Оборудование:
- компьютер, презентация, выполненная в PowerPoint. (смотри. Приложение №1)
- раздаточный материал (картина И. Шишкина «На севере диком», алгоритм описания картины);
ЦЕЛИ УРОКА:
-
Показать связь истории языка с историческим развитием общества;
-
Познакомить учащихся с вариантами описания картины, используя алгоритм;
- Научить видеть фонетические, лексические, грамматические и семантические архаизмы и историзмы в художественном тексте.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Историческая справка о картине и ее создателе
Слово учителя Генрих Гейне, немецкий поэт написал стихотворение «Сосна» в 1822 году
- Михаил Юрьевич Лермонтов перевел его в 1841 году
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
- Иван Шишкин «На севере диком…» -1891
Алгоритм описания картины
- Историческая справка о картине и ее создателе
- Восприятие картины (видимые предметы)
- Активизация словарного запаса
- Подбор эпитетов (какой ?какая?)
- Работа с «копилкой» мастеров художественного слова
- Цветовая палитра картины
- Устное словесное рисование
- Восприятие картины (невидимые элементы картины)
- Представь себе:
- Что было
- Что будет
- Ты участник картины:
- Я вижу
- Я слышу
- Я чувствую
- Описание картины от имени ее участника
2.1. Рассматривая картину, учащиеся подбирают эпитеты к словам, учитель предлагает еще ряд слов, среди которых обязательно будут и новые, еще не прозвучавшие слова
НЕБО
- небо облачное
- темное
- огромное
- неведомое
- таинственное
- безбрежное
- бескрайнее
ОБЛАКА
- легкие
- воздушные
- снеговые
- плывущие
- прозрачные
- скользящие
СНЕГ
- первозданный
- нетронутый
- искрящийся
- блестящий
- мерцающий
- белый
- плотный
НОЧЬ
- тихая
- лунная
- темная
- безмолвная
- загадочная
- неповторимая
СКАЛА (УТЕС)
- крутая
- отвесная
- заснеженная
СОСНА
- величественная
- одинокая
- гордая
- сильная
- могучая
- высокая
- грустная
- задумчивая
- сонная
- мудрая
- статная
- величавая
- терпеливая
ТЕНЬ
- четкая
- длинная
- прозрачная
- легкая
ВЕТВИ
- пушистые
- пышные
- заснеженные
- уставшие (от тяжести снега)
- поникшие
- упругие
- тяжелые
СТВОЛ
- стройный
- сильный
- прямой
- могучий
- укутанный снегом
- облепленный снежными хлопьями
БЕЗДНА (ПРОПАСТЬ)
- глубокая
- страшная
- неизвестная
- таинственная
- манящая
2.2. Работа с «копилкой» мастеров художественного слова. Учитель зачитывает цитаты из стихотворений, учащиеся записывают наиболее удачные, запомнившиеся, интересные слова.
3. Цветовая палитра картины. Какие краски преобладают? Какое настроение рождается внутри вас?
- белый, белоснежный, чистый, светлый, светло-голубой, блестящий, прозрачный
- темно-синий, черный, серо-синий
4. Устное словесное рисование. Используя информацию о создании картины и слова, нами подобранные, опишите Катину.
- Снег (первозданный, нетронутый, искрящийся, блестящий, мерцающий, белый, плотный)
- Облака ( легкие, воздушные, снеговые, прозрачные, плывущие, скользящие)
- Ветви (пушистые, пышные, заснеженные, уставшие (от тяжести снега),поникшие, упругие)
- Ночь (тихая, лунная, темная, безмолвная, загадочная, неповторимая)
- Небо (облачное, темное, огромное, неведомое, таинственное, безбрежное, бескрайнее)
- Тень (четкая, длинная, прозрачная, легкая)
- Ствол (стройный, сильный, прямой, могучий, укутанный снегом, облепленный снежными хлопьями)
- Скала (крутая, отвесная, заснеженная)
- Сосна (величественная, одинокая, гордая, сильная, могучая, высокая, грустная, задумчивая, сонная, мудрая, статная, величавая, терпеливая)
5. Восприятие картины (невидимые элементы картины)
ВОЗДУХ | КОРНИ |
морозный
чистый бодрящий |
могучие
древние сильные крепкие |
6. Представь себе:
ЧТО БЫЛО?
