Мастер-класс "Технология работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор"

Разделы: Начальная школа


Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. В пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца. Язык образца усваивается при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. Учитель следит за обязательным употреблением лишь тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то необычном сочетании. Желательно использовать изобразительные средства языка, образные выражения, фразеологизмы. Важно также, чтобы в пересказе сохранился стиль образца, например сказки.

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания. Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу научного текста. Слайд 2.

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведённого по записи и т. п.); пересказ после однократного, первичного чтения текста самим учеником; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, т. к. подобные пересказы часто встречаются в жизни.

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

  • подробный, близкий к тексту (чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарём, над изобразительными средствами, над предложением); следует обращать внимание на пересказ описательных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть;
  • краткий, или сжатый (обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие);
  • выборочный (пересказ той части текста, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме; полезно выборочное чтение по тем же заданиям, что и выборочный пересказ):
    • пересказ по вопросу или заданию;
    • пересказ нескольких сцен из рассказа, объединённых общей темой;
    • параллелизм в пересказе (сравнение двух линий создаёт проблемную ситуацию; оживляет урок);
    • пересказ по иллюстрации (она служит опорой пересказа, обогащает его, вносит творческий элемент)
  • с перестройкой текста:
    • с изменением лица рассказчика;
    • от лица одного из персонажей;
    • пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;
    • инсценирование рассказа (составление диалогов, их чтение по ролям, сценическое воплощение);
    • словесное рисование («Что я изобразил бы на картине» или «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто всё это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете» или «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой».)

Но пересказу нужно систематически обучать (не просто – «прочитай и перескажи»!).

Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни, в производственной и общественной деятельности мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.

С чего же начать работу по обучению пересказу первоклассников?

Текст – не просто совокупность, простая сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое. Тематическое единство текста выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с темой и основной мыслью высказывания.

Поэтому учащихся 1 класса прежде всего нужно познакомить со следующими понятиями: речь устная и письменная, текст, тема текста, главная мысль текста. Эту работу нужно начинать уже на уроках обучения грамоте. Слайды 3, 7, 8.

Положительных результатов в обучении пересказу можно добиться, используя общие правила выделения мнемонических опор. («Мнемоника – совокупность правил и приёмов, помогающих запоминать нужные сведения». С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». Слайд 4.)

Общие правила выделения мнемонических опор. Слайд 6.

  • Текст предварительно не разбивается на части.
  • Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.
  • Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
  • Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – «ручеёк».
  • Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.
  • Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит выделено не основное, и нужно вернуться этому месту в тексте.
  • Мнемонические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3-4 занятия оба вопроса: «О чём (или о ком) говорится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один, и пропадает потребность задавать их вслух.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ про основное, но могут являться планом текста. Требования к пунктам плана: в них должны быть выражены главные мысли, они должны быть связаны между собой по смыслу и чётко выражены. Чёткая формулировка плана в рамках данной методики предполагает предложение, где есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Слайд 9.

После того, как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план. Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух. Слайд 11.

Почему воспроизводить следует вслух, сложный материал особенно? Во-первых, во внешней речи включается в действие речедвигательная память. Во-вторых, когда говоришь вслух, слышишь себя как бы со стороны, а не «внутри», и лучше осознаётся, что плохо запомнилось, т. е. лучше себя контролируешь. После работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор (главных мыслей), оказывается, что запомнились не только главные мысли, но и другой материал. Сработало непроизвольное запоминание. Хорошо запоминается то, что заставило проявить собственную активность.

Если подобную работу проводить в системе, то через некоторое время подготовка пересказа не будет составлять для учащихся трудности как на уроке, так и во время подготовки домашнего задания.

Предлагаю рассмотреть предложенную технологию работы с текстом на примере рассказа Н. И. Сладкова «Весенняя баня». Слайд 10.

Н. И. Сладков «Весенняя баня».

- За чем принято ходить в лес, в поле, на речку?

- А можно ходить за сказками и загадками. На каждом шагу лес загадывает загадки, а ты идёшь и стараешься их разгадать.

- Хотите овладеть лесной грамотой и научиться раскрывать тайны? А помогут нам рассказы замечательного детского писателя Н. И. Сладкова.

- Тема урока? (Сказки и загадки в произведениях Сладкова). Работая по этой теме, попробуем ответить на вопрос, чему хотел научить нас Н. И. Сладков?

- Есть загадки, за которыми не надо далеко ходить, они рядом с нами. Вы сможете убедиться в этом, прочитав рассказ Сладкова «Весенняя баня».

Самостоятельное чтение рассказа.

- Поделитесь своими впечатлениями.

Повторное чтение рассказа, деление на части, подробный пересказ по плану.

- Теперь будем работать с текстом и учиться пересказывать.

- Чтение по цепочке первой части. О ком прочитали? Что мы о нём прочитали? Озаглавьте эту часть. (План текста заранее подготовлен на доске. В ходе работы над частями текста постепенно открываю название каждого пункта.)

  1. Ванятка увидел незнакомых ему птичек.
  2. Прыгнули птички в лужу купаться.
  3. Выкупались и стали обыкновенными воробьями.
  4. Понял мальчик, что воробьи зимнюю грязь смывали.

Задания к первому пункту плана.

- Почему Ванятка считал себя знатоком птиц?

- Каких птиц он увидел, когда вышел из школы?

- С какой интонацией нужно читать? Какие слова подсказали нам интонацию?

- Перескажите эту часть.

Задания ко второму пункту плана.

- О ком прочитали? Что? Озаглавьте эту часть.

- Что автор описывает в этой части? Какую части речи использует для этого? Прочитайте по порядку все глаголы.

- Как вы думаете, в каком темпе нужно читать эту часть? (Действия быстро сменяют друг друга.)

- С каким настроением нужно читать? Найдите слова, которые создают радостное настроение.

- Чувствуется отношение автора к воробьям? (Ему нравится за ними наблюдать.) Какие слова помогли нам это понять? - Выразительное чтение части и пересказ по абзацам.

Задания к третьему пункту плана.

- О ком прочитали и что? Озаглавьте.

- В этой части три коротких абзаца. Прочитайте первый, второй, третий и подумайте, с каким настроением и в каком темпе будем читать каждый из них? (1 - в темпе; 2 – с удивлением; 3 – с удовольствием, ласково)

- Пересказ.

Задания к четвёртому пункту плана.

- О ком прочитали? Что? Озаглавьте.

- Какую загадку разгадал мальчик, наблюдая за воробьями? (Почему за зиму воробьи так изменились, где ночуют они холодной зимой.)

- Перескажите эту часть.

Подведение итогов.

- Что помогло мальчику разгадать эту загадку? (Любознательность и наблюдательность.)

- Думаю, что и вам под силу разгадать тайны птиц и животных, потому что у вас всё для этого есть: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и голова, чтобы всё понять.

- Посмотрите на наш план. Что получилось?

- К какому типу текста относится рассказ «Весенняя баня»?

-Докажите. (Текст-повествование с фрагментами описания и рассуждения)

Желаю успехов!

Презентация.