Методика оценивания и учет результатов обучения учащихся в начальной школе по предмету "Физическая культура" (безотметочное обучение)

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Методика оценивания и учет результатов обучения в начальной школе позволяет разработать технологию оценивания учащихся на первой ступени обучения в школе. Экспериментальные наработки по этому вопросу показали успешность применения безотметочного обучения в начальной школе.

В обязательной части тестирования учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям Государственного стандарта начального общего образования. Предлагаемые тесты по предмету должны выполнять все дети. Задания требуют от ученика учебной самостоятельности (умения определить учебную задачу, спланировать свою деятельность, выбрать соответствующий способ действий, осуществить самоконтроль). При этом содержание тестовых заданий не выходит за рамки учебной программы по предмету. Все задания выполняются на добровольной основе.

При подготовке к взаимопроверке необходимо, помимо содержания и последовательности выполнения задания, обсудить общие правила выполнения теста и систему оценивания. Для формирования более полного представления о критериях и нормах оценивания правильности выполнения отдельных заданий в целом, целесообразно, обсуждать параметры выполнения контрольного теста с детьми, устанавливать требования к оценке совместно, с учетом сложности задания - это помогает ребенку еще раз продумать весь процесс сложности выполнения задания. Полезно также заранее договориться о системе поощрительных и штрафных отметок (баллов). Каждый тест оценивается в баллах, количество которых определяется исходя из требований выполнения того или иного задания. После выполнения теста учеником, учитель проверяет, все ли требования выполнены, и, если необходимо, за каждое невыполненное требование снимает один балл. Результат заносится в сводную таблицу, в которой содержатся данные на всех учеников, это помогает отследить динамику продвижения класса или отдельно взятого ученика. (Приложение №2, презентация)

В сентябре и мае месяце проводятся итоговые срезы (тесты) спортивных достижений, целью которых является отследить уровень учебных достижений младших школьников по отдельным двигательным качествам. Тесты носят комплексный характер, так как включают материал ключевых тем, изучаемых в каждом классе. Множество тестовых заданий состоит по разделам учебной программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, так как эти виды учебной программы более подходит для диагностики двигательной подготовленности учащихся. Что позволяет сделать вывод об уровне физического развития школьника, степени сформированности у него способов учебных действий, развития мышления, уровня развития знаний, умений и навыков.

Одним из важных способов оценивания сформированности учебных действий являются тестовые диагностические задания. Они направлены на выполнение уровня усвоения отдельных предметных операций с целью корректировки их как со стороны учителя. Так и со стороны учащихся. Система ,таких, диагностических данных от темы к теме, от класса к классу позволяет учителю, администрации школы видеть у каждого ребенка его пробелы в освоении знаний по предмету. А “Новому” учителю, приходящему работать на место “Старого” учителя в кротчайшие сроки принять меры для экстренной коррекции действий “ точечных” затруднений у учащегося. Выполнение диагностических работ (тестов) записывается в журнале “Учет спортивных достижений учащихся”.

(Приложение №1, презентация)

Учитель оценивает и записывает выполнение тестовых заданий каждым учащимся на уроке, заносит в журнал, отмечая знаками “+”, “-” , и заносит результат в дневник на страницу “Мои спортивные достижения”. Цель ведения дневника выявлять своевременно насколько ребенок продвинулся в своем развитии. Дневники помогают систематизировать действия учителя по оцениванию учебных достижений младших школьников в разных образовательных областях: реализовать на практике ряд общедидактических принципов, привлечь родителей учащихся к решению образовательных задач.

Описанный способ оценивания тестовых результатов позволяет решать не только проблемы дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, но и проблемы личностно – деятельностного подхода в обучении.

Желаемым результатом реализации технологии оценивания учебных достижений является ученик, который становится полноправным участником образовательного процесса.

Формы учета спортивных достижений младших школьников.

В условиях внедрения нового способа оценивания возникает проблема выбора учета учебных достижений младших школьников. Проблема выбора форм учета учебных достижений учащихся волновала как современных ученых, так и их предшественников. В педагогике в большей степени описаны формы контроля,

нежели формы учета учебных достижений. В условиях традиционной дидактической системы проблема выбора форм учета результатов контроля практически не существовала (классные журналы, дневники учащихся, личные дела, табеля успеваемости, портфолио учащегося и т.д.).

В педагогической литературе представлена система учета учебных достижений младших школьников, в то же время мы не нашли понятия “форма учета учебных достижений”. А поскольку потребность в создании иных форм учета существует, то мы решили попытаться реконструировать уже существующие формы учета в условиях модернизации образования. Под формами учета мы понимаем совокупность документов, констатирующих результативность обучения школьника.

Например, в классном журнале, отражаются темы прохождения материала по программе по предмету, посещение учеником уроков.

В журнале учета спортивных достижений будут видны результаты тестовых заданий, выполненные учеником по образовательным областям. Он может быть рассчитан на все четыре года обучения. Журнал составляется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, который официально действует в стране. Такой документ имеет четкую структуру. Каждый раздел разделен на две графы, которые позволяют записать результаты тестов выполнения заданий в сентябре и мае месяце и позволяют на конец учебного года видеть спортивные результаты ученика. В конце учебного года можно построить графики, диаграммы, сводные таблицы успешности продвижения школьника в своих достижениях. А также возможно проследить динамику продвижения учащегося на протяжении четырех лет обучения в начальной школе.

Листы индивидуальных достижений учащихся предназначены для ученика и заполняются им совместно с учителем. С помощью этих листов дети сами отслеживают свои результаты.

