Область применения.
Игра “Школа выживания” может использоваться как в учреждениях дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности педагогами дополнительного образования, так и в общеобразовательных школах Орловской области педагогами дополнительного образования, педагогами организаторами, работающими по туристско-краеведческим программам.
Настоящий размер игры: 1м. х 0,87м.
Игра прошла апробацию в течение 3-х лет, с воспитанниками 1-го, 2-го, 3-го года обучения.
Возраст обучающихся: 10-15 лет. Количество участников от 2 до 8.
Цель игры: повторение, обобщение туристско-краеведческих знаний, умений и навыков.
Игра нацелена на изучение туризма, ориентирования, следопытства и краеведения, пропаганду здорового образа жизни, безопасности путешествий, походов.
Двигаясь по маршруту этой игры, ребята получат навыки совместного взаимодействия в коллективе, научатся искать выход из нестандартной ситуации. Предлагаемые задания помогут им развить логическое мышление, способствуют укреплению дружбы, взаимовыручки.
Увеличение количества природных катаклизмов, аварий и катастроф техногенного характера, необходимость получения знаний для безопасных походов и путешествий делает данную игру особо актуальной в настоящее время.
Тематическое содержание.
Данная игра раскрывает наглядно наиболее важные темы программ по туризму и краеведению: “Туристское снаряжение”, “Техника туризма”, “Топографические и спортивные карты”, “Условные знаки карт”, “Компас. Работа с компасом”, “Способы ориентирования”, “Туризм и школа выживания”, “Родной край и его особенности”, “Основные приемы оказания первой доврачебной помощи”.
Формы и методы реализации.
Игра изображена в форме дороги с пунктами остановки, на которых участники выполняют определенные задания. Описание заданий дано в стихотворной форме. Участники, по очереди бросая кубик, движутся своей фишкой на столько ходов, сколько выпало на кубике. Всего пунктов 32. Среди них большая часть относится к туризму и следопытству, так же имеется краеведческая часть и пункты с остановками “привал”. Такие остановки на маршруте обозначены восклицательным знаком. Оказавшись на таком пункте, участник должен пропустить ход, если же он не желает этого, то может участвовать в “Блицтурнире”, т.е. ответить на 3 вопроса из раздела общих знаний. (Вопросы прилагаются). В зависимости от возраста воспитанников и года обучения педагог может усложнять или упрощать имеющиеся задания.
Игра составлена так, что теоретические вопросы чередуются с практическими заданиями. Данное пособие может использоваться как для теоретических ответов, так и с применением туристского инвентаря. Например, на пункте 1 участник после ответа на вопрос, может самостоятельно проверить свой ответ с помощью компаса.
На пунктах 6,12,19 обучающимся следует использовать туристские узлы для получения практических навыков.
При посещении пункта 14 несколькими участниками, можно предложить им сделать другие медицинские повязки.
На пунктах 7, 10 педагог на ряду с изображенными знаками может предложить ребятам спортивные и топографические карты, т.е. усложнить задание для обучающихся 2-го и 3-го года обучения.
При прохождении краеведческих пунктов (4,17,23, 29) лучшего всего использовать иллюстрации, рисунки, фотографии, предметы.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала.
В ходе игры, обучающиеся практически получают и закрепляют знания, умения и навыки:
- подбирают снаряжение для туристского похода,
- вяжут туристские узлы, грудную обвязку, совершают переправы, траверсы,
- читают топографические и спортивные карты,
- измеряют расстояния по карте с помощью курвиметра,
- определяют азимут на предмет, ориентируют карту и компас,
- ориентируются по местным предметам, солнцу и часам, Полярной звезде, следам животных,
- умеют подавать сигналы бедствия,
- получают краеведческие знания о г.Ливны и Орловской области,
- умеют оказывать первую доврачебную помощь,
- знают лекарственные и ядовитые растения.
Цель: закрепление полученных знаний, умений, навыков.
Промежуточный контроль.
Правила игры:
- В игре принимают участие от 2 до 8 человек.
- Поочередно бросая кубик, игроки двигают свои фишки по стрелкам, на столько ходов, сколько выпало на кубике.
