Цели:
- Совершить заочную экскурсию в Марийский национальный театр. Показать внешний и внутренний вид театра.
- Рассказать, какую роль сыграл драматург в развитии и становлении театра.
- Воспитывать любовь к родному краю, стремление изучить культуру своего народа.
Задачи:
- Учить отвечать на поставленные вопросы, помочь работать с новыми словами.
- Развивать навыки выразительного чтения и дизайнерского оформления.
Оборудование: Выставка книг, портрет М. Шкетана, портреты артистов, раздаточный материал для каждого ученика (тест, конверт с буквами, листы с терминами), фотографии, плакат с кроссвордом, компьютер.
Эпиграф:
"…Марийский народ любит театр
И мы должны сохранить его…"
(М. Шкетан)
Ход урока
1. Организационная часть.
Здравствуйте, салам лийже. Поздороваемся с гостями.
(Знакомство с детьми)
У.: Меня зовут Алевтина Викторовна, я учитель ИКН.
Теперь открываем тетради, записываем число, тему урока: Марийский национальный театр <Рисунок 1> носит имя М. Шкетана. На уроке мы совершим заочную экскурсию в театр, будем говорить о театре и о писателе-драматурге М. Шкетане. Театр и Шкетан неразрывно связаны друг с другом.
Рисунок 1
2. Актуализация знаний.
Учитель: Что такое театр?
Ученик: Театр – слово греческого происхождения. Означает место для зрелища. Местом рождения драматического искусства считается Древняя Греция.
– Театр – место для представления. Где показывают спектакли, оперы, оперетты и балет…
Учитель: Когда был организован первый театр в Марийском крае? И каким он был?
Ученик: 1919 год считают днём рождения театра, также в этом году впервые был поставлен спектакль по пьесе Тыныша Осыпа «Из-за закона». Театр был передвижной. Артисты театра ставили спектакли в различных помещениях: в клубе, в школе и т. д. У них не было своего здания.
Учитель: Кто такой М. Шкетан?
Ученик: М. Шкетан – писатель.
3. Изучение нового материала.
Учитель: М. Шкетан – Писатель-драматург, писатель-юморист. Родился в Оршанском районе, в деревне Старое Крещено в 1898 году. Он много читал, занимался самообразованием.
В 1921 году он приехал в Краснококшайск (Йошкар-Ола) устроиться на работу в театр.
20-е годы были самыми трудными в истории театра. Встал вопрос о закрытии. М. Шкетан писал статьи о сохранении театра в журнал «Йошкар кече». Статьи: «Не закрывать, а улучшить», «О театре…»
Он понимал, что театр нужен народу. Писал пьесы для театра. И именно в этот период М. Шкетан решил всего себя посвятить театру.
– Итак, вначале театр был передвижной, не было здания, в 1926 году театр был размещён в деревянном здании <Рисунок 2>, каменное здание было построено в 1960 году <Рисунок 3>. Мы посмотрим здание театра, которое существует сейчас.
Рисунок 2
Рисунок 3
Появляется изображение на компьютере.
У.: Перед вами Марийский национальный театр им. Шкетана. Находится в городе Йошкар-Ола, на самой красивой площади столицы.
На экране:
- Театр (внешний вид)
- Внутренний вид театра (лестница). Поднимаемся по лестнице и попадаем в фойе (зал в театре для пребывания зрителей во время антракта).
- Зрительный зал.
4. Словарная работа.
Вы купили билет в театр, там написано партер. Что обозначает это слово? Посмотрите на листы на ваших столах.
(У детей на столах листы под заголовком «Словарная работа». Дети читают слова, а учитель показывает эти места на рисунке)
У: Прочитаем слово партер/
1 ученик: Партер – место в зрительном зале, ближе к сцене, находится параллельно к сцене.
2 ученик: Ложа – место, отведённое отдельно для гостей.
3 ученик: Оркестр – группа музыкантов, играющие на различных музыкальных инструментах, исполняющие музыкальные произведения.
На экране: Зрительный зал Марийского театра.
5. Устный журнал.
Первая страница: М. Шкетан – писатель-юморист
Рисунок 4
В Марийском театре с успехом шли комедии и сатирические рассказы М. Шкетана. Рассказы очень хорошо читал артист И. Россыгин.
На экране появляется круг с буквой «Р»
Рисунок 5
У: Что же означает этот символ? Это значит, что вы должны найти в конвертах такой же символ.
Дети читают, что буква «Р» – это рассказ.
У: А сейчас вы посмотрите сценку из спектакля «Ече» по рассказу Я.П. Майорова-Шкетана. Внимательно послушайте и расскажите, о чём беседуют герои.
– Салам лийже.
– Поро кече.
– Мо кÿлеш, гражданин?
– Эргымлан ече кÿлеш.
– Эргычше мызар ияш?
– Молан ийготшо.
– Мемнан ече изиланат, кугуланат уло.
– Лучко ияш.
– Вот тиде ече эргычлан лач лиеш.
– Но мо тыгай? Тошкал шогалмаште резинке уло. Тиде брак.
– Ораде улат.
– Ораде омыл, может резинке лÿвалне рож.
– Тиде йол яклештме деч, моло ечат тыгай улыт.
– Йöра, налам.
У: Это сатирический рассказ, где Шкетан смеётся над человеком, который не только в первый раз видит лыжи, но и против всяких занятий физкультурой. Кто из вас запомнил, как называется рассказ? Называется «Ече».