В Книге наблюдений учителя фиксируются результаты наблюдений за учениками, которые учитель делает в течении учебного года. Такая информация необходима для определения характера взаимоотношений между родителями и учителем, между родителями и детьми. В начале учебного года проводится консультация для родителей и детей по поводу ведения дневника

первоклассника. Родители получают поручение наблюдать за своими детьми, установить круг его знакомых, их интересы, стиль общения, а затем использовать полученные результаты для решения задач воспитания и обучения. Некоторые скрытные дети в школе совсем по другому проявляют себя в своем кругу общения. Эти наблюдения помогут выявить лидеров среди учащихся и решать проблемы, связанные с установлением добрососедских отношений внутри детского коллектива.

Таким образом, внедрение, описанных способов отслеживания результатов оценивания учебных достижений младших школьников, потребовало разнообразных форм учета спортивных достижений у учащихся. Опробование различных форм учета показало степень их эффективности в новых условиях.

Заключение.

В 2001 году в число немногих начальных школ г. Перми и Пермского края поступило предложение начать внедрять эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С того времени школы накопили богатый опыт реализации основных направлений концепции модернизации. В новых условиях неизбежной стала организация гуманистической системы оценивания в начальной школе. Система безотметочного обучения позволяет придерживаться этого направления в системе внедрения эксперимента и его апробации в условиях концепции модернизации образования. В 2005 г. и наша школа влилась в ряды апробации. Вашему вниманию предлагаются наработки внедрения данного эксперимента.

Оценка приобрела содержательный, объективный и дифференцированный характер. Она стала в меньшей степени причинять вред психическому здоровью ребенка и создала прочную основу для овладения различного рода компетенциями: социальной, коммуникативной, лингвистической; для формирования учебной и оценочной самостоятельности учащихся в младших классах.

С введением новой методики оценивания педагоги школ отмечают позитивные изменения в развитии детей. Конструктивная работа по формированию необходимых знаний, умений и навыков путем применения описанных выше способов оценивания вот уже на протяжении десяти лет дает стабильные результаты. По мнению родителей учащихся, введение новой системы оценивания позволяет снять излишнее нервно – психическое напряжение детей, разрядить эмоциональную обстановку дома, связанную с получением отрицательных оценок ребенком, избежать конфликтов с учителями по поводу необъективности в выставлении баллов за самостоятельную работу школьников и вести содержательную работу над ошибками при выполнении заданий учащимися.

На сегодняшний день результатами опытно- экспериментальной работы начальных школ стали:

  • Методика оценивания учебных достижений младших школьников, основанная на отказе от устаревшей системы оценивания учащихся, приоритете самооценки и взаимооценки над оценкой учителя, выработке новых параметров оценочной деятельности учителя начальных классов и учащихся;
  • Положение о системе оценивания учебных достижений младших школьников;
  • Формы текущего и итогового контроля по предметам;
  • Формы учета учебных достижений для 3-4 классов, которые проходят проверку на практике и в некоторой степени нуждаются в коррекции.

Внедрение представленного способа оценивания учебных достижений младших школьников подтверждает его жизнеспособность и возможность использования в массовой педагогической практике учителей начальной школы.

Отказ от традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений, навыков учащихся и применение новых технологических приемов подтверждается результатами проведенного тестирования и опытно экспериментальной работы в школах Пермского края.

С целью изучения эффективности предложенного способа оценивания, учебных достижений младших школьников в нашей начальной школе было проведено тестирование спортивных достижений младших школьников.

Справка о результатах тестирования учащихся 1-4 классов по предмету физическая культура.

Цель: выяснить уровень овладения учащимися начальной школы основными знаниями, умениями, навыками и уровень сформированности некоторых учебных умений.

Задачи:

  • Определить уровень сформированности у учащихся навыков двигательной деятельности, выявить уровень развития двигательных качеств, умения понимать и применять полученные знания на практике.
  • Определить уровень сформированности компетентности по предмету “Физическая культура”.
  • Определить уровень овладения двигательными действиями, сформированности представлений по изучаемым видам спорта, умения выполнять тестовые упражнения.

Тестовую работу выполняли учащиеся 1-4 класса. Результаты показали, что в целом учащиеся справляются с тестовыми упражнениями на хорошем уровне. Общий процент выполнения тестов, на средний уровень физического развития при выполнении тестовых упражнений составил 92%.

Выводы:

  • Учащиеся 1-4 классов показали высокий уровень владения навыков выполнения тестовых упражнений (92%).
  • Следует отметить высокий уровень теоретических знаний учащихся (90% учащихся выполнили задания теоретического характера);
  • Отмечается высокий уровень сформированности умений и навыков младших школьников.(95% детей справились с выполнением предложенных упражнений);

По итогам тестирования были сделаны следующие

Рекомендации:

  • Продолжить новые формы учета учебных достижений младших школьников.
  • Отработать технологию оценивания учебных достижений.
  • Разработать проверочные тесты по видам программного материала (по четвертям);
  • Обратить внимание в преподавании теоретических знаний на анализ полученных знаний, обобщать полученную информацию.
  • Обратить внимание на организацию специальных заданий творческого характера для решения нестандартных задач.

Библиографический список:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.,1980; Экспериментально - педагогическое исследование. М.,1984.
  2. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации Российского образования.// Методист.2002.№1.
  3. Журнал “Физическая культура в школе” №4.2007.
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт – Петербург, 2002.
  5. Лобжанидзе В.А. Сущность оценки и отметки.//Завуч начальной школы, 2002,№4.
  6. Письмо МО от 03.06.2003 №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования”
  7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.
  8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М. – Рига: Педагогический центр “Эксперимент”,1999.
  9. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика,1979.
  10. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.,1996.