- Остановившись на определенном номере, участник выполняет задание или отвечает на вопрос.
- Если он не знает ответ или не может выполнить задание, то пропускает один ход или участвует в “Блицтурнире”.
- Выигрывает тот, кто первым дойдет до турбазы, т.е. до конца игры.
Размер игры: 1м. х 87 см.
-
Да, туризм – большое дело!
Компас здесь - помощник нам,
Направление какое
Равно 300 градусам? (Запад-северо-запад). -
Что за чудо - полосы
Расползлись как полозы?
Вам помогут бергштрихи …
Вниз спуститься? Вверх пойти? (Это холм или возвышенность, т.к. бергштрихи показывают наружу) -
Расстояние любое
Он измерит в один миг.
Как прибор такой зовется?
Отвечать поторопись. (Курвиметр). - Привал. (Пропусти два хода).
-
Край родной ты знать обязан!
Без утайки расскажи.
В древности как называли
Город Ливны старики? (В старину Ливны называли “Око Москвы”). -
Ах, какая красота!
Вот веревки в два ряда.
Для обвязки нужен узел,
Чтоб пройти туда-сюда. (Участнику необходимо связать грудную обвязку, на основе узла “булинь”). -
По дорожке мы прошли,
Топознаки встретили.
Если знаешь все – ответь,
Чтобы помнить их и впредь.
(Участник называет три топографических знака изображенного на игре). -
В лес пришли и вот, вам надо?
Здесь стоит квартальный столб.
Выйти нужно вам на запад,
На два хода прыгнуть чтоб. (Участник должен назвать стороны горизонта. Основное правило: ребро между двумя наименьшими цифрами показывает на север). -
Прогулялся? Отдохни.
Один ход ты пропусти. (Участник пропускает один ход). -
Расскажи мне поскорей,
Знаки ты какие знаешь?
На спортивной карте их
Каждый день ты изучаешь. (Участник называет три знака спортивных карт изображенного на игре). -
Если ласточки летают
Весело по небу,
Солнце встало высоко…
Быть дождю иль не быть? (Это признаки хорошей погоды). -
Чтобы двигаться вам дальше,
Вы свяжите - ка узлы.
Проводник, булинь… и важно,
Где примените вы их? (Участник должен связать эти узлы и рассказать, где они применяются). -
Друг, в сторожке лесника
Отдохни немножко.
Один ход ты пропусти,
Выбери дорожку. (Участник пропускает один ход). -
Твой поранился товарищ,
Из предплечья хлещет кровь.
Окажи скорее помощь,
Помоги! Тебе не вновь! (Участник должен наложить повязку). -
Месяц в небе ярко светит
И полярную звезду в небе темном я найду.
Мне помогут два медведя,
Как кому-то в старину. (Участнику необходимо найти Полярную звезду). -
К старику вернись, друг милый.
Ты забыл сказать спасибо. (Участник должен вернуться на три хода назад). -
Расскажи, дружок любезный,
Что за вышивка была,
Характерна для Орла
В стародавни времена? (Орловский спис.) -
Чтоб в походе чай попить,
Воду нужно вскипятить,
А костер горел, чтоб жарче -
За дровами вам сходить. (Участник возвращается на два хода назад). -
Вам спуститься нужно срочно!
Здесь, с обрыва, “на узле”.
Без падений, быстро, четко.
На каком? Свяжите мне. (Участник должен связать схватывающий узел). -
Вот пришли на берег речки,
Видим рядом два моста.
По какому пройти легче,
А какой для поезда? (Участник должен объяснить какой мост пешеходный, а какой железнодорожный). -
Ты в походе чай попил,
А костер не погасил! (Вернись к номеру 18). -
На привале отдохни,
Ход один ты пропусти. (Участник пропускает один ход). -
Вот задача так задача!
Вновь препятствие в пути.
Чтоб пройти могли вы дальше,
Чьи, ответь скорей, гербы? (Участник называет три предложенных герба городов орловской области). -
Вот пришли вы на поляну.
Ах, какая красота!
Но ответить вам придется
Где лекарства? Где трава? (Участник называет три предложенных лекарственных растения). -
Посмотри, грибов здесь сколько!
