Ролевая игра "Мой выбор. Ищу работу" (из опыта работы по программе предпрофильной подготовки)

Разделы: Школьная психологическая служба


Если вы удачно выберете труд и
вложите в него душу, то счастье
само вас отыщет
К.Д. Ушинский

Выбор профессии осложняется тем, что у человека могут быть неверные представления о своих склонностях и способностях. Может также высказываться утверждение о том, что талантливые люди не сразу находили себя, по несколько раз меняли профессии. К тому же профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Занятия со старшеклассниками с целью самоопределения становится всё более востребованными в нашей школе. В сфере профессионального самоопределения помощь психолога необходима почти каждому. Мы помогаем ориентироваться подрастающему поколению в мире профессий исходя из индивидуальных качеств человека, его умений и навыков, интеллектуальных способностей.

В данной статье представляется одна из разработанных нами ролевых игр, успешно проводимая в старших классах. В ходе ролевых игр учащиеся принимают на себя разные профессиональные роли и моделируют, “проигрывают ” отдельные элементы связанного с ним поведения.

Подготовительный этап. Кратко знакомим учащихся с основными элементами ЛПП (личного профессионального плана). С “тремя китами” выбора профессии: “хочу, могу, надо”.

При выборе профессии следует учитывать:

  • желания, интересы, склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом ХОЧУ;
  • возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – МОГУ;
  • запросы рынка труда, потребность в кадрах – НАДО.

Приложение:

Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.

Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и атобиаграфию (резюме) потенциального сотрудника (соискателя). Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

  • постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление;

  • сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно;

  • говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.

  • отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

Цель сегодняшнего занятия - моделирование своего профессионального будущего, через приобретения навыка самопрезентации. И всё это – для того, чтобы правильно выбрать профессию.

Организационный момент.

Отбор в игровые группы (жеребьёвка). Участвовать может как весь класс, так и подгруппа учащихся старших классов.

Шесть предприятий, организаций, компаний и т.п. Это могут быть: банк, мед. центр, студия звукозаписи, нефтяная компания (металлургический завод и т.п.), крупный торговый центр, прокуратура (название на карточках).

Роли: “соискатели” (по 3-4 человека), “работодатель” (6 человек), “эксперты-наблюдатели” (4-6 человек).

Стимульный материал: памятка “9 шагов уверенности в себе”, таблица “За” и “против” для экспертов, Анкета кандидата на должность в компанию, памятка “Навыки самопрезентации”, “Современный рынок труда”, “Ценности профессионала”, “Как управлять своими интересами и склонностями”, “Матрица выбора профессии”, “Карты профессий”, памятка “Как пройти интервью”, “Правила поведения на собеседовании”, “Как получить хорошую работу в новой России”.

1 этап. Условия игры (инструкция).

“Сейчас в нашей стране, чтобы получить хорошую должность (работу, службу) необходимо удачно пройти собеседование.

Представьте, что в компании (организации, фирме, предприятии) требуется _______________________. У вас бедственное положение. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию (организацию, фирму, предприятие).

Компанию (организация, фирма, предприятие) очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. Вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя “Руководителю” же необходимо разработать необходимый перечень нужных вопросов для “соискателей”, а также придумать название компании (организации, фирме, предприятии).

Типаж “руководителя” может быть любой: “безучастный” - инициатива полностью исходит от клиента; “активный” - переубеждает “соискателя” и устраивает его на другую должность; “ ситуативный” - ведёт себя в соответствии с ситуацией (заинтересован принять на работу ценного специалиста)”.

Цель: научиться правильно самопрезентовать себя, тем самым научиться лучше решать свои собственные проблемы.

“Вы распределили роли: “соискатель” может пользоваться необходимым стимульным материалом для того, чтобы удачно пройти интервью, то есть беседу с потенциальным работодателем, в ходе которой желательно произвести на него хорошее впечатление.

“Работодатель” - руководитель должен задать определенные вопросы, выработать определенный типаж.

“Эксперты” - наблюдатели должны держаться серьёзно. Находят ошибки ошибочные высказывания “соискателей” и “работодателей”. Кратко подводят итоги, заслуживает ли “самопрезентация” вашей благодарности. Необходимо рассказать или показать, как можно было бы действовать более правильно. Важно опираться на общую схему ЛПП.

Итак, вы должны смоделировать собеседование при приёме на работу. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал своё слово”.

После обсуждения школьники могут поменяться ролями, которое проходит более динамично и с меньшим числом ошибок.

2 этап. Самостоятельная игра учащихся. Ведущий не вмешивается в игру.

3 этап. Обсуждение игры. Обратная связь (рефлексия).

Выбор профессии мы рассматриваем как не одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Мы предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия. В этом нам помогают активные формы работы: ролевые и деловые игры, тренинговые подходы.

В целом вся предпрофильная работа в нашей школе строиться таким образом, чтобы из диагностической она превратилась в развивающую, формирующую, диагностико-коррекционную. Поэтому все этапы работы должны служат одной цели — активизировать человека, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Литература

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трощихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2003.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: “Специальная литература”, 1995.
  3. Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т.В. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателя. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; М.: Совершенство, 1997.
  4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.В. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; М.: Совершенство, 1997.
  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; М.: Совершенство, 1997.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл, Академия, 1996.
  7. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2004.
  8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
  9. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. – СПб.: Питер, 2004.
  10. Зимбардо Ф. Застенчивость. - СПб.: Питер Пресс, 1996.
  11. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004.
  12. Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2004.
  13. Коротаева Е.В.. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: “КСП”, Институт психологии РАН, 1997.. - М.: Просвещение, 1980.
  14. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992.
  15. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. Пособие для старшеклассников. - СПб.: “Специальная литература”, 1997.
  16. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М.: “Ось-89”, 2000.
  17. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: “Академия”, 2003.
  18. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – Издательство “Российское педагогическое агентство, 1998.
  19. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, 2003.
  20. Пезешкян Н. Торговец и попугай. / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1992.
  21. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
  22. Психогимнастика в тренинге./ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2000.
  23. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – Ч.1. Основы психологии: 10 кл. -224 с. – (Б-ка школьного психолога).
  24. ПономаренкоЛ.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. Психология общения: 11 кл. - 192 с. – (Б-ка школьного психолога).
  25. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001.
  26. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. -208 с., ил.
  27. Сатир В. Как строить себя и свою семью. / Пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992.
  28. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности. Методическое пособие. - М., 2000.
  29. Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя. - М.: Народное образование, 2001.
  30. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. - М., 2001.
  31. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. М.: Народное образование, 2001.
  32. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2003.