Интеллектуальная игра "Путешествие в литературную страну"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


«Хорошая книга – твой друг на всю жизнь».

I. Сегодня мы отправляемся в путешествие в Литературную страну. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание и память, а также взаимовыручка.

В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.

Книгу всем понятную,
Умную, занятную
Мальчики и девочки,
Все читать хотят!

Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок –
Просит книжку показать.

Книг заветные страницы
Помогают людям жить –
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.

II. Итак, отправляемся в путешествие. Для того, чтобы попасть в Литературную страну, надо открыть заветную дверь, для этого быстро ответить на разные вопросы.

(Доска закрыта и скреплена нарисованным замком)

1. Разминка (по очереди каждой команде задаются вопросы)

  • Как звали трёх былинных богатырей? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
  • Волшебница, исполнявшая желания Емели? (щука)
  • Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? («Колобок»)
  • Кто на поле нашёл денежку? (Муха Цокотуха)
  • Кому на завтрак послали кусочек сыра? (вороне)
  • Итальянский Буратино? (Пиноккио)
  • Кто помог девочке выручить своего братца, унесённого гусями? (печь, яблоня, речка)
  • И Мазай, и Пихто – кто они? (дед)
  • Из какого металла был сделан андерсоновский стойкий солдатик? (олово)
  • Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко» – русская народная сказка, «Мороз Иванович» - автор В.Одоевский)

Молодцы, ответили на все вопросы. Дверь в заветную страну открылась. Но путешествовать по Литературной стране могут только литературные герои и те, кто хорошо их знает.

2. Второе испытание.

Доскажи имя литературного героя.

  • Кот … (Леопольд, Матроскин, в сапогах)
  • Домовёнок … (Кузя)
  • Папа … (Карло)
  • Дед… (Мазай, Мороз)
  • Старик … (Хоттабыч)
  • Дядя … (Стёпа, Фёдор)
  • Почтальон… (Печкин)
  • Барон … (Мюнхгаузен)
  • Али… (Баба)
  • Винни… (Пух)
  • Железный… (дровосек)
  • Соловей… (Разбойник)
  • Никита… (Кожемяка)
  • Доктор… (Айболит)
  • Старуха… (Шапокляк)
  • Черепаха … (Тортилла)

3. Умницы! Путешествие по литературной стране мы начинаем с поэтического уголка.

Из стихотворения выпали слова. Поставьте их на место.

Я нос уткнул в оконное…
Осенним утром муху…
Она снаружи на окне…
И на меня внимательно…
Я думаю, что мухе…
И интересно, и ногам …

Слова для справок: повезло, принесло, глядит, стекло, тепло, сидит.

4. Конкурс Капитанов.

В Литературную страну забрался Бедокурка и немного пошалил, набедокурил: разрезал иллюстрации к произведениям ножницами. Ваша задача – восстановить картинку, узнать по ней произведение, назвать автора.

5. Литературный кроссворд.

Пока капитаны работают, команды отгадывают кроссворд.

  1. Как звали сватью – бабу из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (Бабариха)
  2. Автор сказки «Аленький цветочек». (Аксаков)
  3. Герой рассказов Виктора Драгунского. (Дениска)
  4. Как назывался колодец из сказки «Мороз Иванович». (студенец)
  5. Он всегда живёт всех выше: У него есть дом на крыше. (Карлсон)
  6. Писатель, который пишет о животных и сам иллюстрирует свои книжки. (Е.Чарушин)
  7. Народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях. (сказка)

6. Подводим итоги конкурса капитанов.

- Проверяем правильность заполнения кроссворда.

- Какое слово выделено? (рассказ)

- Что такое рассказ?

- Какие ещё жанры литературных произведений вы знаете?

- Чем рассказ отличается от повести?

7. Портретная галерея.

- Перед вами портретная галерея детских писателей и названия героев книг

- Соединить героев книг с их авторами.

К.И.Чуковский

 

 

Незнайка

 

 

Дюймовочка

С.В.Михалков

 

 

дядя Стёпа

 

 

Чиполлино

П.П.Ершов

 

 

Айболит

 

 

царь Салтане

Г.Х.Андерсен

 

 

Конёк – Горбунок

 

 

 

Джанни Родари

 

 

Муха – Цокотуха

 

 

 

Н.Н.Носов

 

 

Принцесса на горошине

 

 

 

- Имя какого героя лишнее?

- Из какого произведения, кто автор?

8. «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ».

- Члены команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома.

1 команда.

  1. От кого убежала посуда? (от Федоры)
  2. В какой сказке людоед превращается в мышку и кот её съедает? («Кот в сапогах»)
  3. Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочка)
  4. 4. Кого испугались звери в сказке К. Чайковского? (Тараканище)
  5. Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица)
  6. Что держала в клюве Ворона в басне Крылова? (Сыр)
  7. Чем ловил Волк рыбу в сказке « Лисичка – сестричка и серый Волк »? (хвостом)
  8. Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке? (кот)
  9. Кто автор слов?

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

(Суриков И.З., «Детство»)

  1. Кто спас Муху Цокотуху? (Комар)

2 команда.

  1. Кто из обитателей болот стал женой Царевича? (Лягушка)
  2. Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса)
  3. Какие цветы собирала падчерица в сказке – пьесе «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
  4. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло)
  5. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска)
  6. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин)
  7. Кем стал гадкий утёнок? (лебеди)
  8. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)
  9. Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
  10. Кто автор?

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
- Голубушка, как хороша!

(И.А. Крылов «Ворона и лисица»)

9. Конкурс «Составьте предложение или рассказ, где все слова начинаются на одну букву».

Побеждает тот, у кого предложение составлено из большего количества слов.

(В, С, К)

10. Подведём итоги.

III. Вот и подошло к концу наше путешествие. Я вижу, что вы любите читать книги. Но ещё больше книг, которые вы не читали. Они откроют перед вами новые миры, научат вас всему, чему пожелаете. Так что приходите в библиотеку за новыми книжками.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведём.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

Книга – учитель, книга – наставник,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный боец и борец.
Книга – нетленная памяти вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Книга - не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

Всем полезно чтение про себя и вслух.
Книга – самый верный, самый лучший друг.
В ней стихи и сказки, всё к твоим услугам!
Береги же книгу! Стань и ты ей ДРУГОМ!

Доска.

Портреты детских писателей.

Выставка детских книг.

Путешествие в Литературную страну.

Хорошая книга – твой друг на всю жизнь.

Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.

Выставка рисунков (к сказкам, к рассказам, к былинам)

Иллюстрации к детским книгам.

Литература:

  1. М.А.Бесова. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. -240с., ил.
  2. Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.1999-2000гг.