Цели:
- закрепить умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
- развивать навыки устного и письменного счёта.
- отрабатывать умение анализировать и решать текстовые задачи в два действия;
- развивать интерес к математике, активность, внимание учащихся.
Оборудование: рисунки сказочных героев, игра «Молчанка», таблица с числами, перфокарты, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитофон.
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой
- Прозвенел звонок! Внимание!
Проверь, дружок! Готовь ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
- Проверили?
- Садитесь и усердно все трудитесь.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «пять».
Тут затеи и задачи, игры, шутки всё для вас!
Пожелаем вам удачи.
За работу, в добрый час!
II. Сообщение темы и цели урока. Вступительная беседа
- На прошлых уроках мы учились выполнять вычисления в пределах 100. сегодня нам эти знания пригодятся.
Наш урок будет необычным, а сказочным. Мы будем читать волшебную книгу «Математика в сказках». Открывая страницы этой книги, решая примеры и задачи, мы встретимся с героями любимых сказок.
Чтобы попасть в сказку, надо книгу открыть. А ключ от «волшебной» книги есть у героя сказки «Приключения Буратино». Буратино поможет нам открыть книгу, если мы выполним задания.
III. Устный счёт
1) Работа по таблице с геометрическими фигурами и цифрами разного цвета.
Найдите сумму чисел, записанных красным цветом.
Найдите разность чисел, записанных красным цветом.
Найдите разность чисел в квадратах.
Сложи «зелёные» числа.
Назовите самое маленькое и самое большое число.
2) Задачи – шутки
Волк пригласил на свой день рождения 7 козлят, трёх поросят и одну Красную шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения?
Золушка вымыла 15 тарелок, а кастрюль на 4 меньше. Сколько кастрюль вымыла Золушка?
У малышки-мартышки на столе лежали книжки:
9 книжек про зверей, а 4 про детей.
Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько было книжек?
3) Работа с числовым рядом
Учитель показывает ряд чисел, напечатанных на листе: 13, 43, 23, 53, 33, 63.
- Назовите числа в порядке возрастания. Продолжите ряд. Запишите.
4) Игра «Молчанка»
Учитель показывает пример, дети закрыли глазки, посчитали и показали ответ карточкой с нужной цифрой.
(Игра проводится в виде цветика - семицветика. Выполнив задания, дети читают слово, которое получилось на лепестках. Получается слово МОЛОДЦЫ)
5) Геометрическое задание
Угадать сколько треугольников на чертеже?
IV. Упражнения для снятия зрительного напряжения
- Мы выполнили все задания и Буратино отдаёт нам ключ, и мы открываем нашу книгу. Чтобы нам лучше увидеть героев следующей страницы, дадим глазкам отдохнуть.
V. Работа над пройденным материалом
- Следующий герой любит варенье, конфеты, печенье, клубнику, всё сладкое. Он мужчина в самом расцвете сил и живет всех выше, на крыше. Кто это? Молодцы, это Карлсон из сказки шведской писательницы Астрид Линдгрен.
Он нам загадал загадку. Что это такое?
Загадка: «Я всех знаю, всех учу, но всегда сама молчу». Правильно, это книга.
Откроем наш учебник по математике. Карлсон любит клубнику, и мы его сейчас угостим. Но накормить Карлсона сможет только тот, кто, верно, решит примеры на с. 99 ,№4(1,2ст.)
(Дети по очереди выходят к доске, решают пример, если решили верно, «угощают» Карлсона. Используется пособие с рисунком Карлсона и прорезями во рту Карлсона, дети кладут клубничку-рисунок в рот Карлсону)
VI. Физкультминутка
VII. Решение задач
- Такое лишь в сказке волшебной случается.
Карета из тыквы большой получается.
В чудесном наряде, легка, словно перышко
Со сказочным принцем знакомится ….(Золушка)
На следующей странице нашей «волшебной» книги Золушка из сказки Ш.Перро. Она очень хочет поехать на бал к королю, но злая мачеха дала очень много заданий бедной Золушке. Если мы не сможем ей помочь, то она не попадет на бал и не встретит принца. Давайте поможем ей решить задачу про тарелки на с. 99, №2
(Один ученик решает задачу у доски)
VIII. Самостоятельная работа
- У каждого из вас есть заветное желание, и исполнить его может персонаж из сказки, которая начинается такими словами: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»
Что это за сказка? Кто автор?
- Приплыла к нам рыбка не одна, а привела своих подружек, сказочных рыбок, математических.
А сколько рыбок, угадайте сами. (Дети считают рыбок на плакате). Рыбки приготовили для вас задания на перфокартах. Писать надо только ответы в окошках. (Перфокарты выполнены в виде рыбок. Дети самостоятельно решают примеры)
Коллективная проверка решения примеров.
IX. Повторение пройденного
- А вот домик. Он не простой. Много фигур в нём.
Назовите геометрические фигуры, которые использовали, чтобы нарисовать дом.
(Дети называют)
(Слышится стук в дверь)
- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?
Это он, это он, дядя Печкин – почтальон.
Он принёс нам посылку, а в ней сказочная шляпа.
(Дети с закрытыми глазами вынимают по очереди из шляпы геометрические фигуры, ощупывают их и определяют, что это за фигура. Если угадал, выполняет задание на сравнение выражений, записанное на этой фигуре.)
- В посылке, которую принес Печкин, есть ещё музыкальное письмо. В этом доме живут ваши любимые герои: Чебурашка, Красная Шапочка, а вот и Мальвина. Она о чём-то хочет вас попросить.
(Включается магнитофонная запись со словами Мальвины. «Здравствуйте, ребята! Хочу предупредить вас, что злой Карабас – Барабас торопится в квартиру №20 сказочного домика. Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти быстрее эту квартиру и предупредить её хозяина. Для этого надо решить примеры, записанные на доске и найти выражение со значением 20»)
На доске примеры, около примеров рисунки сказочных героев.
12 – 5 + 9 (Красная Шапочка)
13 – (14 – 8) (Чебурашка)
18 + (11 – 9) (Буратино).
- Мы помогли Мальвине узнать, кто живёт в квартире №20. Это Буратино.
X. Итог урока
- Вот и закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие герои к нам приходили, какие задания мы выполняли, что повторяли.
- Спасибо вам за урок.
(Отметить детей, которые были активны на уроке)
- Прозвени-ка, дружок!
Голосистый звонок!
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!