Интеллектуальная игра "Ужасно интересно всё то, что неизвестно" с использованием презентации

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развитие познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных способностей;
  • расширение знаний по широкому кругу вопросов, касающихся окружающей жизни;
  • воспитание самоуважения, чувства сопереживания и поддержки.

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Ведущий: Думаю, что ни у кого не вызывает сомнений то, что самыми трудными бывают детские вопросы. Чаще всего взрослые отмахиваются от этих вопросов, которые кажутся им простыми. А ведь попытка ответить именно на такие вопросы может привести к крупному научному открытию. (Слайд 2) Не детский ли вопрос задал себе Ньютон, увидев падающее яблоко? А каким фундаментальным открытием стал ответ на него! И недаром, в зените своей славы Ньютон говорил о себе: «Мне кажется, что я всего лишь мальчик, играющий на берегу океана». Ведь дети видят мир особым образом. Они не разучились удивляться, их всё интересует, они верят тому, что видят, им во всём хочется разобраться и всё разобрать. Это действительно «почемучки». И как неожиданны бывают их вопросы.

Незнайка: Почему трава зелёная? Почему? Сахар сладкий? Соль солёная? Почему? Почему звать маму мамою? Почему? Говорят, ослы упрямые? Почему? Почему машины катятся? Почему? Чистишь лук – от лука плачется? Почему? Почему поём мы «Ладушки»? Почему? Не растут усы у бабушки почему?

Ведущий: «Почему» да «почему»? Сто тысяч вопросов. И сегодня мы попытаемся ответить на некоторые из них. В нашей игре принимают участие 3 команды. 1-я команда – «Почемучки» ( учащиеся начальных классов в костюмах сказочных героев ) 2-я команда - «Всёзнайки» ( учащиеся 10-11 классов ) 3-я команда – Всёвсёзнайки» ( родители учащихся ) Итак, мы начинаем. (Выходят Незнайка и Дюймовочка и становятся перед большим зеркалом)

Незнайка: Смотрите, я поднимаю левую руку, а он (показывает на отражение) – правую.

Красная Шапочка: А я поднимаю правую руку, а она – левую. Значит, зеркало всё переворачивает. А может ли зеркало перевернуть нас вверх ногами?

Ведущий: Да, интересный вопрос. Действительно, может ли зеркало перевернуть изображение не слева направо, а вверх ногами? Незнайка: Я! Я знаю! Нужно перед зеркалом встать на голову!

Красная Шапочка: На какую ещё голову?

Незнайка: На здоровую!

Ведущий: Да, ответ оригинальный! А что об этом думают остальные команды? (Ответ: Обычное зеркало отражает предмет относительно перпендикулярно к своей плоскости, поэтому, чтобы отразиться в зеркале «сверху вниз», нужно встать на него или подвесить над головой.)

Буратино: Смотрите, что я нарисовал. Правда, смешной рисунок? (Слайд 3)

Мальвина: Не смешной, а неправильный.

Буратино: Почему?

Мальвина: Потому что вороны зимой сидят на деревьях! На льду холодно!

Буратино: Нет, на льду! Я сам видел! Они на льду сидят!

Мальвина: Нет, только на деревьях!

Ведущий: Кто же из «почемучек» прав? Можно ли зимой увидеть птиц на льду, ворон, например? (Ответ: В борьбе за существование птицы научились использовать законы физики. Во время сильных морозов происходит утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты, и птицы действительно греются на льду.)

(Выбегают «почемучки» и хаотично машут крыльями)

Красная Шапочка: Что вы делаете?

«Почемучки»: Играем в игру «Гуси-лебеди».

Красная Шапочка: Неправильно! Гуси-лебеди всегда парами летают. А впереди должен лететь главный – вожак. Вот так!

Ведущий: Вопрос: почему некоторые птицы во время дальних перелётов размещаются цепочкой или косяком? (Ответ: Воздух обтекает тело вожака, как нос корабля. В пределах угла косяка уменьшается сопротивление воздуха. Взмахи крыльев косяка создают воздушную энергию и облегчают движение более слабых птиц.)

Красная Шапочка: Теперь моя очередь!

Незнайка: Я раньше сказал!

Красная Шапочка: А я раньше занимала!

Ведущий: Не спорьте, друзья, у каждого будет возможность задать вопрос. Давайте послушаем Красную Шапочку.

