Цели и задачи урока урока:
- знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;
- формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;
- формирование умения отличать наречия от других частей речи;
- употреблять наречия с дефисом при написании творческой работы;
- работа над орфоэпическими нормами.
Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), учебники «Русский язык. 7 класс». Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2008
Технологическая карта урока:
Эпизод модуля |
Комментарии учителя |
Действия учителя |
Действия учеников |
Эпизод 1. Проверка домашнего задания. |
Дома вы выполняли задание, и сам встретились такие слова, как кого-нибудь, кто-то, кого-либо, желто-зеленый и подобные. Как вы записали эти слова? |
Проводит опрос учащихся. Задает вопрос: какие правила регулируют написание дефиса между частями слова в местоимениях и наречиях? |
Ученики отвечают, указывая, что записали эти слова через дефис, вспоминают правила написания местоимений и прилагательных через дефис. |
Эпизод 2. Знакомство с наречиями, которые пишутся через дефис. |
Мы вспомнили правила написания местоимений и прилагательных через дефис. Какие правила «работают» при написании наречий через дефис? |
Рисунок 1 Предлагает ученикам высказать свое мнение, когда пишется дефис между частями слова в наречиях. |
Ученики формулируют самостоятельно правила написания дефиса в наречиях, подставляют основы прилагательных и наречий к приставкам и суффиксам |
Эпизод 3. Работа по формированию навыка написания наречий через дефис. |
Давайте прочитаем в учебнике правила постановки дефиса в наречиях и попробуем определить, в каких словах пишем дефис |
Рисунок 2 Слова, которые не пишутся через дефис, помещены на задний план. Если ученик это слово переносит на овал, то его не видно. При ошибке ученика учитель возвращается к предыдущей схеме, чтобы ученик сам понял, какую ошибку допустил. |
Ученики с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают слова в овал. При ошибке возвращаются на предыдущую схему. |
Эпизод 4. Работа по разграничению наречий и прилагательных. |
На доске два предложения, в одном из них наречие. Как определить, в каком? |
Рисунок 3 Организует обсуждение, указывает на различные морфологические признаки этих частей речи |
Ученики вспоминают признаки наречия и прилагательного, указывают, что наречие пишется через дефис, а прилагательное нет. |
Эпизод 5. Работа по закреплению написания наречий через дефис. |
Как же разграничить наречия и прилагательные? Давайте распределим их в две группы. |
Рисунок 4 Комментирует, организует обсуждение, исправляет ошибки |
Ученики с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают слова в две группы: наречия и прилагательные |
Эпизод 6. Выполнение тестового задания. |
Перед вами тестовое задание. Надо найти один правильный ответ, поставить рядом с ним флажок. |
Рисунок 5 Наблюдает за выполнением работы, помогает, если возникают вопросы |
Один ученик у доски выполняет задание, остальные комментируют его ответ. |
Эпизод 7. Закрепление материала. |
При разборе наречий всегда возникают вопросы, так как это совершенно особая часть речи. Давайте попробуем разобраться, где допущены ошибки. |
Рисунок 6 Комментирует, исправляет ошибки |
Ученики, анализируют представленный разбор наречий по составу, с помощью инструмента Выделенный элемент перетаскивают галочку к правильному ответу |
Эпизод 8. Работа по развитию речи. |
На доске начало рассказа. Вам нужно его продолжить, используя наречия. |
Рисунок 7 Наблюдает за выполнением работы, помогает , если возникают вопросы |
Списывают текст, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки. Дописывают текст, читают, что получилось. |
Эпизод 9. Итог урока. |
Как же определить, когда между частями слова в наречия пишется дефис? |
Подводит итог урока |
Отвечают на поставленный вопрос, вспоминают правила написания дефиса |
Домашнее задание: упражнение 251