Собирать не торопись!
Ты названия их вспомни,
Ядовитых берегись! (Участник называет три предложенных гриба, а также должен сказать съедобный гриб или ядовитый). -
Чтоб одежду просушить
Или ужин вам сварить.
О кострах ты знать обязан
Где? Какой? Зачем сложить? (Участник называет три типа костра и в каких случаях ими пользуются). -
Все сигналы бедствия
Выучила с детства я.
Объясни теперь и ты
Те, что встретил на пути. (Участник называет три сигнала бедствия и в каких случаях применяется тот или иной сигнал). - Привал. (Участник пропускает один ход).
-
Зубр, медведь и заяц русый
Все живут семьей одной.
Как зовется это место
На Орловщине родной? (Национальный парк Орловское полесье). -
Что же взяли вы в поход?
Отвечай скорей, народ!
Миску, ложку, котелок?
Веник, вилку и савок? (Из нарисованных предметов участник выбирает те, которые относятся к туристскому снаряжению.) -
Вы заданья все прошли
Ах, какие молодцы!
Но ответь ты мне, дружочек.
На еще один вопросик:
Как узнать, где север нам,
Лишь по солнцу и часам? (Часы ставят по местному времени и поворачивают их в горизонтальной плоскости, направляют часовую стрелку на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 циферблата делят пополам. Тогда биссектриса этого угла покажет на север-юг. причем юг до 12 часов будет вправо от солнца, а после 12 часов – влево.) -
По горам и по долинам
Ты проделал путь большой.
На турбазу пришел первый,
Отдыхай и будь здоров!
Вопросы для Блицтурнира.
- Назовите часть кухонного оборудования, без которого не приготовишь пищу в походе. (котелок).
- Этот продукт незаменим при приготовлении пищи. Его избыток пагубно сказывается на здоровье, а недостаток на вкусе блюд. (соль).
- Техника безопасности при работе у костра.
- Летчик, майор, Герой Советского Союза. Во время войны его самолет был подбит в бою, летчик совершил посадку на вражеской территории и 18 суток ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и по личной просьбе был направлен в авиаполк. В воздушных боях сбил еще 7 вражеских самолетов. (А.П.Маресьев).
- На каком материке нет местных жителей. Его открыли русские мореплаватели (Антарктида).
- Назовите памятную дату г. Ливны связанную с ВОВ. (25 декабря).
- Этот предмет относится к флоре нашей области. Это незаменимо в бане, лечит различные недуги. Весну встречает в сережках, является символом России. (Береза).
- Назовите (сложите) 3 вида костра.
- Чьи следы изображены на поляне у цифры 11 (19, 21)?
- Что не может догнать туриста в походе. (его тень).
- Этот предмет необходим для организации переправ. Для того, чтобы сделать этот предмет необходимы 2 веревки. (Схватывающий узел).
- На сколько шпилек ставится палатка на соревнованиях? (10).
- Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам – ее носили с X по VVII века, а потом она стала бесполезной? Что это за рубашка? (Это кольчуга – рубашка из множества железных колец).
- Назовите дату основания г.Орла. (1566г).
- Назовите дату основания г.Ливны. (1586г).
-
Спички можно защитить, опустив
их головки в:
- бензин,
- керосин,
- парафин,
- майонез.
-
Свечи лучше брать те, которые
можно использовать не только по прямому
назначению, но и употреблять в пищу. Это:
- жировые,
- парафиновые,
- стеариновые,
- ванилиновые.
-
Для стерилизации воды всыпьте
в нее несколько кристаллов:
- соли.
- сахара,
- марганцовки,
- горного хрусталя.
-
Прежде всего, человек
испытывает потребность в:
- пище,
- огне,
- воде,
- деньгах.
-
При поисках воды копайте яму в
том месте, где:
- трава наиболее зеленая,
- камни наиболее крупные,
- проходят звериные тропы,
- есть табличка “Мин – нет!”
-
Если спички отсырели:
- потрите их о лезвие ножа,
- потрите их о мочку уха,
- потрите их о волосы,
- воспользуйтесь зажигалкой.