Вторая страница: М. Шкетан – драматург
Рисунок 6
Шкетан – также драматург. Он писал для сцены, для театра пьесы: «Весна победила», «Сардай», «Эх, родители!...». Самые известные «Сардай», «Эх, родители!...» До сих пор звучат на сцене национального театра. Талантливо исполняют свои роли актёры этого театра.
На экране появляется круг с буквой «А»
Рисунок 7
У: О чём говорит эта буква? Ответ находим опять в конвертах.
Проводится игра «Кто быстрее назовёт?»
У: Я называю начальную букву, вы – фамилию на эту букву.
У: На букву «Ф»
Дети: А. Филиппова
Рисунок 8
У: На букву «П»
Д: Пётр Пайдуш
У: На букву «Я»
Д: Василий Якшов
У: Правильно, вы назвали первых актёров театра. Назовём народных заслуженных артистов.
У: На букву «С»
Д: Прасковья Смирнова, Анастасия Страусова.
У: На букву «Р»
Д: Мая Романова <Рисунок9>, Юрий Рязанцев, Илья Россыгин
Рисунок 9
У: На букву «Т»
Д: Анастасия Тихонова
У: На букву «П»
Д: Георгий Пушкин
У: На букву «К»
Д: Олег Кузьминых
Рисунок 10
У: На букву «Г»
Д: Василий Горохов
У: На букву «Ш»
Д: М. Шкетан
А теперь давайте прговерим, кого мы запомнили. Попробуем назвать фамилии артистов, закрыв листок
1 ряд называет
2 ряд называет
3 ряд называет
Третья страница: М. Шкетан – артист и режиссёр
Рисунок 11
Игра артиста заключается не только в том, что у него хороший голос, но в умении жестикулировать. Уметь изображать радость, печаль, страх без слов, только мимикой. М. Шкетан имел талант перевоплощения. Он мог сыграть любую роль. Он в своих пьесах исполнял главные роли.
Сейчас вы попытаетесь показать свои артистические способности.
Проведём игру мимов – пантомиму.
6. Физкультминутка
(дети встают)
У: Изобразим на лице радость (дети изображают радость)
– Изобразим на лице печаль (дети изображают печаль)
– Изобразим на лице восторг, победу (дети изображают восторг)
(повторяется 2 раза)
7. Обобщение
На экране портрет М. Шкетана.
На доске запись:
- Шкетан – драматург.
- Шкетан – писатель-юморист.
- Шкетан – актёр и режиссёр.
(Дети рассказывают про него как про писателя-драматурга, юмориста, актёра и режиссёра)
У: За услуги М. Шкетана в становлении и развитии театра в честь 50-летнего юбилея в 1948 году Марийскому драматическому театру присвоили его имя.
8. Закрепление
(фронтальная работа)
У: Я думаю, что все любят разгадывать кроссворды. Давайте мы с вами попробуем разгадать кроссворд.
- Город с марийским названием.
- Родная деревня М. Шкетана
- Кто такой М. Шкетан?
- Как называют писателя, который пишет драмы?
- Название драмы Шкетана.
- Артист, который лучше всех читал юмористические рассказы М. Шкетана.
9. Закрепление с помощью теста
(с взаимопроверкой)
Каждому ученику даётся тест и таблица ответов, затем дети обмениваются таблицами для проверки
Рисунок 12
Фамилия, имя ученика
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа |
Тест:
- Год рождения театра:
а) 1920;
б) 1919. - В своих статьях М. Шкетан писал:
а) о закрытии театра;
б) о сохранении театра. - Драма Шкетана для Марийского театра:
а) «Эх, родители!»;
б) «Салика»;
в) «Летняя ночь». - Юмористические рассказы Шкетана:
а) «Ече»;
б) «Леший»;
в) «Парашют». - Заслуга Шкетана в становлении театра:
а) М. Шкетан – драматург, актёр, режиссёр;
б) М. Шкетан – художник. - С какого года драматический театр стал носить имя М. Шкетана:
а) 1950;
б) 1948.
10. Итог урока
У: Марийский национальный театр сейчас является инициатором проведения Международного фестиваля театров финно-угорских народов. В 1998 году Марийский национальный театр имени Шкетана вошёл в число 30 лучших театров России. Был награждён призом европейских театров «Золотая пальма». Во время работы 4 фестиваля театров финно-угорских народов в 2004 году в городе Йошкар-Ола было решено сделать столицу Марий Эл местом проведения всех последующих фестивалей.
11. Домашнее задание
(у всех детей листы с наброском здания театра)
Рисунок 13
У: Здание театра должно быть очень красивым. А каким бы вы хотели его видеть? Давайте пофантазируем, попробуем развить в себе дизайнерское искусство. С помощью клея, крошек чая, яичной скорлупы, крупы оформим внешний вид театра.
Список литературы.
- Захарова В.С. М. Шкетан. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2001, с. 338-339.
- Зайниев Г.З. Зеркало жизни. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1994.
- Черных С.Я. Творческий путь М. Шкетана, Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1969.
- Горохов В.М. Марийский государственный театр им. М. Шкетана. Фотоальбом, Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1994.
- Иванов С.И. Марийский государственный драматический театр им. М. Шкетана. Фотоальбом. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1969.
- Андреянов А.А., Герасимов О.М., Захарова С.П. Учебник для 5-6 кл. История и кльтура марийского народа. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1993, с. 108-112.