- ничего не было
- ветер занес семечку
- росток пробивался долго- долго, креп, укоренялся
- были деревья, но погибли в результате образовавшейся расщелины (осталась одна сильная сосна)
ЧТО БУДЕТ?
- сосна погибнет
- вырастет сосновый лес
7. Ты участник картины: я вижу, я слышу, я чувствую
Я ВИЖУ
- дерево
- тень
- расщелина
- пропасть
- низменность
- бездна
- снег
- облака
- горизонт
Я СЛЫШУ
- скрип ствола
- тишину
- хруст снега
- вой ветра
- эхо падающего в пропасть камня
- шёпот веток
Я ЧУВСТВУЮ (ИСПЫТЫВАЮ)
- холод
- морозная свежесть
- грусть
- страх
- одиночество
- блаженство
- соприкосновение с вечностью
- гармония
8. Описание картины от имени ее участника в течение 5-7 минут
Возможны следующие варианты.
Смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределенное, загадочное желание оказаться там, внутри, ступить на этот пушистый, таинственно мерцающий снег, хочу смотреть и смотреть в это бесконечное небо. Почему-то, мне кажется, если долго-долго ехать по лесу на лыжах или в санях, то под конец зимнего дня можно вдруг выехать к этому месту. Вот только что вдруг меня толпились деревья, угрожающе надвигалась темнота и вдруг…
На огромном покатом обломке скалы торжественно возвышается старая, могучая сосна. Ее крепкий ствол потемнел, кора густо-коричневая, в некоторых местах почти черная от сырости, закрутилась по краям словно стружка, в глубокие трещины забился снег. Огромные узловатые корни, словно десятки сильных, натруженных, изможденных рук глубоко погрузились в снег и крепко вцепились в скалу. Темно-зеленые, пушистые ветви прильнули к стволу, будто уснули крепким спокойным сном. Пушистый, чистый снег обнял, облепил каждую иголочку, убаюкивая и защищая дерево. Кажется, то ни жестокий мороз, ни свирепый зимний ветер не посмеют потревожить этого лесного исполина. Рядом с этим непобедимым гигантом чувствуешь себя защищенным.
Но вот тихонько скрипнул могучий ствол, шевельнулась мохнатая ветка, вскрикнула маленькая птичка, согревшаяся в хвое, зашуршали камешки, скатившиеся в расщелину, гулким эхом отзывалась скала. И опять все смолкло. Тишина. Поднимаю голову. Огромное небо распростерлась надо мной. Почти черное, спокойное, только маленькие облачка медленно, сонно проплывают в голубой дымке.
Все величественно и торжественно. Как бы я хотела быть снегом, веткой или птицей, чтобы всегда чувствовать гармонию, блаженство, вечную связь с вечностью, совершенством и бессмертием… (Белик Анастасия)
Передо мной картина Шишкина «На севере диком…» Кажется, что этот сумрачный пейзаж написан для того, чтобы напомнить человеку о скоротечности жизни, безграничном каждого из нас.
Когда я смотрю на эту картину, сначала мне становится жутковато от накатывающего ощущения беспомощности, но через несколько минут страх пропадает, и кажется, что мои мысли и душа устремляются к чему-то вечному, высшему.
По-моему, это изображение четко разделяется на два плана реальный (зеленый) и нереальный (космический). Это выражается в строгости композиции и цветовой гаммы.
Нереальное, огромное небо занимает почти половину пространства сего полотна. Сине-голубое оно постепенно сгущается, уплотняется и превращается в черную мглу. Наверху несколько обрывков облаков, а внизу - черная пропасть, космическая бездна. Этот иссиня-черный цвет контрастно сталкивается с бледно-белым, мерцающим передним планом.
Привычная для российской природы старая могучая сосна растет на неплодородной почве. Но в этом дереве чувствуется не только торжество жизни, ее великая сила, но и безумная тоска, какое-то великое одиночество. Крепкий ствол прочно врос в тяжелую неподатливую почву. Огромные раскидистые ветви укутаны, почти придавлены снегом. Жемчужно-белые сугробы покрыли утес, превратили его в спину какого-то чудовища, уснувшего вечным сном. (Попов Витя)
Итог урока. Понравилось ли вам быть участником картины?
Домашнее задание: написать сочинение от имени участника картины (ветра, скалы, бездны, ночи, тени, ствола…)