Воспитательная система класса "Дорога в большой мир" (6-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 6


Оглавление

I.Визитная карточка классного руководителя

1.Тема самообразования, педагогическое кредо

2. Эссе классного руководителя

II.Исходное состояние воспитательного процесса

1. Воспитательный потенциал класса.

Субъекты воспитательного процесса

2. Список класса

3. Психолого-педагогическая характеристика класса.

3.1.Социальный паспорт класса

3.2. Состав класса по половой принадлежности

3.3. Состояние здоровья учащихся

3.4.Национальный состав класса

4. Степень занятости учащихся во внеурочной деятельности

5. Интересы учащихся

6. Ранжирование понятий

7. Патриотическое воспитание

8. Усвоение обязательного минимума содержания образовательных программ

9. Традиции в классе

10. Анализ работы с родителями

10.1. Социально- бытовые условия

10.2. Количество детей в семье

10.3. Возраст родителей

10.4. Образование родителей

10.5. Род занятий родителей

10.6. Тест “Занимаюсь ли я воспитанием своего ребенка?”

10.7. Анкета “Взаимоотношения с родителями”

10.8. Состав родительского комитета

III. Воспитательная система класса

1. Актуальность

2.Цели, задачи, принципы воспитательной системы

3. Принципы воспитательной системы класса.

4. Содержание воспитательной системы класса

4.1. Направление, программы воспитательного процесса

4.2. Образ выпускника

4.3. Структурная модель воспитательной системы.

Виды деятельности

4.4. Формы организации воспитательного процесса

4.5. План работы с учащимися, родителями и учителями

(2008-2009,2009-2010)

4.6. Структура ученического самоуправления

4.7. Работа с родителями

4.8. Планируемые внутриклассные мероприятия на 2009-2010 гг.

IV. Достижения и результаты функционирования воспитательной системы класса

V. Прогнозируемые результаты

VI. Выводы

Список литературы

Приложения

Эссе учителя

У каждого человека свой жизненный путь, который он выбирает по-своему.

Будучи маленькой девочкой, я с удовольствием слушала сказки, которые мне читала моя бабушка. Немного повзрослев, я искала на книжной полке тетрадь стихотворений поэтов разных лет, переписанные моей мамой, и на месте лирической героини всегда представляла себя. Однажды вечером, глядя в окно, я поняла, что шепчу рифмованные строки. Мой интерес к поэзии со временем превратился в любовь. Я поняла, что хочу стать учителем, чтобы передавать юным читателям это чувство любви, заражать душевной страстью к книгам, увлекать и интриговать неповторимостью сюжета.

С этим чувством в 1997 году я перешагнула порог Шахтинского педагогического колледжа. В 2000 году с отличием окончив ШПК, я продолжила обучение в Ростовском Государственном педагогическом университете по специальности учитель русского языка и литературы.

С 2000 года работаю в МОУ ООШ №17 и отдаю все свои силы и знания обучению и воспитанию детей.

Для того чтобы по-настоящему овладеть профессией учителя, многому пришлось учиться на практике: умению удержать внимание детей на протяжении всего урока, установить контакт с классом, способности проникнуть в душевный мир ребёнка, организаторскому мастерству.
Очень большое значение для ведения учебно-воспитательной работы имеет создание в школе кабинета
литературы. Он помогает ученикам совершенствовать навыки и умения при изучении литературы, оказывает большое воспитывающее воздействие, расширяет кругозор, прививает любовь к литературе донского края, а учителю позволяет работать с высокой отдачей, совершенствовать приёмы и формы обучения, рационально распределять время на уроке. Сегодня я работаю над созданием и оформлением подобного кабинета.

На своих уроках применяю мультимедийные презентации, использую аудио и видеоматериал. Совместно с учащимися собираем и оформляем “сборник” стихотворений школьников под названием “Арзамас”.

Я принимаю участие в школьных, городских и областных конкурсах.

В настоящий момент являюсь классным руководителем 6 класса. Девизом нашего класса выбраны слова Пифагора, которые непосредственно относятся и ко мне, как к классному руководителю, учителя и человеку.

II. Исходное состояние воспитательной системы класса.

1. Воспитательный потенциал класса.

2. Список учащихся 6 класса.

3. Психолого-педагогическая характеристика класса.

3.1.Социальный паспорт класса.

Всего в 6 классе 13 семей (13 учеников).

Воспитываются в семьях: - полных – 8; - неполных – 5.

Из них: - многодетных – 0; - опекаемых -0; - с потерей кормильца – 2; - матерей - одиночек – 2;

- родителей- инвалидов – 1; - родителей- пенсионеров – 0; - с одним неродным родителем –2;

- конфликтных-0; - малоимущих-3.

