Создание и планирование работы в мини-музее группы "Сказка ложь, да в ней намек…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было решено организовать мини-музей “Сказка ложь, да в ней намек…”.

Цели деятельности:

  1. Приобщать детей к миру литературы и воспитывать интерес к чтению.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и речедвигательный аппарат.
  3. Развивать фантазию и ручные умения при изготовлении предметов музея.
  4. Учить работать и играть в коллективе.

Мини-музей располагается в игровой комнате группы на столе. Все предметы сделаны совместно с детьми из природного и бросового материала. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Сюжеты – различные сказки. Имеется настольный театр, театр на фланелеграфе, мультфильм, театр из природного материала и глиняной игрушки. Так же приобретены театры-конструкторы, перчаточные куклы для инсценировок.

Предлагаются темы экскурсий для детей других групп детского сада:

“Мир сказки”: “Три медведя” - детям раннего дошкольного возраста. Цель: знакомство с различными сказками, инсценировка сказки “Три медведя”.

“205 лет со дня рождение В.И. Даля”: для детей старшей и средней групп. Цель: знакомить с известным лексографом, собирателем народной мудрости В.И. Далем. По средствам сказки понять поговорки, знакомить с устаревшими словами и объяснять смысл.

“Литературная викторина” – дети старшего дошкольного возраста.

Планируемые выставки:

“Сказка ложь, да в ней намек…”
“Вот пришла зима, много сказок принесла”
“В гостях у дедушки Корнея”.
“Победа в воздухе не вьется, а руками достается”.

План работы в мини-музее на учебный год

Месяц Работа в мини-музее
Сентябрь. Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини-музей группы.

Обсуждение с детьми проекта и выбор названия мини-музея.

Октябрь. Подбор атрибутов, выбор места, изготовление предметов, оформление мини-музея.
Ноябрь. “205 лет со Дня рождения В.И. Даля”. Сказка “Привередница” в обр. В.И. Даля.

Цель: знакомить с известным лексографом, собирателем народной мудрости В.И. Далем. По средству сказки понять поговорки, знакомить с устаревшими словами и объяснять смысл. Инсценировка детьми сказки на фланелеграфе.

Знакомство со сказкой “Лиса-лапотница”.

Цель: знакомить с пересказом в обр. Даля. Беседа о поступке лисы, определить ее характер. Словарь: лапоть.

Экскурсия для детей старшего и среднего возраста с показом сказки.

Декабрь. “Три поросенка”.

Цель: учить пересказывать сказку при помощи настольного театра, изготовленного совместно с детьми. Учить интонационной выразительности для передачи характера героя.

Январь. “Заяц-хваста”.

Цель: по русской народной сказке создать мультфильм “Заяц-хваста”. Учить выделять эпизоды из целого сюжета, обсуждать “кадры” и составлять нарисованную композицию каждой сцены. При озвучивании выделять характерные фразы героев, передавать голосом эмоциональное состояние героев.

Февраль. “Лисичка-сестричка и серый волк”.

Цель: далее знакомить с русской народной сказкой. Изготовить из бросового материала сценку из сказки. Учить описывать лису и волка. Узнавать их в разных сказках.

В.И. Даль “Девочка Снегурочка”.

Цель: далее закреплять знания о творчестве В.И. Даля. Учить пересказывать сказку при помощи серии сюжетных картин.

Март. Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.

Цель: учить детей монологической речи, выступая в роли экскурсовода. Показать сказку для малышей.

“В гостях у дедушки Корнея”. Досуг, посвященный 125-летию со Дня рождения К. И. Чуковского.

Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей вещей. Вызвать желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов. Используя кукольный настольный театр, инсценировать эпизоды произведений.

Апрель. “Небылицы в лицах, небывальщина”.

Цель: знакомить с потешным фольклором. Составление потешного рассказа, небылиц. Создание книжки с потешным фольклором и иллюстрирование ее детскими работами. Отдельная книга с сочиненными небылицами детей и оформленная различными способами.

Май. “Каша из топора”.

Цель: знакомить с солдатскими сказками, солдатской мудростью. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к защитникам Отечества. Разучивание пословиц о солдатах. Издание книжки-малышки с пословицами и поговорками о солдатах.

“В гостях у дедушки Корнея”. Досуг, посвященный 125-летию со Дня рождения К. И. Чуковского.

Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей вещей. Вызвать желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов. Используя кукольный настольный театр, инсценировать эпизоды произведений.

План работы.

  1. Чтение произведений: “Телефон”, “Айболит”, “Муха-цокотуха”, “Мойдодыр”, “Федорино горе”.
  2. На примере произведений познакомить с историей вещей: телефон, посуда, самовар, умывальник.
  3. На занятии по конструированию изготовить “Аптечку”. На занятии по лепке из глины лепить посуду и украшать ее узорами путем раскрашивания. Изготавливать атрибуты к сказкам.

Досуг “В гостях у дедушки Корнея”.

