Революции 1848–1849 гг. в Европе

Разделы: История и обществознание


Середина 19 века в Европе насыщена яркими, бурными событиями. Общество динамично развивалось, народы отвоевывали свое право быть субъектами исторического процесса. Этому времени присущ особый возбужденный эмоциональный фон. Все слои общества жили надеждами, но чаяния у всех были разными, часто взаимоисклющающими.

Революционные события 1848 – 1849 гг. при всей своей очевидной серийности, типологичности протекали, тем не менее, своеобразно. Выделить общее и особенное в незавершенных революциях Европы, актуализировать понимание исторических закономерностей и специфику проявления этих событий у обучающихся – одна из задач обобщающего урока или блока урока в данной теме.

Одним из вариантов изучения конкретно-исторического комплекса причин-предпосылок-реализации европейских революций середины 19 века может быть эвристическая беседа, по результатам которой выстраивается обобщающая схема, просто и ясно представляющая историческую суть неординарных событий, воспетых поэтами как “весна народов”.

1. Обобщающий анализ начинается с вопросов, направленных на выявление самых общих системообразующих противоречий присущих европейским странам в середине “железного века”.

  • Каково положение разных слоев населения?
  • Насколько оформлены интересы различных групп общества?
  • Какие идеи и программы получили распространение?
  • Какое формировалось отношение к власти?

В результате этой части беседы подводим учащихся к пониманию контекстного круга причин и обстоятельств последующих революционных событий.

Рис. 1
Внешний круг причин европейских революций 1848–1849 гг.

2. Следующий этап работы связан с выявлением предпосылок европейских революций.

  • С какими трудностями столкнулось население Европы, особенно неимущие слои, в 40-х гг. 19 века?
  • Какова была позиция властей? Их отношение к реформам?
  • Какие чувства переживали обездоленные европейцы?
  • Как изменились поступки, поведение людей?

В процессе ответов на эти вопросы становятся понятными механизмы складывания, “сгущения” революционной ситуации. Наглядно это выражается во втором круге конкретных факторов европейских революций 1848–1849 гг.

Рис. 2
Внутренний круг предпосылок европейских революций 1848–1849 гг.

3. Показать и определить форму реализации революций, призваны завершающие беседу вопросы.

  • Каков социальный состав участников революций?
  • В какой форме протекали революции?
  • Против чего были направлены?
  • Какие лозунги были характерны в революциях?

В завершающем – третьем – круге отмечаем наиболее существенные черты европейских революций, закономерных и своеобразных.

Рис. 3
Ядро реализации европейских революций 1848–1849 гг.

Данный урок (или часть урока) можно сопроводить электронной презентацией – Приложение 1.