Социальный состав семей благополучный.

3.2. Состав класса по половой принадлежности. В классе - 8 мальчиков, и 5 девочек.

3.3. Состояние здоровья учащихся. Основная физкультурная группа -12 человек.

3.4. Национальный состав класса.

Большее количество учащихся в классе по национальное принадлежности - русские

(12 человек – 92 %), 1 человек (8%) - цыгане (Юренко Кристина).

4. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.

Спортивные секции – 5 человек.

Кружок “ЮИД” - 5 человек.

Кружок “Краевед” - 5 человек.

Кружок “Умелые руки” - 5 человек.

Не записаны ни в какие секции – 0 человек.

Вывод: 92% учащихся класса посещают кружки и секции, 8 % учащихся в свободное от занятий время предоставлены сами себе.

5. Интересы учащихся.

Вывод: большинство(39%) учащихся интересуется спортом, но, к сожалению, лишь некоторые посещают спортивные секции; интересует ребят компьютер, компьютерные технологии(33%). Этот интерес является следствием эпохи научно- технического прогресса, когда компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Широкое распространение получают персональные компьютеры и в школах. Меньшая половина школьников(8%,9%) интересуется музыкой, чтением (книги, СМИ, Интернет). В классе есть школьники, которые считают, что их ничего не интересует.

6. Ранжирование понятий.

7. Патриотическое воспитание школьников (2008-2009).

Вывод. Как видно из диаграммы № 11, большая часть (44 %) опрошенных связывают понятие Родина с тем местом, где они родились и живут или с родной семьей, домом (30%).

Для трети школьников (33%) (диаграмма № 12) понятие Родина ассоциируется с уважением к своей стране, менее четверти школьников (22 %) считают, что готовы отдать жизнь за Родину, почти каждый шестой в классе испытывает чувство гордости за свой народ.

Поскольку понятие Родина может вызывать не только положительные эмоции (любовь, уважение, преданность), но и негативную реакцию в связи с сегодняшним ее состоянием, неудивительно, что у 16 % учащихся оно вызывает чувство сострадания.

Таким образом, подавляющее большинство старшеклассников относятся к своему Отечеству не безразлично, их глубоко волнует судьба страны, народа, успехи и трудности.

С какими качествами и конкретными жизненными позициями связывает подрастающее поколение сущность понятия Патриот, можно увидеть из анализа диаграммы № 13. Уважение людей всех национальностей является доминирующим в диаграмме (26 %).

Таким образом, большинство учащихся имеют зрелое представление о таких базовых понятиях, как Родина и Патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности и гражданина.

8. Усвоение обязательного минимума образовательных программ (2008-2009гг).

9.Традиции в классе. Из года в год в классе проводятся определенные мероприятия, которые стали уже традицией. Эти мероприятия предложены самими учащимися, классным руководителем.

  • День чистоты (дежурство в классе, по школе)
  • Праздник Нового года.
  • День защитника Отечества.
  • День 8 Марта.
  • День окончания учебного года.
  • Проверка дневников.

10. Анализ работы с родителями.

Таким образом, в классе 57 % родителей занимаются воспитанием своего ребенка, ежедневно выделяют время на общение с ребенком, интересуясь, не только успеваемостью, но и душевным состоянием, взаимоотношениями с товарищами, хорошо знают круг друзей и увлечений своего ребенка.

34% родителей оказывают помощь ребенку в случае его просьбы, интересуясь успехами не систематически, а лишь иногда время от времени.

9% родителей волнует больше материальное обеспечение ребенка. Родители во всем доверяют ребенку, не задумываясь, что могут возникнуть вопросы, на которые ответ могут дать только они.

Учащимся необходимо ответить на вопросы, иллюстрирующие взаимоотношения взрослых и детей в разных видах деятельности (трудовой, учебной, досуговой) в процессе нравственного, культурного, эстетического воспитания ребенка.

Анализ анкет учащихся показал следующие результаты:

48 % учащихся удовлетворены взаимоотношениями с родителями, участвуют в семейных праздниках, вместе с родителями проводят досуг, доверяют родителям свои проблемы и ищут у них ответы на волнующие вопросы.

43% учащихся отмечают свои взаимоотношения с родителями недостаточно широкими. К родителям обращаются за помощью в редких случаях, лишь иногда проводят вместе свободное время, родители контролируют успеваемость далеко не систематически.

9% учащихся не вступают с родителями в доверительные отношения, предпочитая общение с друзьями. В этих семьях нет взаимных интересов, совместных занятий взрослых и детей, сложившихся семейных традиций.

Анализ анкет показал, что в классе не все семьи осознают роль семьи, родителей в процессе формирования личности ребенка.

