Урок физической культуры на тему "Социализация личности учащегося на уроках физической культуры"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Современные системы образования в недостаточной мере используют возможности физической культуры. Главным образом уроки направлены на развитие физических качеств. Но уроки физической культуры необходимо использовать и как дополнительные средства воспитания следующих качеств:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность, независимость;
  • активность;
  • лидерские качества.

Уверенность в себе обеспечивает более высокий уровень осознанной саморегуляции, самоконтроля. Она базируется на эффективной самооценке своих возможностей, способствует постановке и решению все более усложняющихся задач в различных видах деятельности. Обратной стороной этого качества является тревожность.

Самостоятельность и независимость являются показателем регулярной автономности. Высокий уровень самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, о способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Все эти характеристики являются важными факторами социализации личности учащихся.

В то же время ученики с низким уровнем самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Программы действий разрабатываются ими не самостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них  неизбежно возникают регулярные сбои. В свою очередь это не способствует, а затрудняет процесс социализации школьников.

Важным фактором, способствующим социализации личности, является активность личности. Только в процессе активной деятельности, в готовности ставить новые задачи и достигать их, в  умении преодолевать трудности, не останавливаться перед неудачей и формируется социально адаптированная личность.

Человек с недостаточной активностью пассивно движется по жизни, не пытается изменить неудачно складывающиеся жизненные ситуации, считает, что от него мало что зависит. Все это, естественно, затрудняет социальную адаптацию таких людей, создавая значительные психологические трудности в их дальнейшей жизнедеятельности.

Еще одной важной характеристикой способствующей социализации личности, является наличие лидерских качеств. Эти качества обеспечивают  активное вовлечение в коллективную деятельность. При этом они требуют проявления от человека способности не только что-то предлагать коллективу, но и отвечать за предложенное; не только решать свои личные задачи, но и соизмерять их с интересами других.

В целом все вышеперечисленные качества в большей степени и обеспечивают процесс социализации личности, и способствуют ему. В связи с этим является важным определить уровень формирования этих качеств у школьников старших классов.

Исследование проводилось в условиях Специализированного учебно-научного центра УрГУ им.А.М.Горького. В нем принимали участие учащиеся 10 классов.

Это новые сформированные классы из учащихся школ города и области. Дети поступили в СУНЦ по результатам вступительных экзаменов. Все они большое внимание уделяли умственной деятельности и, как правило, мало уделяли внимание занятиям физической культуры. Всего в исследовании приняли участие 250 учащихся.

На первом этапе использовался  тест, позволяющий по 10 бальной шкале определить уровень развития уверенности, активности, самостоятельности, лидерских качеств.

На втором этапе исследования учащиеся были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная по 20 человек каждая, состоящая из девушек 10 классов.

На начальном этапе все они находились в равных условиях. Далее экспериментальная группа занималась подготовкой и участием в традиционном спортивно-танцевальном фестивале. А контрольная группа занималась по обычной программе.

Перед началом процесса подготовки к фестивалю в экспериментальной группе была проведена организационная и мотивационная работа: просмотр видеокассет с записями выступлений, прослушивание музыкальных произведений, показ и обсуждение стилевых особенностей того или иного танцевального номера.

Девушкам были предложены следующие условия:

  1. Соревнования командные – состав команды 6 человек и более (за отсутствие участника снимается 0,3 балла);
  2. Продолжительность композиции – от 2 до 3 минут (за несоблюдение снимается 0,3 балла);
  3. Стиль композиции должен соответствовать музыкальному сопровождению;
  4. Композиция должна включать в себя не менее 3 перестроений (за недостающее снимается 0,3 балла);
  5. Наличие элементов на 3 уровнях (за несоблюдение снимается 0,3 балла);
  6. Судьями оценивается техника, синхронность, оригинальность, артистизм. Каждый критерий оценивается по 10-балльной системе, затем выводится общий балл путем суммирования оценок по каждому критерию. Победитель определяется по наивысшему баллу;
  7. Порядок выступления определяется путем жеребьевки.
  8. Весь процесс подготовки к спортивно-танцевальному фестивалю шел во время основной части уроков физической культуры. А также учащимся предоставлялось дополнительное время после уроков.