Красная Шапочка: Вы когда-нибудь видели куриц? Видели? А замечали, что курицы едят камни? Значит, есть съедобные камни для куриц? А зачем они это делают? Это первый вопрос. А вот второй: бывают ли съедобные камни, которые едят люди? (Ответ: Камушки в желудке куриц выполняют роль жерновов, они помогают перемалывать корм. Съедобным камнем является соль. Соль – хлористый натрий – обыкновенный камень- галит)

Незнайка: У меня ещё есть вопросик. Я вам прочту стихотворение, а потом задам вопрос. Очень мне грустно, я - бегемот. У бегемота много забот. Вот если б был я гиппопотам, целыми днями жевал бы банан. Да – да, честное слово, быть бегемотом хуже плохого. Кто передвинет в квартире комод? Ясное дело, что бегемот! Кто от работы сбежит на диван? Ясное дело – гиппопотам! Да – да, вот, между прочим, быть бегемотом хлопотно очень! Если на пол разолью я компот, мама ругает: «Вот бегемот!» Если бы гиппопотамом был бы я, как бы ругала мама меня? Да – да, это известно: быть бегемотом неинтересно! Ночью мне страшно: солнышко спит. Месяц нарочно в окошко глядит. Но засыпаю, и в солнечных снах – гиппопотам я с цветочком в зубах! Да – да, снится, что – ах! Гиппопотам я с цветочком в зубах!

Красная Шапочка: Замечательный стишок! Но какой тут вопросик?

Незнайка: Как бегемотику стать гиппопотамчиком? (Ответ: Никакой разницы между значениями этих слов нет. К.И.Чуковский остроумно назвал гиппопотама «большим бегемотом».)

Буратино: Глядите, какие интересные у меня рисунки!

Мальвина: Таких радуг не бывает!

Ведущий: А как думают команды?

  1. Белая радуга летом (Слайд 4) (Ответ: Яркость радуги зависит от величины дождевых капель. Если они крупные, то радуга яркая. Если капли поменьше, радуга кажется блёклой. Капельки диаметром 0,05 мм вообще не могут посылать чёткие цветные лучи. В этом случае видна только бесцветная радуга.)
  2. Белая радуга зимой (Слайд 5) (Ответ: Во время сильных морозов, когда в воздухе находится много мельчайших кристалликов льда, можно увидеть белую радугу.)
  3. Перевёрнутая радуга (Слайд 6) (Ответ: Это редкое явление. Такую радугу можно увидеть, когда лучи дважды отражаются на своём пути: сначала от спокойной поверхности водоёма, затем – от дождевых капель.)
  4. Радуга в виде полного круга (Слайд 7) (Ответ: Такая радуга – редкое явление. Её можно увидеть, находясь высоко над землёй, например, в самолёте.)
  5. Радуга ночью (Слайд 8) (Ответ: Ночью можно увидеть только лунную радугу. Она образована лунным светом и от обычной радуги отличается слабой окраской.)

(Выходит Красная Шапочка и поёт отрывок из «Песенки Мамонтёнка»)

Ведущий: А можно ли в настоящее время вырастить мамонта в пробирке? (Ответ: Достижения современной генетики позволяют это сделать, но для этого надо найти хотя бы одну живую клетку мамонта.)

Ведущий: А теперь вам предлагается блиц: 3 вопроса - по 20 секунд на раздумье на каждый вопрос. 1. Почему трава зелёная? ( Ответ: Зелёный цвет траве придаёт находящийся в ней хлорофилл.) 2. Почему от лука плачется? (Ответ: В луковом соке содержатся вещества, раздражающие слизистую оболочку глаз и носа. При резке лука эти вещества начинают испаряться. Это летучее вещество получило название «лакриматор». Когда луковица разрезается, лакриматор выделяется и растворяется в воде и слезах человека. При этом образуется серная кислота, которая и раздражает слизистую оболочку глаза.) 3. Последнюю загадку придумал великий художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Начинается с конца, а кончается началом. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (Ответ: Яма)

Ведущий: Мы привыкли считать, что небылицы выдумывают дети. Но были, да и сейчас, наверняка, есть взрослые, которые не разучились в течение жизни выдумывать всякие небылицы. Одним из таких был английский математик Л.Кэрролл. Этот серьёзный учёный в свободное время сочинял сказки, небылицы. А какую известную сказку он написал? Послушайте отрывок из стихотворения «Бармаглот». Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове. О, бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик, А в глуше рымит исполин – злопастный Брандашмыг!

А кто же такие хливкие шорьки, зелюки, Брандашмыг и Бармаглот? Вам предлагается пофантазировать и нарисовать эти существа. (Конкурс «художников»)

Ведущий: А вот так представляли себе Бармаглота художники (Слайд 9) Наша игра подходит к концу. Я хочу поблагодарить команды (Слайд 10)

Награждение команд.

Ведущий: Всё сплошные «что» да «если», «Почему», «откуда», «как»! А на них ответы есть ли? Говорят примерно так: «Очень скоро подрастёшь, Тайны эти сам поймёшь!»

Литература:

  1. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В., Ваше слово, эрудиты. Из опыта работы. М: Просвещение, 1990г.

Приложение 1