в ней сказочная шляпа.

(Дети с закрытыми глазами вынимают по очереди из шляпы геометрические фигуры, ощупывают их и определяют, что это за фигура. Если угадал, выполняет задание на сравнение выражений, записанное на этой фигуре.)

- В посылке, которую принес Печкин, есть ещё музыкальное  письмо. В этом доме живут ваши любимые герои: Чебурашка, Красная Шапочка, а вот и Мальвина. Она о чём-то хочет вас попросить.

(Включается магнитофонная запись со словами Мальвины. «Здравствуйте, ребята! Хочу предупредить вас, что злой Карабас – Барабас торопится в квартиру №20 сказочного домика. Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти быстрее эту квартиру и предупредить её хозяина. Для этого надо решить примеры, записанные на доске и найти выражение со значением 20»)

На доске примеры, около примеров рисунки сказочных героев.

12 – 5 + 9 (Красная Шапочка)

 13 – (14 – 8) (Чебурашка)

  18 + (11 – 9) (Буратино).

- Мы помогли Мальвине узнать, кто живёт в квартире №20. Это Буратино.

X. Итог урока

- Вот и закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие герои к нам приходили, какие задания мы выполняли, что повторяли.

- Спасибо вам за урок.

 (Отметить детей, которые были активны на уроке)

- Прозвени-ка, дружок!
Голосистый звонок!
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!