В процессе подготовки девушки должны были самостоятельно организовать свою группу (из 6 или более человек), подобрать музыкальное сопровождение, придумать элементы (соответствующие музыкальному сопровождению), соединить их в связки и придумать как минимум 3 перестроения, чтобы получить целостную композицию. После этого шел процесс работы над техникой  элементов, над синхронностью, отработка композиции под музыкальное сопровождение и работа над артистичностью.

Так как у девушек отсутствовал опыт подготовки своих танцевальных композиций, основная работа учителя сводилась к оказанию помощи в реализации творческих поисков и к психологической поддержке учеников в том, что они смогут справиться с задачей, которая перед ними поставлена.

Итогом шестимесячной подготовки стал спортивно-танцевальный фестиваль, который проводился в спортивном комплексе СУНЦ УрГУ. Зрителями и ведущими были учащиеся лицея.

Самостоятельный творческий процесс требовал от учащихся проявления активности и самостоятельности, способность побороть страх сцены требовала проявления уверенности, а стремление победить – проявления лидерских качеств.

На третьем этапе снова проводился тест для выявления динамики изменения психологических характеристик (уверенности, активности, самостоятельности, лидерских качеств).

Полученные результаты свидетельствуют, что специально организованные занятия, направленные на развития личности учащихся (в нашем случае подготовка и участие в спортивно-танцевальном фестивале) способствует позитивному развитию этих качеств. Причем, особенно важно отметить, эта положительная тенденция отметилась в большей степени у учащихся с низким уровнем развития этих качеств. Так количество учащихся с низким уровнем уверенности снизилось с 35% (до эксперимента) до 15% (после эксперимента). Отмечена положительная тенденция в таких показателях как активность (снизилась с 30% до 15%) и что особенно важно, значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем самостоятельности (с 25% до 10%) более чем в 2 раза.

Все эти изменения свидетельствуют о том, что ориентация учителя физической культуры на решение проблемы социализации личности школьника при создании условий для решения этой задачи (в нашем случае это подготовка и участие в спортивно-танцевальном фестивале) способствует возникновению позитивных сдвигов у учащихся.

Это исследование показало (как нам кажется), что для повышения роли физической культуры в социализации школьников старших классов необходимо переориентировать физическую культуру  с функционально-методического направления на личностно-ориентированного. Для этого преподавателю рекомендуется:

  1. Создать оптимальный психологический климат на уроках;
  2. Повысить уровень мотивации, учитывая ситуационные и личностные факторы.
  3. Создать условия для самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности.
  4. Создать такие условия, которые отвечали бы потребностям всех занимающихся;
  5. Включить учащихся в творческую деятельность;
  6. Обеспечить помощь и поддержку учащимся.

Решение проблемы социализации подрастающего поколения является одной из важнейших задач в школе. Как нам представляется, школа могла бы значительно улучшить работу в этом направлении.

Результаты нашего исследования показали, что у более половины учащихся (от 60% до 80%) такие важные качества как уверенность в себе, самостоятельность, активность, склонность к руководству находятся на среднем или низком уровне. А именно эти качества во многом обеспечивают процесс социализации школьников. Развитие этих качеств стало возможным при условии включения учащихся в значимую для них творческую деятельность. В данном случае это была подготовка и участие девушек старших классов в спортивно-танцевальном фестивале. В процессе этой работы были отмечены сдвиги в развитии указанных выше психологических характеристик.

Таким образом, поведенное нами исследование показало, что физическая культура имеет все возможности решать задачу социализации личности, так как именно занятия физической культурой в наибольшей степени дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Но в свою очередь, это требует изменений идеологии физической культуры, которая должна иметь свою направленность, заменив функционально-методический подход, который является в настоящее время приоритетным. Это, в свою очередь, требует изменений, как содержательной части урока, так и организации урока, где учащиеся должны выступать не исполнителями заданий учителя, а самостоятельно решать творчески задачи. Представляется, что именно такой подход позволяет выходить на процесс социализации личности учащегося на занятиях физической культуры.