Цель: закрепить знания произведений Чуковского, умение показывать эпизод сказки, отгадывание загадок. Развитие памяти, логического мышления.

Ход досуга

В мини-музее портрет К.И. Чуковского, книжки с иллюстрациями различных художников, персонажи сказок.

В.: Ребята, посмотрите, сколько разных книг! Вы узнали, что это за книги? (Да).

А что это за произведения? (Дети называют названия книг).
А кто написал все эти сказки? (К.И. Чуковский).

Подходим к портрету.

В.: В этом году исполнилось 125 лет со дня, как появился на свет мальчик по имени Николай Корнейчуков, который взял псевдоним – Корней Чуковский. Многие писатели придумывают себе литературное имя. Корней Чуковский знаменит во всем мире. Он хорошо знал английский язык и переводил на русский много произведений.

Раздается звонок телефона (запись магнитофона).

В.:

У меня зазвонил телефон!
Кто говорит?
Слон?
Откуда?
От верблюда?
Ничего не понимаю.

Ребята, а всегда ли был телефон? Как раньше люди общались без телефона?

Дид. игра “Угадай, что нарисовано” – по рисункам определить, что хотел сказать рисовавший.

“Разложи по порядку” – разложить в последовательности появления телефона.

В.: Ребята, а по какому из этих телефонов говорил Айболит?

Опять звонок телефона.

В.:

Где Айболит?
Не могу вам сказать.
Позвоните по номеру 125.

Появляется кукла Айболит (ребенок).

А.: Здравствуйте, ребята.

Я приехал только что из далека. Откуда я приехал?

Зачем ездил в Африку?

Кто сообщил мне о том, что заболели звери?

Дид. игра “Кто за кем” – разложить последовательно кто помог добраться доктору Айболиту в Африку.

А.: Ребята, я забыл аптечку, как же теперь я буду лечить зверей?
Р.: А мы сделали тебе аптечку, выбирай любую.
А.: Но мне нужны инструменты.

Дид. игра “Сложи предметы доктора” – предметы или предметные картинки, соответствующие разным профессиям.

А.: Что бы быть здоровым надо делать… (зарядку).

Физ. минутка “Зарядка”.

Появляется кукла Мальчик-грязнуля.

М.: Добрый доктор, помоги мне, пожалуйста.

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.

А.: А чем я могу тебе помочь?

Входит Мойдодыр.

М.:

Я Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Что случилось?
Чем помочь?

Дети: Этот мальчик не умывался и грязнуля.

А.:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!

М.:

Я все понял!
Да здравствует, мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Отбирает принадлежности для мытья.

В.: Доктор Айболит, Мойдодыр, Мальчик оставайтесь с нами. Наши дети покажут как умеют отгадывать загадки.

Загадки К. Чуковского.

На столе лежат картинки – дид. игра “Из какой сказки К. Чуковского персонаж?”

В.: Вот сколько много произведений К. Чуковского мы знаем. А теперь пора прощаться со сказками К. Чуковского, но вскоре мы с ними еще встретимся.

Выставка, посвященная К.И. Чуковскому, позволила не только познакомить с произведениями, но и вызвала интерес у детей историей вещей:

“Телефон” – история и виды телефонов. Вопрос детям: С какого телефона звонили? (С мобильного).

“Федорино горе” – история посуды, утюга и др. предметов быта (Посещение “Русской избы”). Лепка из глины посуды и роспись известными декоративными росписями (подарки мамам).

“Муха-цокотуха” – история самовара, традиции чаепития на Руси, пословицы и поговорки.

Еще один опыт – знакомство с потешным фольклором. Очень интересное и увлекательное занятие, в результате которого с детьми сделали вывод о том, что придумать небылицу очень сложно. Наиболее запомнившиеся мы нарисовали на занятии по рисованию.

В результате работы можно сделать вывод: мини-музей помог в освоении сложных тем и вызвал интерес ко множеству тем. К истории вещей, к ознакомлению с искусством (иллюстрации художников, м/ф, народные промыслы, театр). Помог решить задачу приобщения к литературе. Обогатился словарь детей, при встрече с устаревшими словами дети понимают суть произведения, и понимают о чем речь. Решение комплексных задач при помощи мини-музея дают больший развивающий эффект, чем проведение обычных занятий.

Список литературы:

  1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
  5. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. М.: Скрипторий 2003, 2006.
  6. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. СПб.: Детство-Пресс, 2003
  7. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. М.: Чистые пруды, 2005
  8. Кузьменкова Е. Как играть в стихи. Игровые интегрированные занятия с использованием поэтических текстов для детей от четырёх лет. М.: Чистые пруды, 2008.
  9. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М.: Мегатрон, 1999.
  10. Лебедев Ю.А. научный руководитель. Сказка как источник творчества детей. М.: Владос, 2001.
  11. Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.
  12. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
  13. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  14. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  15. Алябьева Е.а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: ТЦ “Сфера”, 2001.

Приложение.