Формирование орфографической зоркости учащихся

Разделы: Начальная школа


Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т. е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами. В умении обнаружить звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Целесообразно начать работу по формированию орфографической  зоркости одновременно с обучением двум видам чтения: «читаем, как говорим» и «читаем, как пишем». Естественно, что, когда ребенок читает по слогам, он произносит слова орфографически. Добиваясь от детей слитного чтения, учитель переводит ребенка на орфоэпический уровень.

Начиная со слова она  ученики наблюдают, что звук [о] без ударения не произносится: его заменяет звук [а]. Поэтому говорят и читают [ана]. А чтобы не ошибиться при записи слова, диктовать себе нужно так, как слово пишется.

Первые шаги в орфографической работе связаны с обучением первоклассников двум видам чтения, с наблюдением над соотношением звуков и букв не только в направлении от буквы к звуку, но и непременно в обратном порядке, т. е. от звука к букве, и, наконец, с тренировкой в орфографическом проговаривании при списывании и проверке написанного. Иначе говоря, первый и начало второго класса – это период активного становления орфографической зоркости.

Наибольшую сложность для учащихся представляет усвоение написаний слов с безударными гласными в корнях слов. Поэтому чрезвычайно важно своевременно и эффективно наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте.

В 1 классе одна из самых частых орфографических ошибок – пропуск буквы. Не изжитая в 1 классе эта ошибка может сопровождать ребёнка всю его жизнь. Поэтому особое место в работе над орфографической зоркостью  занимает пропедевтика пропуска буквы, в особенности гласной.  Здесь можно предложить следующие нехитрые, но очень эффективные упражнения.

1. Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)

Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк  кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з  кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!

2. Назови и запиши только гласные буквы из продиктованных слов:

Дом, дым, дам
Кошка, кашка, кишка
Мало, мыло, мяло
Стек, стук, сток
Волос, голос, колос
Молод, голод, холод

3. Шифровщик

Найди на странице букваря (азбуки) слова и зашифруй их, записав только гласные или согласные из них. 

4. Найди опасное место

Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять.

5. Светофор

Покажи красный сигнал светофора, как только найдёшь в слове «опасное место».

6. Нахождение «опасных мест» в написанном слове

Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.
Работа над орфографической зоркостью принесёт плоды только при соблюдении двух условий – при систематичности её проведения и при постоянном совершенствовании её проведения, оттачивании у детей умения слушать и слышать звучащее слово.

Во 2 – 4 классах можно использовать следующие виды упражнений, направленные на формирование орфографической зоркости.

Письмо с пропуском орфограмм

Списывание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение, выдели корень.

Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.
К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.
Гол…д, г…лодный, г…лодать, гол…довка, г…л…дание.
Мол…т, м…л…тит, м…л…тьба, м…л…тить, м…л…тилка.

2. Спиши, вставь пропущенные буквы

Меж р…деющих в…рхушек
П…к…залась с…нева.
Зашумела у …пушек
Ярко-жёлтая листва.
Стала ель в л…су заметней,
Б…р…жёт густую тень.
П…досиновик п…следний
Сдвинул шапку набекрень     (А. Твардовский)

3. Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.

посидела в саду – давно поседела
запивать лекарство – запевать песню
проживать в городе – прожевать пищу
свила гнёздышко – свела по  ступенькам
слезать с крыши – слизать сметану
спиши с доски – спеши домой
отворить дверь – отварить картофель
примирять врагов – примерять костюм
поласкать кошку – полоскать бельё

Орфографическая зарядка

Для развития орфографической зоркости важно приучить детей внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом помогает орфографическая зарядка, которую мы включаем в каждый урок русского языка.

1. Какие буквы спорят?

Какие буквы побеждают?

заво_              шка_               прика_
рука_              сугро_             сне_

2. Какие написания нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?

В нашем краю растут густые л..са. Под елью с..дела л..са.

3. Подумай, что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.

ум(о, а)лять о пощаде
ум(о, а)лять  значение

4. Выбери проверочное слово.

приг..род (горе, город)
спл..тить (плата, плотный)

5. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?

загорела – горка
нагляделся – глядя
волна – вол
травить – трава

Дидактические игры

ИГРА “ТИПОГРАФИЯ”

Составьте из букв слова “грамотей”, др. слова. герой, море, гром, рот, маг, торг, тема

ЭСТАФЕТА “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”

На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:

моря – …                           старик –…                                дома – …
столы – …                         коса – …                                   роса – …

Каждый член команды должен подчеркнуть безуд. гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

“СМОТРИ В КОРЕНЬ!”

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:

бег – б…жать – б…гуны,
пар – п…ровой – п…ровоз…

Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители 3 ученика которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.

“ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?”

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.
Ведущий называет слова: трава, роса, длина, трясти… . дети поднимают карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.

 “СЛОВА ПО ТЕМЕ”

Учитель предлагает подобрать слова, с безударной гласной в корне, проверяемой ударениемпо теме, например: “Дом, где я живу”, “Наша школа”, “Прогулка в лес”. Победителем является тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

 “ИНТЕРЕСНЫЕ ПАРЫ”

На доске записаны в столбик пары слов сады – сад, бока – бок, носы – нос, стога – стог…

Дети, безударную гласную в слове САДЫ мы проверяем словом САД. А конечную согласную в слове САД, проверяем словом САДЫ. Оказывается, слова САД и САДЫ
друг друга проверяют. Вот какая интересная пара!

 «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Буратино писал диктант и допустил ошибки. Спиши текст с доски без допущенных ошибок.

[ Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шапки. Дятел на сасне стучит сваим крепким клювом. Мароз затенул пруд лидком. Мягкий белый кавер покрыл халодную землю. ]

В тексте 12 ошибок. По тексту составить алгоритм  работы с орфограммой.