Основные методические требования к демонстрационному эксперименту

Разделы: Физика


1. Оно из главных методических требований состоит в том, чтобы каждая демонстрация была органически связана с излагаемым материалом. Она должны являться органической частью урока. Демонстрация может быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать сопровождать беседу, рассказ, объяснение и лекцию учителя, подтвердить изложенное.

Демонстрации используют также для постановки экспериментальных задач и хотя (гораздо реже) – при опросе учащихся и повторении пройденного материала.

2. Необходимость в какой-либо демонстрации должна быть строго мотивирована, что определяется принятой методикой преподавания темы. Эксперимент не должен загружать урок, он призван иллюстрировать основные положения изучаемого материала, ставить вопрос для выяснения, подтвердить выводы из изложенного.

В связи с этим возникает необходимость подбирать демонстрационные опыты при подготовленности к каждому уроку. Рациональный выбор демонстраций осложнении многочисленностью вариантов опытов на данную тему, разработанных в методике физики.

При таком выборе важно, чтобы опыты по той или иной теме составляли логически связанную систему, в которой каждый следующий развивает предыдущий и опираться на него, причем ученики должны видеть и понимать взаимосвязь опытов. Это достигается тем, что демонстрационная установка для каждого следующего опыта в основном оставляется прежней, а новый эффект получается путем небольшого ее изменения или дополнения.

3. Для успешного проведения опытов нужно сообщить учащимся их целевое назначение. В большинстве случаев беседа преподавателя должна привести к постановке вопроса, ответ на который дает намеченный опыт.

Учащиеся должны быть подготовлены к восприятию опыта. Всякий опыт вызывает непроизвольное внимание учащихся, однако оно неустойчиво и с помощью слова его нужно перевести в произвольное, то есть вызвать интерес к опыту путем выяснения его цели.

Результат каждого эксперимента – это ответ природы на поставленный ей вопрос. Поэтому необходимо довести до сведения учеников этот вопрос, чтобы они ожидали ответа и поняли его.

Необходимо отметить, что предварительное сообщение результатов уменьшает активность и интерес учащихся к опыту. Поэтому часто советуется давать учащимся возможность выступать до проведения опыта с предположением об его результате.

4. Вся демонстрационная установка должна быть по возможности простой. Это имеет важное значение для понимания опыта и выводов из него.

Надо всегда иметь в виду, что при проведении различных опытов преподаватель может использовать лишь те приборы, принцип работы которых учащимся уже известен.

В случае необходимости можно использовать отдельные приборы, устройство которых учащимся неизвестно, при этом следует предварительно объяснить принцип их работы.

5. В большинстве случаев установки должны собираться на глазах учащихся. А перед этим принцип (сущность) опыта должна разъясняться учащимся с помощью блок-схемы, чертежа, рисунка и элементам, которых сопоставляются приборы и детали установки. При сборке иногда часть установки собирают заблаговременно, и только в редких случаях установка может быть собрана заранее. Однако в любом варианте приборы принадлежности выставляют на демонстрационный стол только на время демонстрации опыта. Здесь же должно произойти объяснение установки. Выяснение назначения отдельных приборов и блоков, функциональных зависимостей между элементами установки.

6. Темп демонстрирования должен соответствовать темпу устного изложения и скорости восприятия учащимися. Если явление протекает быстрее, чем его успевают воспринять школьники, опыт следует повторить (например, искровой разряд), если возможно в замедленном темпе. Вместе с тем, нужно помнить, что неоправданно растянутая демонстрация понижает интерес учащихся к ней и приводит к потере учебного времени.

При объяснении установки оправдан более быстрый темп по сравнению с изложением сущности явления; паузы делают тогда, когда акцентируют внимание на той или иной детали установки, на том или ином компоненте рассматриваемого процесса.

7. Демонстрация явления или процесса должна сопровождаться объяснением того, что и как наблюдать, на чем акцентировать внимание, как выделить интересующие нас объекты, процессы, новые знания; варьируя опыт, учитель не говорит о наблюдаемых результатах, а организовывает работу так, чтобы в процессе беседы учащихся сами заметили его, что необходимо, и сделали соответствующие выводы.

При постановке большинства опытов рекомендуется придерживаться такой последовательности:

  1. Объяснение целевого назначения опыта.
  2. Объяснение принципиальной стороны опыта с помощью схемы, рисунка, выполненных на доске учителем, или с помощью плаката, диапозитива.
  3. Разъяснение собранной установки.
  4. Выделение объекта наблюдения, на котором обнаруживается эффект опыта.
  5. Проведение демонстрации.
  6. Выводы учащихся из данного опыта.
  7. Подведение итогов опыта.

Предлагаемая схема не является строго обязательной при постановке всех демонстраций(многое зависит от особенностей данного опыта).