Во многих семьях родители считают своей главной задачей обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей, забывая, что в переходном возрасте у подростков возникает огромное количество вопросов, на которые учащиеся, не найдя ответов дома, ищут их среди товарищей, таким образом отделяясь от семьи. Учащиеся “копируют” поведение родителей, их взаимоотношения, чтобы в будущем строить свою семью.

Состав родительского комитета.

III. Воспитательная система классного коллектива.

1.Актуальность.

Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе. Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающих гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основная задача школы – помочь ребенку реализовать свои возможности, для этого между педагогом и ребенком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создали условия для его самодвижения. Именно к этому я стремлюсь в своей работе. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

2. Цели, задачи воспитательной системы. Школьный учитель выступает в основном в двух ролях - преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Я с этим не совсем согласна, так как именно в детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий. Любое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных идеалов. Учитель остается один на один с чудовищами XXI века: развратом, культом разрушительной силы, агрессией. В этих условиях классный руководитель должен проявить свои знания и мудрость, найти ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, привить навыки борьбы со злом, развить способность к самоопределению. Воспитывая детей, мы должны обращать их помыслы и поступки к вечным человеческим ценностям: любовь, семья, дети, дружба, добро, интересная работа. В моем классе сложилась следующая ситуация. В течение 4-х лет обучения учащихся в начальной школе особый акцент ставился на получение знаний, наблюдался слабый контроль за поведением и мотивами отрицательного поведения учащихся. В связи с этим в классном коллективе я столкнулась с отсутствием дисциплины, традиций класса, ответственности за общее дело, интереса к жизни коллектива, заниженной самооценкой класса. Я, как герой произведения М.Горького “Данко”, шаг за шагом должна буду вести ребят, неверящих в свои способности, умения в светлое будущее. Поэтому девизом нашего класса (2008-2009 гг.) стали слова кота Леопольда: “Никогда не теряй, не теряй своей мечты,

Твердо верь, твердо знай,
Все на свете можешь ты!”

Цель моей работы заключается в воспитании нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.

Я считаю, что ЛИЧНОСТЬ - это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы:

- интеллектуальная личность - личность, усвоившая школьный объем знаний, способная к творческому самообразованию и самореализации;

- нравственная личность – личность, способная ответственно выбирать духовно-нравственные формы самореализации и самовыражения, т.е. внутренне готова к самосозидательной деятельности;

- личность, готовая к успешной социализации, по моему убеждению, должна:

  • иметь активную жизненную позицию;
  • уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
  • видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;
  • уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
  • владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта. На основе цели были сформулированы задачи:

Д – добиваться приобщения детей к поиску смысла жизни, формировать привычку размышлять о жизни, анализировать свою жизнь, смысл своей жизни, формировать привычку к духовному осмыслению происходящего в твоей жизни с тобою.

Р – раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи.

У – успешно способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса.

Ж - желание познавать себя, свои способности, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.

Б – быть гуманным в отношениях с учащимися.

А – активизировать участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе. 3. Принципы воспитательной системы.

4. Образ выпускника. 4.1. Направления, программы воспитательного процесса. При построении воспитательной системы класса опираюсь на опыт известных педагогов И.П.Иванова, В.А.Караковского, а также на воспитательную систему школы “…Я познаю мир”. 4.2. Формы организации воспитательного процесса.

4.3. План воспитательной работы в классе.

4.4. Структура ученического самоуправления. Актив класса (схема)

4.5. Работа с родителями. План совместной работы с родителями на 2009-2010 учебный год 4.6. Планируемые внутриклассные мероприятия на 2009-2010 гг. (таблица).

IV. Достижения и результаты функционирования воспитательной системы класса.

По мнению Н.Е.Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступать воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Считаю, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:

  • Сформированность классного коллектива.
  • Уровень воспитанности учащихся.
  • Сформированность правил норм жизни в коллективе.
  • Стремление к успешности.

Основные результаты работы по данной системе:

  • Незначительно, но повысился уровень воспитанности учащихся.

(Диаграммы воспитанности учащихся)

V. Прогнозируемый результат. Усвоение учащимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.

  • Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.
  • Желание продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
  • Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
  • Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
  • Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.

V. Выводы. Я считаю, что данная система работы с классным коллективом способствует решению поставленных задач, поскольку зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, ответственности, принятию окружающего мира и себя в этом мире. Для того чтобы объективно оценить свои результаты работы, необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классе. Считаю, что в целом воспитательная система способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии гармоничной личности. Тогда выполняется одно из самых главных моих правил: “Чтобы ни случилось сегодня между учеником и учителем, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением!”

См. приложение 1.

См. приложение 2.

См. приложение 3.